Занятие по профилактике ПАВ-зависимости
план-конспект занятия (8 класс) по теме
Занятие ориентировано на формирование социально-психологической компетентности успешной социальной адаптации детей, ответственного ценностного отношения к собственному здоровью, принятие здорового образа жизни как нормы индивидуального бытия, а также на развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, обеспечивающих избегание ситуаций соприкосновения с психоактивными веществами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_8-9_kl._-_profilaktika_pav-zavisimosti.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 15
г. Каменска-Шахтинского
Занятие
для обучающихся 8 – 9 классов
«Профилактика ПАВ-зависимости»
Подготовила: педагог-психолог
О.И.Павлюкевич
Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление
психоактивных веществ.
Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ;
2) познакомить с достоверной информацией о причинах и
последствиях употребления психоактивных веществ;
3) развивать возможные стратегии поведения для предупреждения
ПАВ-зависимости.
Оборудование: - телевизор;
- DVD-запись с фильмом о вреде алкоголя;
- модель для демонстрации вреда никотина для здоровья;
- рисунки на тему «Нет наркотикам»;
- интерактивная доска, компьютеры.
Ход занятия
I. Вступительное слово
(Звуки метронома отсчитывают время)
Психолог: - Вы слышите, это уходят минуты. Минуты нашей жизни, вычеркнутые вредными привычками…Наркомания, пьянство, курение – эти психоактивные вещества уносят наши жизни. Человечество гибнет…
Медицинский работник: - Сегодня мы будем говорить о том, какой вред здоровью наносят психоактивные вещества. Мы продемонстрируем вам реальную угрозу для организма при употреблении алкоголя, табака, наркотиков.
Социальный педагог: - Мы будем учить вас адекватно оценивать силы своего организма, правильно вести себя в ситуации отказа от употребления психоактивных веществ.
- В своей работе мы будем опираться на материалы интернет-сайта ФСКН Росcии (на интерактивной доске появляется Главная страница сайта ФСКН России).
II. Основная часть
(Звучит тревожная мелодия)
Психолог:
- Что выбрать? Чистый свет,
Дыханье свежести и радость?
Иль сигареты чёрный дым,
Боль в голове, когда всё в тягость?
- Всё больше фактов говорит о табаке как о самом смертоносном наркотике в мире. Ежегодно табакокурение уносит жизни 400 тысяч россиян, являясь причиной 17 % всех смертей. От курения умирает больше людей, чем от пожаров, катастроф, СПИДа, убийств, употребления кокаина, героина, вместе взятых.
Табачный дым содержит 196 различных ядов, а также 16 наркотических веществ, что вызывает устойчивую зависимость к курению.
- Ребята, как вы думаете, чем опасно курение? (Обучающиеся отвечают, рассуждают, приводят примеры).
- Основной причиной смерти курильщиков являются сердечно-сосудистые заболевания, в том числе инсульты и инфаркты. У курящих гораздо чаще бывает рак глотки, гортани, пищевода, поджелудочной железы, мочевого пузыря, почек. Хронические заболевания лёгких, бронхиты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки у курильщиков встречаются намного чаще по сравнению с некурящими людьми. Курение также способствует вымыванию кальция из костей, что приводит к их хрупкости. Курильщики намного чаще страдают воспалением дёсен и кариесом.
Что же касается пассивного курения, то у вынужденных дышать табачным дымом окружающих курильщика людей риск развития рака, аллергии и многих других заболеваний намного выше.
Особенно от курения страдают дети. Часто родители не хотят задумываться, что их ребёнок приобрёл целый букет болезней потому, что вынужден находиться рядом с дымящими сигаретой взрослыми.
Зная состав табачного дыма и какой вред он наносит здоровью, в цивилизованных странах принимаются законы, охраняющие права некурящих.
1) США: курильщики платят более высокие взносы по медицинскому страхованию, чем некурящие американцы.
2) Германия: запрещено курить на вокзалах, а Ассоциация домашних врачей Гамбурга предлагает продавать сигареты только в аптеках.
3) Великобритания: запрещено курить в пригородных поездах. Антитабачная служба Великобритании добилась постановления, согласно которому некурящий сотрудник вправе потребовать от своих курящих коллег компенсации в 25 тысяч долларов (примерно, 700 тыс. рублей).
