Занятие по профилактике ПАВ-зависимости
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Павлюкевич Ольга Ивановна

Занятие ориентировано на формирование социально-психологической компетентности успешной социальной адаптации детей, ответственного ценностного отношения к собственному здоровью, принятие здорового образа жизни как нормы индивидуального бытия, а также на развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, обеспечивающих избегание ситуаций соприкосновения с психоактивными веществами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_8-9_kl._-_profilaktika_pav-zavisimosti.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 15

г. Каменска-Шахтинского

Занятие

для обучающихся 8 – 9 классов

«Профилактика ПАВ-зависимости»

Подготовила: педагог-психолог

                          О.И.Павлюкевич

Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление

            психоактивных веществ.

Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ;

                2) познакомить с достоверной информацией о причинах и

                    последствиях употребления психоактивных веществ;

                3) развивать возможные стратегии поведения для предупреждения

                    ПАВ-зависимости.

Оборудование: - телевизор;

                             - DVD-запись с фильмом о вреде алкоголя;

                             - модель для демонстрации вреда никотина для здоровья;

                             - рисунки на тему «Нет наркотикам»;

                             - интерактивная доска, компьютеры.

Ход занятия

I. Вступительное слово

(Звуки метронома отсчитывают время)

Психолог: - Вы слышите, это уходят минуты. Минуты нашей жизни, вычеркнутые вредными привычками…Наркомания, пьянство, курение – эти психоактивные вещества уносят наши жизни. Человечество гибнет…

Медицинский работник:  - Сегодня мы будем говорить о том, какой вред здоровью наносят психоактивные вещества. Мы продемонстрируем вам реальную угрозу для организма при употреблении алкоголя, табака, наркотиков. 

Социальный педагог:  - Мы будем учить вас адекватно оценивать силы своего организма, правильно вести себя в ситуации отказа от употребления психоактивных веществ.

- В своей работе мы будем опираться на материалы интернет-сайта ФСКН Росcии (на интерактивной доске появляется Главная страница сайта ФСКН России).

II. Основная часть

(Звучит тревожная мелодия)

Психолог: 

- Что выбрать? Чистый свет,

Дыханье свежести и радость?

Иль сигареты чёрный дым,

Боль в голове, когда всё в тягость?

- Всё больше фактов говорит о табаке как о самом смертоносном наркотике в мире. Ежегодно табакокурение уносит жизни 400 тысяч россиян, являясь причиной 17 % всех смертей. От курения умирает больше людей, чем от пожаров, катастроф, СПИДа, убийств, употребления кокаина, героина, вместе взятых.

Табачный дым содержит 196 различных ядов, а также 16 наркотических веществ, что вызывает устойчивую зависимость к курению.

- Ребята, как вы думаете, чем опасно курение? (Обучающиеся отвечают, рассуждают, приводят примеры).

- Основной причиной смерти курильщиков являются сердечно-сосудистые заболевания, в том числе инсульты и инфаркты. У курящих гораздо чаще бывает рак глотки, гортани, пищевода, поджелудочной железы, мочевого пузыря, почек. Хронические заболевания лёгких, бронхиты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки у курильщиков встречаются намного чаще по сравнению с некурящими людьми. Курение также способствует вымыванию кальция из костей, что приводит к их хрупкости. Курильщики намного чаще страдают воспалением дёсен и кариесом.

Что же касается пассивного курения, то у вынужденных дышать табачным дымом окружающих курильщика людей риск развития рака, аллергии и многих других заболеваний намного выше.

Особенно от курения страдают дети. Часто родители не хотят задумываться, что их ребёнок приобрёл целый букет болезней потому, что вынужден находиться рядом с дымящими сигаретой взрослыми.

Зная состав табачного дыма и какой вред он наносит здоровью, в цивилизованных странах принимаются законы, охраняющие права некурящих.

1) США: курильщики платят более высокие взносы по медицинскому страхованию, чем некурящие американцы.

2) Германия: запрещено курить на вокзалах, а Ассоциация домашних врачей Гамбурга предлагает продавать сигареты только в аптеках.

3) Великобритания: запрещено курить в пригородных поездах. Антитабачная служба Великобритании добилась постановления, согласно которому некурящий сотрудник вправе потребовать от своих курящих коллег компенсации в 25 тысяч долларов (примерно, 700 тыс. рублей).

4) Сингапур: курение запрещено в общественном транспорте, такси, лифтах, кинотеатрах, общественных заведениях, ресторанах и торговых центрах.

5) Бельгия: запрещено курить в помещениях, где есть дети, и в учреждениях здравоохранения, в домах престарелых.

6) Япония и Финляндия: медицинская деятельность считается несовместимой с курением.

7)  Италия: курильщикам придётся раскошеливаться на сумму до 500 евро (около 17 тыс. рублей), если они закурят в неположенном месте, да ещё рядом с ребёнком до 12 лет или беременной женщиной.

