Национально-региональный компонент на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста.
материал на тему

Монгуш Саглай Анатольевна

В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методов, ориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nacionalno-regionalnyy_komponent.docx287.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное  образование учреждение центр развития ребенка – Детский сад № 29 г. Кызыла

Использование

 национально-регионального компонента на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста

Составила педагог

дополнительного образования

по хореографии Монгуш С.А.

Кызыл – 2010г

Дошкольный возраст -  один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В настоящее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчипга, танцев и другие. Однако, на мой взгляд, наиболее эффективной представляется собстственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее.

Хореография -- искусство синтетическое, издавна любимое детьми. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и в целом психического развития детей.

Хореография является наиболее эффективным средством тренировки детского организма, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.

Танец служит не только как средство психофизической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальной личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения. Занятия с использованием музыки и танца стимулируют творческий потенциал детей, способствуют коррекции системы отношений личности.

Танец также имеет большое воспитательное значение. Осваивая его, дети не только разучивают движения, но и создают художественный образ, а для этого нужно понимать музыку, найти характер движений, ощутить культуру, национальные особенности пластики танца того или иного парода.

В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методов, ориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.


Работая над темой «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО  ХОРЕОГРАФИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО Д0ШК0ЛШЬНОГО ) ВОЗРАСТА», я ставила перед собой цель: Содействовать всестороннему развитию личности, сохранению и укреплению детей старшего дошкольного возраста средствами хореографической деятельности через использование национально - регионального компонента.

Исходя из дели предусматривается решение следующих задач:  области хореографии:

  1. формировать умения понимать «язык» движения, их красоту;
  2. формировать умения выражения собственных ощущений, используя язык
       хореографии;

- формировать     начальные     знания     в     области     национального хореографического искусства;

В области воспитания:

  1. содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка;
  2. развивать чувства гармонии, чувства ритма;
  3. формировать предпосылки лидерства, инициативу, чувство товарищества,
    взаимопомощи и трудолюбия;

     В области физической подготовки:

  1. развивать гибкость, координацию движений;
  2. формировать правильную осанку;

- способствовать  оптимизации  роста  и  развития  опорно-двигательного
аппарата.

Успешное решение поставленных задач па занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно при использовании следующих педагогических принципов:

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим -определение посильных для него заданий.

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

Принцип систематичности - один из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.

Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающее на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.

Занятия по хореографии проводятся в средних, старших и подготовительных группах 1 раз в педелю. Мальчики и девочки занимаются вместе. Основные формы занятий, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста, это:

  1. интегрированные;
  2. интегрированные с элементами импровизации;
  3. индивидуальные;
  4. репетиционно - постановочные в зависимости от сложности постановки    танца и его тематики.

С первых минут на занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. С этой целью для каждого упражнения, игры, танца стараюсь выбрать наиболее эффективный путь объяснения того или иного музыкально-двигательного задания.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы обязательно предваряю точным показом. Это необходимо потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Но в некоторых случаях, особенно в начале работы над новым танцем, упражнения выполняю вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.

Словесный метод. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Детей с первых же занятий знакомлю со специальными терминами, такими как построение в шахматном порядке, реверанс, основная стойка, стрейчинг, партерная гимнастика и др. К концу учебного года дети осмысленно воспринимают и выполняют упражнения по словесному заданию.

Импровизационный метод. В начале работы очень часто сталкивалась с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. Обрести уверенность,

внутреннюю и внешнюю свободу ребенку помогают различные упражнения, игры, этюды. С этой целью на занятиях использую импровизацию, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Успех импровизации порой зависит от самочувствия ребенка, поэтому игры и этюды с элементами импровизации провожу не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собраны, и их воображение «не разогрето», а но второй его половине.

Метод иллюстративной наглядности. Занятия по хореографии не исчерпываются только задачами физической и музыкальной тренировки. Перед постановкой танцев при помощи иллюстраций, фото и видеоматериалов знакомлю детей с культурой, традициями, национальными костюмами того или иного народа. Стараюсь, чтобы увиденное не было лишь пассивным созерцанием, а было понятным и интересным для детей.

