Дифференциация ш - щ
план-конспект занятия по теме

Лучкина Лариса Витальевна

Учащимся 7 вида трудно дифференцировать в письменной речи буквы Ш и Щ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_sh_-_shch.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Методическая разработка

«Дифференциация  Ш и Щ»

(Логопедическое занятие в 3б специальном (коррекционном)

классе 7 вида)

 учитель-логопед  Лучкина Л.В.

                                                                                                             

                                                                                       

                                                                                                 

Панаевск, 2009

Тема: «Дифференциация   Ш-Щ»

Цель: Дифференцировать звуки [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»

Задачи:

-  уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш], [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;

 -  развитие фонематического восприятия зрительно-пространственных представлений;

 -  формирование навыков самоконтроля, положительной учебной мотивации.

Оборудование:   предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные  зеркала, дидактическая игра твёрдый-мягкий, домик с окошками, индивидуальные

карточки с заданиями, конверт, тетради и ручки, кукла - бумажная Буратино, плакат «Я так чувствую» и карточки к нему (восклицательный  и вопросительный знаки),

                             

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Артикуляционная гимнастика для  шипящих звуков.

Для рабочего настроя повторим  чистоговорки:

Ша-ша-ша-наша Маша хороша. 

Ша-ша-ша – есть у Маши ландыши.

- Какой звук встречался чаще всего?

Ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.

Ща-ща-ща – нет дождя, а я в плаще.

- Какой звук встречался чаще всего?

3. Сообщение темы занятия.

Кто догадался, какие звуки будем различать на занятии?

4.Основная часть занятия.

  1. Упражнение «Немое кино».

- Догадайтесь, дети, по артикуляции моих губ, какой звук я говорю?  [А, О,У,Ш,Щ].

Можно ли угадать, какой звук я говорю – [Ш] или [Щ]?

Угадать по артикуляции губ невозможно, так как положение губ, зубов одинаково.

  1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков.

- Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя  язычок, когда произносим звуки [Ш] и [Щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

-Дайте характеристику звуку [Ш]  (согласный, твёрдый, глухой, парный)  и звуку [Щ] (согласный, мягкий, глухой, непарный).

  1. Дидактическая игра «Кто где живёт?»

- В этом домике живут картинки – две со звуком [Ш], две – со звуком [Щ]. В левом (правом)  верхнем(нижнем) углу живёт кошка (щука, мышка, лещ). Кто живёт справа от …, под …, над …?

       Ребёнок выходит к доске, вставляет картинку в нужное окошко, говорит, какой звук есть в её названии, отвечает на вопросы.

-   Решили  картинки  поменяться  местами  так, чтобы  на  первом  этаже оказались

картинки со звуком [Ш], а на втором – со звуком [Щ]    

  1. Отличие и схожесть букв «Ш» и «Щ»:

Ш и Щ – родные сёстры,                                                      

Но у Щ есть хвостик острый.                                                

                                             (И.Блюмкин)

  1. Дидактическая игра «Звуковое домино:  мягкий – твёрдый » на дифференциацию [ш] –[щ].

- Проведём эстафету и  посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.

Диктуются слоги, слова: ша, ща, щу, ши, аш, уш, шапка, щётка, плащ,  ландыш, мишка, лещ, щука,  вещи, мышь, бабушка, кошка, камыш.

Учащиеся перемещают фишки  зелёного и синего цветов.  Победит тот, кто   первым и правильно продвинет фишки.

5.Динамическая пауза.

- Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх)

 Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).

  1. Стихи с движениями «Дерево».

Дует ветер нам в лицо, (движение ладоней к лицу и обратно).

Закачалось деревцо       (руки вверх, покачивания вправо-влево).

Ветер тише, тише,  тише – (медленно опустить руки, присесть).

Деревцо всё выше, выше (встать, поднять руки вверх, потянуться).

  1. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы сжали в кулачок,

Карандаш зажали.

А теперь давай, дружок,

Разогни три пальца. 

И  подумай не спеша,

Что за буква? Ясно – «Ш».

  1. Упражнения в парах.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в ладушки играть.

А теперь, давай-ка, бей

С каждым разом всё быстрей.

Снова букву «Ш» составь,

Справа хвостик к ней прибавь:

«Ш» исчезло вообще –

Появилась буква «Щ».

6.Самостоятельная работа по карточкам.

- Ребята к нам пришло письмо! Оно адресовано  нам с вами. А отправил его Буратино. Он учится в школе и ему задали задания, с которыми он просит ему помочь справиться (карточки).

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ». Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем слова).
  2. Вставь пропущенные буквы «Ш» и «Щ».

Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем текст).

7. Заключительная часть занятия.

  1. Итог занятия. 

Звук «Ш» словно тише, он только шипит,

Как мышка шуршит осторожно,

А в «Щ» ещё что-то прощально трещит

И щёлкает как-то тревожно.

Придумайте одно слово со звуком [Ш], другое - со звуком [Щ].