8) Канада: сухие фразы о вреде курения на сигаретных пачках заменили более красноречивыми картинками – изображениями больных органов заядлых курильщиков.

9) Норвегия: запрещено курить везде, кроме собственного дома и автомашины.

10) Россия: 10 июля 2001 года Президентом Российской Федерации подписан закон «Об ограничении курения табака». Закон гласит, что нельзя курить в общественных местах (в авиатранспорте, спортивных учреждениях, театрах, кино и др.). Воспрещено продавать сигареты детям до 18 лет.

- Ребята, среди наших одноклассников немало курящих подростков. Давайте подумаем, что им мешает бросить курить? (Ответы и рассуждения детей).

- Чтобы понять, какой вред несёт табак, мне хочется предложить вам заглянуть во внутрь своего организма. (Проводится опыт по демонстрации содержания никотина в лёгких человеческого организма).

- Думаю, что разговор о вреде курения не пройдёт для вас даром.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам себе дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить,

Я – человек! Я буду жить!»

(Звучит тревожная мелодия)

 (Демонстрация видеофильма «Территория безопасности» с интернет-сайта ФСКН России www.fskn.ru)

Медицинский работник:

- Всё большее распространение в подростковой среде приобретает наркомания. Средний возраст употребления наркотиков  13 лет. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди взрослых. Причинами этого являются:

  1. низкий уровень информированности о вреде наркотиков;
  2. низкий уровень ценностных ориентаций молодого поколения;
  3. нарушение правовых норм и правил общественного поведения со стороны молодёжи;
  4. плохая организация досуга;
  5. финансовая свобода (на сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в значительной степени подростками из благополучных семей с высоким достатком);
  6. лёгкая доступность наркотиков в кафе, на дискотеках, в парках;
  7. малая доступность квалифицированной бесплатной консультации для подростков, употребляющих наркотики.

- Почему же подростки начинают употреблять наркотики? Что толкает их на этот страшный шаг? (Ответы и рассуждения детей).

Есть привычка, и есть болезненное пристрастие к наркотикам. Вредную привычку победить легче.

Если сформирована привычка, то хотя подросток и ощущает сильное желание принять наркотик, он ещё может силой воли сдержать себя. У него ещё нет потребности в постоянном увеличении дозы принимаемого наркотического вещества, ещё не бывает «ломки». Приём наркотиков, хотя и отрицательно влияет на психику и общее состояние здоровья, не оказывает пока серьёзного влияния на поведение в быту и в общественной жизни.

Но этот период продолжается недолго. Наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма. Вследствие этого они становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия организма в целом.

После образования физической зависимости отсутствие наркотиков вызывает так называемый абстинентный синдром (синдром отмены, «ломку»). Подросток вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы вызвать состояние дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастающие раздражительность, нервозность, утомляемость. Подростку всё труднее удаётся сосредоточить внимание на уроках и во время приготовления домашних заданий. Появляется сильное беспокойство. Постепенно страх не найти денег на наркотик становится невыносимым. Нарастают отчаяние, чувство безнадёжности.

Подросток не в состоянии чем-либо заняться, выполнять какую-либо работу. Его единственное желание – любой ценой раздобыть наркотик. На этом концентрируются все его мысли и поступки, зачастую наркотик для него становится важнее пищи. Такому состоянию сопутствуют телесные недомогания: сильные головные боли, нервная дрожь, онемение конечностей, мышечные судороги и др.

Таковы симптомы начала психической и физической зависимости человека от наркотиков. Постепенно он становится их рабом.

Чтобы не допустить этого следует соблюдать определённые правила:

- не бойтесь сказать «нет» людям, которые предлагают попробовать наркотические средства;

- не ищите в употреблении психоактивных веществ выхода из затянувшегося плохого настроения или депрессии;

- откажитесь от общения с людьми, пристрастными к употреблению психоактивных веществ;

-  не верьте утверждению, что единожды попробовав наркотик, вы не привыкните к нему.

Помните, что ваша жизнь – это бесценный дар. Берегите своё здоровье, не искушайте судьбу, не подвергайте себя опасности!

(Демонстрация слайдов «Это сложное слово «НЕТ» с интернет-сайта ФСКН России www.fskn.ru)

(Читается стихотворение на фоне звучащей мелодии)

Увы, душа не божий рай!

Людьми вновь стать предельно трудно,

Дурман проходит через миг,

И вот тогда услышать можно

Их сердца стук, сознанья крик.

Предать, убить, унизить могут,

Таков звериный их удел!

Кто виноват? Кто прав? Не знают!

Их жизнь – тупик! Их жизнь – предел!

Не допустить такое – можно!

Об этом помни человек

В наш новый и проблемный век!

