Особенности формирования психических процессов у детей с ЗПР
план-конспект занятия по теме

Дубровская Светлана Николаевна

В работе рассматриваются особенности формирования памяти, внимания, мышления у детей, имеющих задержку психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования психических процессов у детей с ЗПР.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.

Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

 У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.  Дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое. В то же время, в отличие от умственно отсталых, дети рассматриваемой категории относительно простые узоры выполняют правильно. Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет (заяц, кукла, кот). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения. особенностей внимания

В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей

данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость,  заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении, недостаточный объём и точность запоминания, преобладание механического запоминания над словесно-логическим.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности.  Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.

У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.

Ещё у детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению.

У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это

свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости

Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию.

Клинические и нейропсихологические исследования выявляют отставание в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. У этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла. Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.

Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме.



Предварительный просмотр:

Система занятий по формированию связной речи  у детей билингвистов.

                                                                

С каждым годом увеличивается приток в Москву людей,  русский язык для которых не является родным. Проблемы адаптации к жизни, обучение в мегаполисе мигрантов все острее и острее обнажаются с каждым днем. До сих пор этой проблемы не существовало, так как миграция была незначительна. Из постсоветских республик к нам приезжали люди, которые хоты бы когда-то изучали русский язык. Элементарные знания языка у них сохранились. Русский язык как иностранный изучали в основном иностранные студенты в возрасте от 18 до 25 лет.

        В настоящее время обучение русскому языку в бывших республиках СССР или не проводится вообще или количество часов для изучения русского языка ничтожно мало. Экономическая ситуация в этих республиках подталкивает  трудоспособное население переезжать из республики в республику.  В Россию приезжают теперь не только учиться, но и на поиски работы. Возрастной диапазон людей, не владеющих русским языком,  расширился. Теперь мы можем встретить и ребенка и пожилого человека, которые не знают русского языка и проживают в России.

 Разработанные ранее программы были сориентированы на студентов, то есть взрослое население. Не существовало программ для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Теперь же потребность в этом особенно заметна. Большинство мигрантов постоянно проживают в российских городах, их дети стали посещать детские сады и школы, в которых нет преподавателей, способных помочь ребенку инофону в овладении русским языком. Давно замечено, чем раньше начинается процесс освоения любого иностранного языка, тем успешнее он завершается. Это имеет прямое отношение и к русскому языку.

        В раннем возрасте (дошкольном) дети более эмоционально открыты и восприимчивы. Более того,  они находятся в наиболее благоприятном  периоде для овладения речевыми функциями. Это объясняет необходимость проведения специальных речевых занятий с детьми мигрантов уже в детском саду. Проведенная уже в этом возрасте работа по обучению таких детей русскому языку поможет в дальнейшем более успешному их обучению в школе, более полной социализации в обществе.

        Разработанные занятия являются примером  обучения детей-иностранцев русскому языку в условиях массового детского сада.

        Общей целью обучения русскому языку  в данном контексте является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое овладение русской устной речью, собственно обучение говорению, обучение общению на русском языке. Обучение коммуникативно-речевым навыкам должно осуществляться в различных формах: ролевая игра, игра-соревнование, собеседование, ситуативные задания, ответы на вопросы, творческие задания, а так же инсценировки сказок, концерты, утренники, праздники. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является наглядно-действенная. Это надо учитывать при подборе дидактического материала для занятий. Необходимо насыщать занятия большим количеством картинного материала, раздаточного материала, настольно-печатными играми и различными игрушками. Это поможет вызвать положительные эмоции и стимулировать развитие детей, чтобы у них возникло желание принимать активное участие в работе.

В процессе обучения необходимо использовать  лексический материал наиболее значимый для детей данного возраста, материал, который поможет им общаться со сверстниками, вести диалоги, сформировать правила корректного поведения.

Задачей данного этапа обучения является:

- формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях;

- формирование культуроведческой компетенции: начальные сведения о русском быте и правилах речевого этикета в типовых ситуациях;

_ формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности.

