"Дифференциация гласных и-у".
методическая разработка по теме

Ситникова Наталья Владимировна

"Дифференциация гласных и-у"  - логопедическое занятие для учащихся 2 класса. Тема: "Коррекция оптической формы дисграфии". для усиления наглядности и тем самым сазнательности воспринимаемого материала на занятии используются ИКТ технологии. Занятие предпологает использование принципа "мини - макса",  что позволяет педагогу быстро реагировать на индивидуальные особенности, восприятие ими материала занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа

имени Н.В. Архангельского»

 «Дифференциация гласных и-у»

логопедическое занятие для учащихся 2 класса

Тема: «Коррекция оптической дисграфии.

Дифференциация гласный и-у»

Автор: учитель-логопед

Ситникова Наталья Владимировна

с. Мужи

2012

Занятие № 8

Тема: Дифференциация  гласных  и - у

Цели и задачи: Развитие знаний детей о начертании букв и-у; научить детей соотносить звуки и-у с буквами и символами для обозначения на письме; развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание; закрепить у детей знание орфографии; формировать навыки звуко-буквенного анализа.

 Оборудование:

Ход занятия

Орг. момент: (слайд 1)

1. «Найди пару».

При входе на столе лежат карточки с частью геометрических фигур.

-Чтобы найти своё место, надо разыскать вторую половину геометрической фигуры.

 2.Артикуляционная гимнастика:

1. «Улыбка»

2. «Заборчик»

3. «Часы»

4. «Песенка гласных» (фонетическая ритмика)

3.Сформулировать и записать на доске тему занятия).

-Вспомните с какими гласными мы работали на прошлом занятии?  (и-у)

-Сегодня продолжаем работать с гласными и-у. И будем учиться различать и-у на слух и при письме. (слайд 2)

Основная часть

-К нам на сегодняшнее занятие пришел герой Н.Носова Карандаш.(слайд 3)

 1. «Лесенка»

Карандаш, как вы уже догадались, очень любит рисовать. Посмотрите, какую лесенку он нарисовал. (слайд )

На первую ступеньку лесенки запрыгнул…( волк)

-Как продает голос волк? (у-у-у-у) Что он делает? (воет)

На 2-ю ступеньку забралась … (корова)

-Как продает голос корова? (му-му-му-му) Что она делает? (мычит)

На 3-тью ступеньку залетел … (воробей)

-Как продает голос воробей? (чик-чирик) Что он делает? (чирикает)

На 4-ю ступеньку запрыгнула  … (кошка)

-Как продает голос кошка? (мяу-мяу-мяу-мяу) Что она делает? (мяукает)

На 5-ю ступеньку залетел … (петух)

-Как продает голос петух? (ку-ка-ре-ку) Что он делает? (кукарекает)

На 6-ю ступеньку забралась … (мышь)

-Как продает голос мышь? (пи-пи-пи) Что она делает? (пищит)

-При звукоподражаниях каким животным и птицам слышим звук /у/?

-При звукоподражаниях каким животным и птицам слышим звук /и/?

2. Уточнение артикуляции звуков

Помогите разобраться Карандашу со звуками и-у. Чем они похожи? Чем отличаются?

Артикуляция звука /у/: при его произнесении губы вытягиваются вперед, они напряжены и оставляют узкий проход для движения выдыхаемой воздушной струи. Воздушная струя на звуке /у/ - самая концентрированная по сравнению с другими гласными звуками.

При произнесении звука /и/ губы тоже напряжены, но растянуты в стороны, а широкая воздушная струя имеет меньшую концентрацию, чем при /у/.

Звук /у/ - «узкий», «вытянутый», «угрюмый» (эти слова даны на доске, буква /у/ выделена красным цветом).

Волк в лесу воет: «У-у-у-у» (произносится вместе с детьми), ветер в трубе воет: «У-у-у-у» (произносится вместе с детьми), с сильным напором воздуха.

Звук /и/ - «широкий», «весёлый», «игривый» (эти слова даны на доске, буква /и/ выделена красным цветом), с ямочками на щеках. «И-и-и-и» (произносится вместе с детьми), - кричит малыш, не умеющий ещё говорить, и радостно гремит погремушкой.

3. Уточнение написания букв:

-Из скольких элементов состоят эти буквы?

Обе буквы имеют два элемента в написании (палочку с закруглением «крючок» и «петлю» - для буквы у; два «крючка» - для буквы «и»). Первый элемент начертания этих букв одинаковый – «крючок», вторые элементы различны: для буквы «у» - это «петля», опущенная ниже строчки, а для буквы «и» - повтор первого элемента.

Буква «у» -  «узкая», «вытянутая». Её петелька опускается ниже рабочей строки. «Игривая» буква «и» бежит по строке и веселится.

4. Гимнастика для пальчиков

Карандаш очень торопится начать работать, писать буквы и-у. Но мы-то знаем, нужно сначала сделать зарядку для пальчиков и подготовить их к работе.

5. Гимнастика для пальчиков

- Раз, два, три, четыре, пять,                             Большим и указательным пальцем одной руки

                                                                             пересчитываются пальчики другой руки.

Будем пальчики считать                                   Пальчики сжимают в кулачок

Сильные, дружные,                                            Пальчики прямые и смыкаются между собой                           

Очень – очень нужные.                                      Пальчики обеих рук «здороваются»

Упражнение аналогично выполняется для второй руки

Всем нам очень нужные.                                   Пальцы рук крепко сжимаются в «топорик».

6.Работа в тетрадях:

Запишите в тетради заборчик из букв: и у и у…  

7. Физ.минутка

Карандаш устал. И приглашает поиграть  в мяч. По очереди я вам бросаю мяч, возвращая, вы называете имя, в котором есть звук /и/.

8. Работа в тетрадях

-Помогите Карандашу вставить нужные буквы в слова.

Слова: Л_к,   п_ла,   ж_к,    с_мка,   в_шня,   к_к_шка,   гр_ша,   _ндюк,    _тка.

9. игра  «Графический диктант»

Карандаш ни как не может научиться делить слова на слоги. Каким правилом мы пользуемся деля слова на слоги? (Сколько гласных, столько и слогов) А какой секрет мы знаем, чтобы разделить правильно слово на слоги? (За слово нужно «поболеть»)

Слова: Гуси, липа, лужа, груша, тишина.

(При работе указывает количество слогов черточками. И наличие в слоге изучаемых букв. А также правило правописания жи-ши)

Итог занятия

Что мы делали на занятии?

Что нового узнали?

Пароль на выход: «Высыпите» буквы  «и» - «у». (Крупа –манка)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".

Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....

Дифференциация гласных букв у – ю.

Дифференциация гласных букв у – ю. Конспект занятия, для детей с нарушение письма, обусловленных ОНР...

Дифференциация гласных "ы-и".

Логопедическое занятие для 2 класса....

Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР,  по теме дифференциация гласных звуков...

Конспект фронтального занятия по теме: «Дифференциация гласных О-Ё» в группе детей с дисграфией смешанного типа (2 класс)

ЦЕЛИ:Коррекционно-образовательные: учить дифференцировать гласные о-ё в слогах, словах, словосочетаниях; познакомить с образованием гласной Ё; закрепление умений согласования местоимений с существител...

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных ».

1. Формирует умение дифференцировать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;2. развивает фонематическое восприятие; навыки ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Дифференциация гласных и согласных звуков - школа Бабы Яги»

Детский сад «Детство»  Конспект группового логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида №10 учитель - логопед Насонова Т.Р.  06.04.2017г.Дети вместе со взр...