Занятие по валеологии с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект урока по теме

Короткова Наталья Александровна

"Точка, точка, запятая..."

Конспект открытого занятия по ознакомлению с организмом человека, с некоторыми его внутреннеми органами, с дыхательным упражнением, с упражнением по профилактике сколиоза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochka_str.no20.rar416.22 КБ

Предварительный просмотр:

Точка, точка, запятая…

Форма: занятие.

Цель: дать представление, что такое человеческий организм; познакомить с некоторыми внутренними органами; закрепить упражнение по профилактике сколиоза; познакомить с дыхательным упражнением; развивать внимание; учить осознанно относиться к своему здоровью и всегда стремиться укреплять его.

Участники: воспитатель, дети.

Воспитатель: Короткова Н. А

Цель: дать представление, что такое человеческий организм; познакомить с некоторыми внутренними органами; закрепить упражнение по профилактике сколиоза; познакомить с дыхательным упражнением; развивать внимание; учить осознанно относиться к своему здоровью и всегда стремиться укреплять его.

Оборудование.  Иллюстрации скелета, сердца, легких, желудка; плакат с изображением некоторых органов человека; музыкальная композиция; фонендоскоп. Картинки фруктов и овощей; плакаты с различными  физическими упражнениями; картинки с различными спортивными играми; воздушные шары; мяч; мел.

                       Ход занятия

    Звучит музыкальная композиция «Точка, точка, запятая…». Ребенок рисует человечка на доске.

Воспитатель. – Ручки, ножки, огуречик –

Так  устроен человечек?

Ребенок.  – Не согласен, вовсе нет!

В человеке есть скелет!

С головы до самых пяток

В теле должен быть порядок.

Воспитатель. – А зачем скелет человеку?(Ответы детей.)

Совершенно верно – скелет помогает нам «держать» свое тело. Без скелета мы были бы похожи на кисель или медузу. Представьте, чтобы с нами случилось, если бы наш скелет убежал от нас?

Динамическое упражнение «Медуза» (для профилактики сколиоза.)

И.п. – лежа на животе, раздвинув в стороны ноги и руки. Поднять руки, ноги, голову и корпус и держать на 4 счета. Затем медленно опуститься на пол и немного расслабиться. Повторить упражнение 3 – 4 раза.

Воспитатель. – Ребята, а еще наш скелет охраняет внутренние органы. Мы их не видим, но мы их чувствуем. Части тела называются «органы». Каждая часть или орган выполняет свою работу. Например: глаз – орган зрения, рука – орган движения. В теле человека много частей. Какие части тела вы знаете? (Ответы детей.)

   Сегодня мы познакомимся с некоторыми внутренними органами. Когда вы много и быстро бегаете, то слышите, как бьется ваше сердце?

   У каждого человека есть сердце. Сердце – как моторчик, «гоняет» кровь ко всем органам и кормит нас изнутри. На картинке нарисовано сердце человека и кровеносные сосуды. Сосуды – это длинные трубочки, которые разносят кровь по всему телу. Поэтому, где бы вы ни поранили свою кожу, сразу появляется кровь.

   На этой картинке доктор слушает сердце девочки, проверяет – ритмично  ли  оно  работает. Прибор, которым можно послушать, как бьется  сердце, называется «фонендоскоп». Сейчас вы сами послушаете, как бьется сердце. (Поочередно слушаем «фонендоскопом» ритм  сердца). На что похожи звуки? (Ответы детей). Действительно, звуки похожи  на  ритмичные  удары  большого барабана.

Чтобы сердце хорошо работало необходимо выполнять некоторые правила:

  1.  Ежедневно делай разнообразные физические упражнения. Это улучшает кровообращение.
  2. Ешь мясо, рыбу, фрукты и овощи.
  3. Тщательно промывай каждую царапину и порез. Это предохранит кровь от микробов, которые могут попасть в нее через ранку.

   Попробуйте на несколько секунд задержать дыхание, потом…пффф! Не получается долго – мы должны заполнить легкие воздухом, потому что в нем содержится кислород. Он необходим для нашего тела, как пища и вода. Посмотрите на эту картинку – мы вдыхаем воздух через нос, а он попадает в легкие. Легкие – орган дыхания. Они как бы воздушные шары – внутри организма. Когда мы с вами вдыхаем воздух, то наполняем эти шарики; когда выдыхаем – «сдуваем» шарики, чтобы потом снова набрать свежего воздуха. (Надуваю и сдуваю шарик).

Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше.

Хотите посмотреть какой объем легких у вас?

В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите.(Дети выполняют задание).Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Если кислорода в комнате становится мало, нам трудно дышать, начинает болеть голова, и, значит, нужно проветрить комнату.

    Человек постоянно вдыхает в себя  воздух, даже когда спит! Если вдыхать очень холодный воздух, то можно заболеть. Поэтому нельзя сопротивляться, когда взрослые говорят, что нужно теплее одеваться.

Важно  научиться  правильно  и  глубоко  дышать. Каждое утро обязательно делать зарядку.

   Дыхательное  упражнение. (По методике Б.С. Толкачева).

   Дети встают, потягиваются всем телом, делают энергичный выдох. Делая повороты головой в соответствии с текстом, ребята выполняют акцентированное диафрагменное дыхание (спокойный вдох и быстрый силовой выдох с втягиванием живота за счет  сокращения мышц, вытягивая губы в трубочку и произнося: «У-у-ух!..»).

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем  на живот,

Как трубка станет рот,

А теперь на облака

И остановимся пока.

 Воспитатель. –  Для чего машине «горючее»? правильно, чтобы двигаться. Нам с вами тоже нужно постоянно двигаться! Поэтому нашему телу, как и машине, нужно «горючее».  Для этого мы едим и пьем, а желудок  перерабатывает пищу. Желудок – орган пищеварения. Посмотрите на картинку – на что похож  наш  желудок? (Ответы детей). Он похож на мешочек.

   На этом плакате  изображены различные органы человека – найдите и назовите, те органы, которые участвуют в пищеварении. (Плакат, на котором изображены  язык, сердце, зубы, ухо, желудок, легкие.) сначала пища попадает к нам в рот, измельчается с помощью зубов и языка, потом попадает в желудок. Если вы плохо пережевываете пищу, желудок страдает от этого.

Чтобы не допустить желудочных заболеваний, нужно запомнить несколько правил:

  1. Тщательно пережевывай пищу.
  2. Не переедай.
  3. Ешь свежие и полезные продукты.

Если почему-то заболит животик, надо  показаться  врачу, он его ощупает и назначит нужное лечение.

   Ребята, а как вы думаете, кто руководит и управляет таким сложным организмом?

   Самый важный орган человека – мозг. Он находится в голове и управляет всеми другими органами. Прикажет ногам, и они пойдут, прикажет рукам, и они поймают мяч.

Физкультурная минутка. «Лови – бросай»

По команде «лови» вы должны поймать мяч, по команде «бросай» - бросить мне мяч обратно. Приготовились, начали!

Воспитатель. –  Давайте закроем глаза и начнем  думать о большом самолете, летящем в облачном небе. Старайтесь представить его  себе так ясно, как будто видишь его на самом деле… И ты действительно увидишь самолет!

   Как это получилось? Это твой мозг сам, без бумаги, карандаша и красок  нарисовал его тебе.

   Мозг можно и нужно тренировать, чтобы он проявил все свои замечательные способности.

Вот некоторые правила, которые нужно соблюдать.

  1. Всегда хорошо высыпайся: уставший мозг не может хорошо работать.
  2. Регулярно и полноценно питайся: голодный мозг  «соображает» плохо.

Мы узнали сегодня, что наше тело состоит из различных по форме и значению органов, которые «договорились» и создали наш организм, такой простой и сложный, прочный и хрупкий.

Что нужно делать, чтобы хорошо работали сердце и легкие?

  1. Регулярно заниматься физкультурой, бегать и играть в подвижные игры.
  2. Научиться правильно и глубоко дышать.

Почему нужно тщательно пережевывать пищу и не переедать? Как вы думаете, почему нельзя голодать?

(Ответы детей.)

Какой внутренний орган самый главный? (Ответы детей.)

   Каждый человек должен заботиться о своем здоровье, потому что никто не позаботиться о тебе лучше, чем ты сам. Берегите себя!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методо...

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.

Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....

Презентация к занятию с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Посуда"

Презентация может быть использована логопедами при работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста...

ЗАНЯТИЕ ПО ВАЛЕОЛОГИИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА) " ОВОЩИ – наши помощники в укреплении здоровья, ВСЕГДА ЛИ?"

Pакрепление  знаний  детей о пользе витаминов для нашего организма.Формирование  представлений  детей о нитратах....