Учащийся должен научиться:

- вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, просить повторить;

- задавать вопрос или сообщать о факте, событии, лице. Предмете, о качестве, о событии, действии, времени и месте действия его причине.- выражать желание, просьбу, предложение, согласие и несогласие;

- выражать элементарные коммуникативные намерения в магазине, в столовой, на улице города, в разговоре по телефону, в общении в группе, во дворе, на спортивной площадке.

За время обучения у ребенка необходимо сформировать умение различать в речевом потоке отдельные звук, слоги, слова, словосочетания и предложения; понимать на слух информацию, содержащуюся как в диалогической, так и в монологической речи; умение самостоятельно продуцировать связанные высказывания в соответствии с предложенной темой; умение отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного;

Умение ставить ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного; умение составить описание или повествование по картинкам;

Умение адекватно реагировать на реплики собеседника, инициировать диалог и выражать коммуникативные намерения в минимальном наборе речевых ситуаций.

        Главная задача подобных занятий – обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы.

                                                                                        

                        

Урок 1                                                                                                

Тема: «Моя семья, мои родственники».                                                

Словарь: мой папа, моя мама, мои родители, бабушка, дедушка

Твой, твоя, твои

Задание № 1

Педагог крепит на доске картинки «Папа», «Мама». «Бабушка», «Дедушка», «Брат», «Сестра». Детям предлагается прослушать разговор.

Педагог. Здравствуй! Как тебя зовут?

Кукла. Здравствуйте. Меня зовут Аня

П. Очень приятно, Аня. Меня зовут Зоя Борисовна.

К. Очень приятно, Зоя Борисовна.

Педагог показывает картинку «Папа».

А кто это? Твой папа?

К. Да, это мой папа.

Педагог показывает картинку «Мама»

А кто это? Твоя мама?

К. Да, это моя мама.

Педагог показывает на картинки «Мама», «Папа».

Это твои родители?

К. Да, это мои родители.

Задание № 2

Педагог предлагает задать эти вопросы Ане.

Ребенок. Здравствуй! Как тебя зовут?

К. Здравствуй. Меня зовут Аня.

Р. Очень приятно, Аня.

Ребенок показывает картинку «Папа».

А кто это, твой папа?

К. Да. Это мой папа.

Ребенок показывает картинку «Мама».

А кто  это, твоя мама?

К. Да, это моя мама.

Ребенок показывает на картинки «Мама», «Папа».                                 

Это твои родители?

К. Да, это мои родители.

                                                                                                

Задание № 3

А) Педагог предлагает детям нарисовать своих маму и папу. Пока дети рисуют, он подходит к каждому ребенку и задает вопросы по его рисунку (задание № 2). Дети отвечают на вопросы.

Б) Педагог предлагает детям задать вопросы друг другу.

Задание № 4

Педагог вешает две картинки «Бабушка», «Дедушка» и предлагает послушать разговор.

А) Педагог показывает на картинку «Дедушка».

Аня, кто это, твой дедушка?

К. Да, это мой дедушка.

Педагог показывает на картинку «Бабушка».

Аня, кто это, твоя бабушка?

К. Да, это моя бабушка.

Педагог показывает на картинку «Дедушка» и «Бабушка».

Это твои дедушка и бабушка?

К. Да, это мои дедушка и бабушка.

Б) Педагог предлагает детям  задать эти вопросы Ане.

Задание № 5

Педагог предлагает одному ребенку «побыть Аней», отвечать за Аню на все вопросы, которые ему будут задавать дети.

                                                                

                        Урок 2

Тема: «Моя семья, мои родственники».

Мой папа, моя мама, мои родители, бабушка, дедушка.

Маленькая, большая семья

Задание № 1

П. Показывает детям картинку «Маленькая семья»

Это Аня, это папа, это мама, это дедушка, это бабушка. Это семья. Повторите.