Игровой метод. Игра всегда вызывает у детей веселое настроение. При обучении детей движениям использую игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: «Нужно прыгать, как зайчики», «Побежим легко и тихо, как мышки». Интерес у детей не снижается, даже если по ходу игры вношу тс или иные изменения, усложняя или облегчая задание. И именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников.

Среди любимых детьми игр и очень полезных упражнений - «Круг дружбы». Дети встают в круг и один за другим па определенный музыкальный счет подают друг другу руки. Так в игре помогаю им усвоить счет, что в дальнейшем дает ребенку возможность безошибочно начать движение па указанную долю музыкального такта. Когда дети хорошо усваивают счет, задаю им движения посложнее, такие, например, где маршировка соединена с хлопком в ладоши и др.

Во время занятия включаю такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм детей. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.

На протяжении всего занятия и особенно па его начальных этапах слежу за формированием правильной осанки детей. С этой целью предлагаю детям задания на различные прогибания и выгибания позвоночника; упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Интересны для детей и подвижные игры, направленные на фиксацию правильной осанки. Практически   в   любую   игру   можно   внести   элементы  формирования

правильной осанки. Например, «Пятнашки». Осалить игрока нельзя, если он принял положение правильной осанки у стены или в парах «спина к спине». Или игра «Ходим в шляпах»: детям кладут па голову «шляпу» - мешочек, дощечку или колесо от пирамиды. Они по сигналу начинают двигаться по залу, выполняя различные задания: пройти по прямой линии, по кругу, с перешагиванием через предметы. Выигрывает тот, у кого «шляпа» не упадет.

Каждое занятие обычно закапчиваю заданиями па расслабление, несложными танцевальными комбинациями, составленными из элементарных движений небольшой амплитуды, из легких шагов и дыхательных упражнений. Это действует успокаивающе. И, конечно, начинается и заканчивается каждое занятие традиционно поклоном, маленьким знаком внимания.

В течение всего периода обучения дети знакомятся с разнообразными видами хореографии:

  1. Элементы бального ганца;
  2. народные танцы (русские народные, тувинские народные, восточные
    ганцы);
  3. сюжетно-игровые;
  4. стрейчинг (комплекс статических растяжек, в игровой форме);
  5. музыкально-ритмические занятия.

Опыт работы показал, что в начале учебного года па занятиях должны преобладать элементы музыкально-ритмического воспитания, простейшие комбинации детских бальных танцев. Элементы народных танцев, стрейчинга лучше изучать позже, когда дети обретут достаточную свободу в выполнении движений и хорошую координацию.

Показ танца, выступления перед публикой является необходимым этапом моей работы. Подбор репертуара танцев планирую б соответствии с годовым планом нашего дошкольного учреждения, учитываю тематику утренников, предстоящие конкурсы.

Необходимо отметить, что подбор ганцев, тема постановок в значительной мере зависит и от возраста исполнителей, их увлечений, к которым следует прислушаться. Ребенку надо найти близкий материал и

интерпретировать его в доступных ему приемах и формах.

Средняя группа

Танцы: «Медвежата», « Снежинки», « Петрушки», «Зайцы и Снегурочка»,

«Настоящий друг», « Божья коровка», « Колобок», « шалунишки»….

Старшая группа

Танцы: « Старинная полька», « Пряничный домик», « Веселая полька»,


« Три поросенка», «Приветственный» – тувинский танец « Хлопушки», « Непогода»….

Подготовительная группа:

« Хоровод на новый лад », « Восточные красавицы», « Приветственный танец  девочек», « Ойнаарам» (танец игрушек), « Аъдым» - тувинский танец мальчиков, « Цветы Тувы», « Паруса», « Синий платочек», « Тевек»-танец игра , « Весенний самоцвет», « Цам»-танец 12 годов….

Самая большая радость для ребенка - узнать в танце самого себя и то, что его окружает. Эта радость узнавания, важная в искусстве вообще, у детей выявляется особенно ярко.

Много замечательных тем и образов подсказывает народный танец.