  1. Эмоционально – смысловая рефлексия занятия.

На доске прикреплён домик в два этажа, а на столе у каждого  из учащихся две карточки со знаками (! и ?).

«Восклицательный знак» -  обозначает, что на уроке было всё понятно.

«Вопросительный знак» - осталось ощущение, что что-то непонятно.

Литература

1 «.Логопедия в школе» - В.С. Кукушин  Издательский центр « МарТ» Москва- Ростов-на-Дону -2005 год. 

2.  «Логопедические игры и  задания» Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Издательство «

3. «Сборник упражнений» Т.В.Шклярова.  2-3 класс. Издательство «Грамотей» 1999 год.

КАРО» Сантк-Петербург- 2002 год.

4. «Организация логопедической работы в школе» О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская Издательство Творческий центр «Сфера» Москва 2007год.

5.  «Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс)» Меттус Е.В.,Литвина А.В. и др. Издательство КАРО, 2006 год

Приложение

1.Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ», разделив их на два столбика. Один столбик с буквой «Ш», другой – «Щ».

Ко-елёк,  -ель,  ро-а,   -есть,   мо-кара,  -арф,   за-и-ать,  пла-,  разме-ать,  разме-ать,  чудови-е,  страшили-е,  чи-у,  и-у,  пи-у,  пастби-е,  учили-е,  поду-ка,  пло-адь.

2.Вставь пропущенные буквы «Ш» или «Щ».

- енок.

      - енка поместили в поме - ении, в передней. Между   - кафом и  боль - им  я - ком положили Ми - ино   -ерстяное пальто. Постелька вы - ла тёплая. По на - ей просьбе мама с - ила   -енку  поду - ку.      Но    -енок   укладывал   свой   хвост   на   поду - ку,   а

- екой   прислонялся  к   я - ику.      -енок    вы -и пал    из  - ётки    всю    - етину.  Он  стра-но   боялся   - екотки  и  мы - ей.

       

                 Я так чувствую…

 

?

   



!


















   











 







   




   
























                                                        Самоанализ занятия

Логопедическое занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «Ш» и «Щ» проведено в 3 б специальном (коррекционном) классе VII вида.

      В  письменной речи учащихся  присутствуют замены, пропуски букв и звуков, замены букв по количеству элементов и  пространственному расположению.

         Так как, учащиеся группы путают написание   букв, то выбранная структура  рациональна для решения поставленных задач. Занятие построено «от простого к сложному»,  с логичными переходами  от одного задания к другому.

      Главным акцентом занятия различие между звуками и буквами.

     Использованы интерактивные групповые методы.

 А так же   игровые, коммуникативно-диалоговые технологии.

      На занятии  были поставлены задачи: главная – выработать чёткую дифферентацию букв «Ш» и «Щ»; выработать умение правильно   произносить и различать звуки, обозначая их на письме соответствующими  буквами;  развивать  фонематическое восприятие и навыки словообразования; работать над грамматическим строем речи. При решении поставленных перед  собой задач учитывались  особенности класса.

            Главный   акцент   занятия   был  выделен  и  основывался  он  на   правильном

       произношении звука и  соответствующей ему буквы.

       Занятие было нацелено на дифференцирование и дифференцированный подход к учащимся, так как  знания и умения у детей находятся на разных уровнях развития.

       Контролем усвоения  знаний, умений и навыков служит сравнение учащегося с правильной характеристикой звука и  буквы, а так же их различие.

      Для полного закрепления дифференцированности букв «Ш» и «Щ» на уроке  были использованы: индивидуальные зеркала; плакаты с предметными картинками;  игровое поле с фишками зелёного и синего цветов; плакат  с домиком для восклицательного и вопросительного знаков; тетради, ручки; школьная доска; индивидуальные карточки с заданиями.

    Высокая работоспособность учащихся  обеспечивалась  заинтересованностью учащихся, а так же  начало занятия  было  составлено с учётом особенностей детей группы. В начале занятия проведена артикуляционная гимнастика, в средине занятия проведена физкультминутка с мозговой разминкой на ориентацию в пространстве и пальчиковая гимнастика.

     Дети были опрятно и нарядно одеты.

       Занятие прошло согласно  запланированным пунктам. Во временные рамки занятия не уложились, так как у детей возникло много вопросов и сложностей при дифференциации звуков, что послужит дальнейшему обучению   дифференциации  у детей-логопатов.

 При решении поставленных задач на  занятии, прегрузки учащихся удалось избежать.

     Хорошая психологическая атмосфера  обеспечивалась  хорошим контактом учащихся с учителем-логопедом. Дети на занятии работали активно. Но были и недостатки такие как:  большое количество слов,  данных для  работы в тетради и их сложность, не сделано обобщении при характеристике дифференцируемых звуков.

    Для работы в специальном (коррекционном) классе слова подбирать более простые и в меньшем количестве. Обязательно делать обобщающие выводы при характеристиках звуков и букв.

       

                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...