4) Сингапур: курение запрещено в общественном транспорте, такси, лифтах, кинотеатрах, общественных заведениях, ресторанах и торговых центрах.
5) Бельгия: запрещено курить в помещениях, где есть дети, и в учреждениях здравоохранения, в домах престарелых.
6) Япония и Финляндия: медицинская деятельность считается несовместимой с курением.
7) Италия: курильщикам придётся раскошеливаться на сумму до 500 евро (около 17 тыс. рублей), если они закурят в неположенном месте, да ещё рядом с ребёнком до 12 лет или беременной женщиной.
8) Канада: сухие фразы о вреде курения на сигаретных пачках заменили более красноречивыми картинками – изображениями больных органов заядлых курильщиков.
9) Норвегия: запрещено курить везде, кроме собственного дома и автомашины.
10) Россия: 10 июля 2001 года Президентом Российской Федерации подписан закон «Об ограничении курения табака». Закон гласит, что нельзя курить в общественных местах (в авиатранспорте, спортивных учреждениях, театрах, кино и др.). Воспрещено продавать сигареты детям до 18 лет.
- Ребята, среди наших одноклассников немало курящих подростков. Давайте подумаем, что им мешает бросить курить? (Ответы и рассуждения детей).
- Чтобы понять, какой вред несёт табак, мне хочется предложить вам заглянуть во внутрь своего организма. (Проводится опыт по демонстрации содержания никотина в лёгких человеческого организма).
- Думаю, что разговор о вреде курения не пройдёт для вас даром.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить,
Я – человек! Я буду жить!»
(Звучит тревожная мелодия)
(Демонстрация видеофильма «Территория безопасности» с интернет-сайта ФСКН России www.fskn.ru)
Медицинский работник:
- Всё большее распространение в подростковой среде приобретает наркомания. Средний возраст употребления наркотиков 13 лет. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди взрослых. Причинами этого являются:
- низкий уровень информированности о вреде наркотиков;
- низкий уровень ценностных ориентаций молодого поколения;
- нарушение правовых норм и правил общественного поведения со стороны молодёжи;
- плохая организация досуга;
- финансовая свобода (на сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в значительной степени подростками из благополучных семей с высоким достатком);
- лёгкая доступность наркотиков в кафе, на дискотеках, в парках;
- малая доступность квалифицированной бесплатной консультации для подростков, употребляющих наркотики.
- Почему же подростки начинают употреблять наркотики? Что толкает их на этот страшный шаг? (Ответы и рассуждения детей).
Есть привычка, и есть болезненное пристрастие к наркотикам. Вредную привычку победить легче.
Если сформирована привычка, то хотя подросток и ощущает сильное желание принять наркотик, он ещё может силой воли сдержать себя. У него ещё нет потребности в постоянном увеличении дозы принимаемого наркотического вещества, ещё не бывает «ломки». Приём наркотиков, хотя и отрицательно влияет на психику и общее состояние здоровья, не оказывает пока серьёзного влияния на поведение в быту и в общественной жизни.
Но этот период продолжается недолго. Наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма. Вследствие этого они становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия организма в целом.
После образования физической зависимости отсутствие наркотиков вызывает так называемый абстинентный синдром (синдром отмены, «ломку»). Подросток вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы вызвать состояние дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастающие раздражительность, нервозность, утомляемость. Подростку всё труднее удаётся сосредоточить внимание на уроках и во время приготовления домашних заданий. Появляется сильное беспокойство. Постепенно страх не найти денег на наркотик становится невыносимым. Нарастают отчаяние, чувство безнадёжности.
Подросток не в состоянии чем-либо заняться, выполнять какую-либо работу. Его единственное желание – любой ценой раздобыть наркотик. На этом концентрируются все его мысли и поступки, зачастую наркотик для него становится важнее пищи. Такому состоянию сопутствуют телесные недомогания: сильные головные боли, нервная дрожь, онемение конечностей, мышечные судороги и др.
Таковы симптомы начала психической и физической зависимости человека от наркотиков. Постепенно он становится их рабом.