Ребята повторяют сначала хором, потом по одному. Это семья.

Задание № 2

Преподаватель показывает детям картинку «Маленькая семья». Как вы думаете (характерный жест руками) – это большая семья или – (характерный жест руками) маленькая семья?

Р. Это маленькая семья.

П. Правильно, это маленькая семья. А это (показывает картинку «Большая семья») большая семья или маленькая семья?

Р. Это большая семья.

Задание № 3

А) Преподаватель показывает детям по очереди картинки «Большая семья» и «Маленькая семья».

П. Какая это семья?

Р. Это большая семья.

П. Какая это семья?

Р. Это маленькая семья.

Б) Преподаватель предлагает детям задавать этот вопрос и отвечать по цепочке.

Задание № 4

А) Преподаватель предлагает детям послушать разговор кукол.

1 кукла показывает на картинку «Маленькая семья». Это твоя семья?

2 кукла. Нет, это не моя семья. Это маленькая семья, а моя – большая.

                                                                                                

Б) Преподаватель предлагает детям самим задать вопрос кукле.

В) Преподаватель предлагает детям самим воспроизвести этот диалог.

Задание № 5

Преподаватель по очереди обращается к каждому ребенку, показывая на картинку «Маленькая семья».

П. Это твой папа?

Р. Нет, это не мой папа.

П. Это твоя мама?

Р. Нет, это не моя мама.

П. Это твои родители?

Р. Нет, это не мои родители.

П. Это твоя бабушка?

Р. Нет, это не моя бабушка.

П. Это твой дедушка?

Р. Нет, это не мой дедушка.

П. Это твои бабушка и дедушка?

Р. Нет, это не мои бабушка и дедушка.

П. Это твоя семья?

Р. Нет, это не моя семья. Это маленькая семья, а моя семья большая.

Задание № 6

Преподаватель приглашает детей по очереди к доске и указывая на картинку задавать другому ребенку один из этих вопросов.


                                                                                        

                 Урок 3

Тема: «Моя семья, мои родственники»

Мой папа, моя мама, мои родители, бабушка, дедушка, маленькая, большая семья, дочь, внучка.

Задание № 1

 Преподаватель, показывая детям картинку «Маленькая семья», предлагает ответить на вопросы.

П. Какая это семья?

Р. Это маленькая семья.

П. Указывает на папу и маму. Кто это?

Р. Это родители.

П. Указывает на маму. Кто это?

Р. Это мама.

П. Указывает на папу. Кто это?

Р. Это папа.

П. Указывает на бабушку. Кто это?

Р. Это бабушка.

П. Указывает на дедушку. Кто это?

Р. Это дедушка.

П. Указывает на Аню. Кто это?

Р. Это Аня.

П. Правильно, это Аня. Аня девочка или мальчик?

Р.  Аня – девочка.

П. Да, Аня – девочка.

Задание № 2

Преподаватель размещает на доске картинки «Мальчик», над ним слева – «Мама, папа». Справа – «Бабушка, дедушка», проводит цветным маркером стрелочки.

П. Аня девочка, но еще Аня  ( показывает на картинку «Мама, папа») Аня – дочь. Повторите.

Р. Дочь

П. А еще Аня (показывает на картинку «Бабушка, дедушка») Аня – внучка. Повторите.

Р. Внучка.

П. Правильно. Для папы и мамы Аня – дочь. Для дедушки и бабушки Аня – внучка.

                                                                                                

Задание № 3

Преподаватель вызывает к доске четверых детей. Двоих ( мальчика и девочку ) ставит под картиной «Мама, папа». Двоих (мальчика и девочку) ставит под картиной «Бабушка и дедушка».

П. Ты мама, Аня твоя дочь, ты папа, Аня твоя дочь, ты бабушка. Аня твоя внучка, ты дедушка, Аня твоя внучка.

Показывает на картинку «Аня», обращается к «маме». Кто это?