(Звучит тревожная мелодия)

Социальный педагог:

- С тех пор как люди научились изготавливать алкогольные напитки и начали их употреблять, они убедились в том, что вслед за вызываемым ими весельем следует многочисленные беды, страдания и болезни.

К сожалению, многие взрослые люди обрели дурную привычку заглядывать в стакан ещё в подростковом возрасте. Детство – это период  бурного развития. Алкогольный яд действует в это время в несколько раз сильнее. У подростка быстрее происходит обмен веществ, быстрее течёт кровь… И алкоголь скорее проникает в мозг, печень, лёгкие. Статистика утверждает, что путь подростка к алкоголизму в 3-4 раза короче. Ложная весёлость быстро сменяется агрессивностью. Хулиганство, кражи, драки – далеко не полный перечень преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения. Тюрьмы и колонии полны теми, кто совершил самые страшные преступления под воздействием этой весёлости. Причём, по словам преступников, они сами не понимали того, что делали…

- Каковы же последствия злоупотребления спиртными напитками? (Проводится работа со схемой. Предварительно можно выслушать ответы детей).)

                                                                                                                                     

 

                                                                                                                               

- Видя множество примеров губительного действия алкоголя, люди, тем не менее, по отношению к себе о возможном вреде его употребления не думают, считая, что это касается лишь других.

Давайте посмотрим, какие заболевания может вызвать излишнее употребление алкоголя у любого человека. (Просмотр DVD-записи).    

III. Заключительная часть

(Звучит запись инструментальной музыки)  

Психолог:  - Ребята, берегите себя… Ваша жизнь в ваших руках…  Мы не пугаем. Мы предупреждаем! 

Медицинский работник:  - Ребята, берегите своих родных и близких… Семья – это самое ценное для человека… Мы не пугаем. Мы предупреждаем! 

Социальный педагог:  - Ребята, берегите своё будущее… Вы – хозяева своей судьбы… Мы не пугаем. Мы предупреждаем!       

Информационные источники:

1. www.fskn.ru / Официальный сайт ФСКН России

2. http://www.narkotiki.ru/ Всё о наркотиках, материалы, для педагогов, психологов, социальных работников, родителей по профилактике и выявлении разных видов зависимости

3. http://www.netnarkotik.ru/zavisimost Различные виды зависимости: наркомания, алкоголизм, курение, депрессия и др.

4. http://festival.1september.ru/articles/530497/ Васильева М.Н. Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ

5. http://festival.1september.ru/articles/506696/ Митюшова Л.А. Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся и адаптации в социуме школы детей "группы риска"

6. http://festival.1september.ru/articles/556274/ Нибо С.Р. Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди детей и подростков

Алкогольное

ОПЬЯНЕНИЕ

ЧЕЛОВЕКА

Преступность

Отравления

Смерть

Алкоголизм

Болезни

Автокатастрофы

(дорожно-транспортные происшествия)

Травматизм

Тунеядство

Разводы в семьях

Врождённые уродства детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

       Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...

Занятие по профилактике компьютерной и интернет зависимости «Вне зависимости»

Задачи: 1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной, интернет – зависимости; 2) Формировать положительное отношение к живому общению. 3) Побужда...

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"...

Занятие по профилактике интернет-зависимости "Онлайн мир вокруг нас"

В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.В результате компьютериза...

Занятие по профилактике зависимости от ПАВ для обучающихся 8 – 11 классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать "Нет!" "

Распространенность и возрастающая с каждым годом статистика употребления психоактивных веществ среди подростков на протяжении многих лет остается одной из ведущих социально значимых проблем нашего общ...

Тренинг профилактики деструктивных зависимостей у подростков (табакокурение, алкогольная и наркотическая зависимости).

Переживание и осознание негативного влияния деструктивных зависимостей на весь организм;  формированию убеждения, направленного против разного вида деструктивных зависимостей; переживание чувства...

Методические рекомендации педагогам по проведению занятия по профилактике компьютерной зависимости

Данные рекомендации помогут педагогам ОУ в проведении занятия, классного часа по проблеме компьютерной завимости среди детей....


 

Комментарии

Рудакова Светлана Николаевна

Уважаемая Ольга Ивановна, мне очень понравился Ваш сайт в целом и методическая разработка в частности. Вы делаете очень полезное дело для детей, их родителей и всего общества. Очень рада, что это дело стало в вашей жизни одним из главных! Моё мнение: вы занимаете своё место в этом огромном жизненном пространстве.
С наилучшими пожеланиями успеха и новых творческих побед - Светлана.

Павлюкевич Ольга Ивановна

Уважаемая Светлана Николаевна, спасибо за добрые и душевные слова. Как коллега коллеге хочу сказать, что Вы, дорогой мой человек, стимулируете меня на профессиональное творчество. Обучаясь сама, я могу и вам принести пользу. С любовью и уважением - Павлюкевич Ольга.