Обучение исполнению русских народных танцев я начинала с обучения хороводных танцев, включающих такие элементы как основной шаг, переменный шаг, шаг с носка, ходьба но кругу, ходьба колоннами. Из этих элементов и состоят танцы « брови », « хоровод на новый лад », подготовленный с детьми старшей и подготовительной к школе групп.

Народный танец па протяжении всей своей истории не мог существовать вне народных традиций, духовной и материальной культуры. Каждый народ создал свои, только ему присущие пляски, музыку, песни, игры.

Для тувинского народного танца характерны элементы, исполняемые только мужчинами, и элементы, исполняемые только женщинами.

В мужском танце преобладают прыжки, трюки, кувырки, танец отличается экспрессией и подвижностью. Это все можно отметить в танце «Аъдым »(скачки), исполненном группой мальчиков старшей групп. Уже название этого тувинского танца говорит само за себя. Езда па лошадях -любимое занятие тувинцев, и этот темпераментный, темповый танец хорошо передает момент состязания конников.

Для женского тувинского народного ганца характерны движения кистей рук (вращение внутрь и наружу; сгибание и разгибание в запястье; легкое «вздрагивание» кистей), причем делать это можно сидя на полу на коленях. Для женского танца характерны медленные и плавные перемещения в пространстве, сохранение правильной осанки, изящество в движениях. Исполнять танец нужно очень нежно, мягко, грациозно. Плавные движения рук должны быть слитными , движения рук не должны прерываться.

Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест. Для того, чтобы красиво двигаться,надо выбрать очень хорошую музыку, воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая     исключительной     силой    эмоционального     воздействия, сопровождая    движения,    повышает    качество    их    исполнения выразительность, ритмичность, четкость, координацию.   Итак, музыкальное сопровождение - дело первостепенной важности.

Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Во время занятия используется музыка:

Современная, вальс, полька, марш, восточная, детские песни в современной аранжировке.

Работая с маленькими « Артистами» ведь кроме обычных трудностей, всегда сопутствующих сочинению танца, необходимо учитывать костюмы. Вынашивая тот или иной номер, выбирая сюжет, всегда нужно помнить, для кого именно предназначена постановка. Были костюмированные номера к примеру: « Божья коровки", « Матросы», « Аъдым», « Цветы Тувы»,

 « Восточные красавицы», «Пряничный домик», « Барыня»

Работая над постановкой танцев мне в работе понадобилась игрушка, не только красивая, безопасная, по и интересная детям. Самые приемлемые в танце игрушки - мягкие игрушки (мишки,зайчики), мячи, детские зонтики, тряпичные « божьи коровки». Игрушка уже знакома малышу и у него есть опыт общения с ней, усиливает интерес к танцу. Ибо увлеченные игрушкой ,они перестанут фиксировать свое внимание на технических сложностях танца.

В итоге проделанной работы я пришла к следующим результатам.

  1. Дети     стали     более    самостоятельными,    заметно     повысилась
    самоорганизация детей,  умение  проявить  артистизм,  уверенность,
    собранность, улучшилась память, ориентация в пространстве, стали
    лучше эмоционально передавать игровые образы.
  2. У   детей   расширился   кругозор,   воображение,   раскрепощенность,
    чувство ритма, гибкость, выносливость, нравственные качества.

Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков. приобретенных на занятиях, помогает сплотить ребят.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.

Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....

Занятие по валеологии с детьми старшего дошкольного возраста

"Точка, точка, запятая..."Конспект открытого занятия по ознакомлению с организмом человека, с некоторыми его внутреннеми органами, с дыхательным упражнением, с упражнением по профилактике сколиоза....

Планирование познавательно-развивающей с включением здоровьесберегающего компонента деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Азбука питания"

Будучи симбиозом решения коррекционных, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач,  познавательно-развивающая деятельность «Азбука питания» приобретает особое значение к...

Конспект комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как Старичок Боровичок узнал, что такое деньги» Возраст обучающихся: от 5 - 6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеПанаевский детский сад «Красная шапочка»           Конспект комбинирован...