Р. Это моя дочь Аня.

П. показывает на картинку «Аня», обращается к «папе».  Кто это?

Р. Это моя дочь Аня.

П. показывает на картинку «Аня», обращается к «бабушке». Кто это?

Р. Это моя внучка Аня.

П. показывает на картинку, обращается к «дедушке». Кто это?

Р. Это моя внучка Аня.

Задание № 4

Педагог вызывает к доске новую четверку и предлагает повторить задание № 3 только вопросы должны задавать дети.

                        Урок 4

Тема: «Моя семья, мои родственники»

Мой папа, моя мама, мои родители. Бабушка,  дедушка, маленькая, большая семья, дочь, внучка, дети, сын, внук, брат, сестра.

Задание № 1

Преподаватель размещает на доске картинки «Мальчик», над ней «Девочка», слева – «Мама, папа», справа – «Бабушка, дедушка», проводит стрелки цветным маркером.

Это он. Он мальчик. Но еще он  (показывает на картинку «Мама, папа») – сын. Повторите.

Р. Сын.

П. А еще он ( показывает на картинку «Бабушка, дедушка») – внук. Повторите.

Р. Внук.

П. Правильно. Для папы и мамы он сын, для дедушки и бабушки он – внук.

П. А «Мальчик и девочка» (показывает на картинки) – брат и сестра. Повторите.

Р. Брат и сестра. Девочка – сестра. Мальчик – брат.

Задание № 2

Преподаватель показывает картинку «Большая семья».

Это семья. Это родители, папа и мама, это бабушка и дедушка, а это дети: Коля, Вася, Нина и Лиза. Это – дети. Повторите.

Р. Это – дети.

Преподаватель показывает на Колю. Как его зовут?

Р. Его зовут Коля.

Преподаватель показывает на Нину. Как ее зовут?

Р. Ее зовут Нина.

Преподаватель показывает на Васю. Как его зовут?

Р. Его зовут Вася.

Преподаватель показывает на Лизу. Как ее зовут?

Р. Ее зовут Лиза.

Задание № 3

П. Ты – мама, Вася - твой сын, а Нина - твоя дочь. Это твои дети. Ты папа, Вася – твой сын, а Нина – твоя дочь. Это твои дети. Ты бабушка, Вася – твой внук, а Нина -  твоя внучка. Это твои внуки. Ты дедушка, Вася -  твой внук, а Нина – твоя внучка. Это твои внуки. Ты Вася, вот твой папа, вот твоя мама,  вот  твой дедушка, вот твоя бабушка, вот твоя сестра.  Ты  -Нина, вот твой папа,  вот твоя мама, вот твой дедушка, вот  твоя бабушка,  вот твой брат.

Преподаватель показывает на «Васю», потом на «Нину», обращается к «маме». Кто это? А кто это?

Р. Это мой сын Вася. Это  - моя дочь Нина. Это мои дети.

Преподаватель показывает на «Васю», потом на «Нину», обращается к «папе». Кто это? А кто это?

Р. Это мой сын Вася. Это моя дочь Нина. Это мои дети.

Преподаватель показывает на «Васю» и на «Нину», обращается к «бабушке». Кто это? А кто это?

Р. Это мой внук Вася, а это – моя внучка Нина. Это мои внуки.

Преподаватель показывает на «Васю» и на «Нину», обращается к «дедушке». Кто это? А кто это?

Р. Это мой внук Вася, а это – моя внучка Нина. Это мои внуки.

Преподаватель показывает по очереди на «Васю», «папу», «маму», «бабушку», «дедушку», обращается к «Нине». Кто это? Кто это? А кто это? А кто это?

Р. Это мой брат Вася. Это мой папа. Это моя мама, это моя бабушка, это мой дедушка.

Преподаватель показывает по очереди на «Нину», «папу», «маму», «бабушку», «дедушку», обращается к Васе. Кто это? Кто это? А кто это? А кто это?

Р. Это моя сестра Нина. Это мой папа, это моя мама, это моя бабушка, это мой дедушка.

Затем поменять роли, вопросы задавать в разбивку.

Задание № 4

Преподаватель предлагает детям нарисовать свою семью. Пока дети рисуют, подходит к каждому ребенку и задает вопросы. Кто это? А кто это? Как ее зовут? Как его зовут?

Дети рисуют и отвечают на вопросы.

                        Урок 5

Тема: « Моя семья, мои родственники»

Мой папа, моя мама, мои родители, бабушка, дедушка, маленькая семья, большая, семья. Сын, дочь, внук, внучка, дети, брат, сестра, младший(ая), старший(ая).

У тебя есть брат? Да, у меня есть брат. У тебя есть сестра? Нет. Брат – братья. Сестра – сестры.

Задание № 1

Преподаватель предлагает детям повторить рассказ по картинке «Большая семья».

Это семья. Это папа, это мама, это бабушка, это дедушка, это дети: Вася, Нина, Лиза и Коля.

Задание № 2

А) Преподаватель предлагает детям послушать разговор кукол.

1 К. У тебя есть брат?

2 К. Да, у меня есть брат. А у тебя?

1 К. У меня тоже есть брат. А у тебя есть сестра?

2 К. У меня есть сестра. А у тебя?

1 К. У меня нет сестры.

Б) Преподаватель предлагает повторить этот диалог с куклой № 1.

В) Преподаватель предлагает ребенку повторить этот диалог с куклой № 2.

Г) Преподаватель предлагает двоим детям повторить этот диалог.

Задание № 3

Преподаватель показывает картинку «Большая семья». Это Вася и Коля. Они братья. Повторите.

Р. Вася и Коля – братья.

П. Вася – старший брат, Коля – младший брат. Повторите.

Р. Вася – старший брат. Коля – младший брат.

Преподаватель показывает на Васю. Какой это брат?

Р. Старший.

Преподаватель показывает на Колю. Какой это брат?

Р. Младший.

Дети задают вопрос и отвечают по цепочке.

 Задание № 4

Преподаватель показывает картинку «Большая семья». Это Нина и Лиза. Они сестры. Повторите.

Р. Нина  и Лиза – сестры.

П. Нина – старшая сестра. Лиза – младшая сестра. Повторите.

Р. Нина – старшая сестра, Лиза – младшая сестра.

Преподаватель показывает на Нину. Какая это сестра?.

Р. Старшая.

Преподаватель показывает ни Лизу. Какая это сестра?

Р. Младшая.

Дети задают вопросы и отвечают по цепочке.

Задание № 5

Преподаватель показывает на картинке «Большая семья». 

Это брат, а это братья. Кто это?

Р. Брат, братья.

П. Где старший брат? Где младший брат?

Дети соответственно отвечают. Вот он.

Преподаватель показывает на картинке «Большая семья».

Это сестра. Это сестры. Кто это?

Р. Соответственно отвечает на вопросы. Сестра или сестры.

П. Где старшая сестра? Где младшая сестра?

Дети соответственно отвечают на вопросы.

Задание № 6

Преподаватель работает с рисунками детей.

У тебя есть старший брат?

Р. Да, у меня есть старший брат.

П. Где он на рисунке?, покажи, пожалуйста.

Р. Вот он.

П. У тебя есть младшая сестра?

Р. Да, у меня есть младшая сестра. Вот она. И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией

В данном материале рассматриваются особенности формирования фонематических процессов  у детей со стертой дизартрией....

Коррекция психических процессов у детей с нарушением интеллекта

Презентация включает в себя подробное описание свойств и качеств психических процессов, успешно корректируемых во время классно-урочных занятий...

Особенности формирования фонематических процессов у детей с нарушениями речи

Фонематические процессы формируются у ребенка с раннего возраста, с момента появления реакций на голосовые раздражители, первичного становления фонематического слуха, до момента поступления ребенка в ...

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...