Чтобы не допустить этого следует соблюдать определённые правила:
- не бойтесь сказать «нет» людям, которые предлагают попробовать наркотические средства;
- не ищите в употреблении психоактивных веществ выхода из затянувшегося плохого настроения или депрессии;
- откажитесь от общения с людьми, пристрастными к употреблению психоактивных веществ;
- не верьте утверждению, что единожды попробовав наркотик, вы не привыкните к нему.
Помните, что ваша жизнь – это бесценный дар. Берегите своё здоровье, не искушайте судьбу, не подвергайте себя опасности!
(Демонстрация слайдов «Это сложное слово «НЕТ» с интернет-сайта ФСКН России www.fskn.ru)
(Читается стихотворение на фоне звучащей мелодии)
Увы, душа не божий рай!
Людьми вновь стать предельно трудно,
Дурман проходит через миг,
И вот тогда услышать можно
Их сердца стук, сознанья крик.
Предать, убить, унизить могут,
Таков звериный их удел!
Кто виноват? Кто прав? Не знают!
Их жизнь – тупик! Их жизнь – предел!
Не допустить такое – можно!
Об этом помни человек
В наш новый и проблемный век!
(Звучит тревожная мелодия)
Социальный педагог:
- С тех пор как люди научились изготавливать алкогольные напитки и начали их употреблять, они убедились в том, что вслед за вызываемым ими весельем следует многочисленные беды, страдания и болезни.
К сожалению, многие взрослые люди обрели дурную привычку заглядывать в стакан ещё в подростковом возрасте. Детство – это период бурного развития. Алкогольный яд действует в это время в несколько раз сильнее. У подростка быстрее происходит обмен веществ, быстрее течёт кровь… И алкоголь скорее проникает в мозг, печень, лёгкие. Статистика утверждает, что путь подростка к алкоголизму в 3-4 раза короче. Ложная весёлость быстро сменяется агрессивностью. Хулиганство, кражи, драки – далеко не полный перечень преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения. Тюрьмы и колонии полны теми, кто совершил самые страшные преступления под воздействием этой весёлости. Причём, по словам преступников, они сами не понимали того, что делали…
- Каковы же последствия злоупотребления спиртными напитками? (Проводится работа со схемой. Предварительно можно выслушать ответы детей).)
- Видя множество примеров губительного действия алкоголя, люди, тем не менее, по отношению к себе о возможном вреде его употребления не думают, считая, что это касается лишь других.
Давайте посмотрим, какие заболевания может вызвать излишнее употребление алкоголя у любого человека. (Просмотр DVD-записи).
III. Заключительная часть
(Звучит запись инструментальной музыки)
Психолог: - Ребята, берегите себя… Ваша жизнь в ваших руках… Мы не пугаем. Мы предупреждаем!
Медицинский работник: - Ребята, берегите своих родных и близких… Семья – это самое ценное для человека… Мы не пугаем. Мы предупреждаем!
Социальный педагог: - Ребята, берегите своё будущее… Вы – хозяева своей судьбы… Мы не пугаем. Мы предупреждаем!
Информационные источники:
1. www.fskn.ru / Официальный сайт ФСКН России
2. http://www.narkotiki.ru/ Всё о наркотиках, материалы, для педагогов, психологов, социальных работников, родителей по профилактике и выявлении разных видов зависимости
3. http://www.netnarkotik.ru/zavisimost Различные виды зависимости: наркомания, алкоголизм, курение, депрессия и др.
4. http://festival.1september.ru/articles/530497/ Васильева М.Н. Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ
5. http://festival.1september.ru/articles/506696/ Митюшова Л.А. Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся и адаптации в социуме школы детей "группы риска"
6. http://festival.1september.ru/articles/556274/ Нибо С.Р. Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди детей и подростков
Алкогольное
ОПЬЯНЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
Преступность
Отравления
Смерть
Алкоголизм
Болезни
Автокатастрофы
(дорожно-транспортные происшествия)
Травматизм
Тунеядство
Разводы в семьях
Врождённые уродства детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...
Занятие по профилактике компьютерной и интернет зависимости «Вне зависимости»
Задачи: 1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной, интернет – зависимости; 2) Формировать положительное отношение к живому общению. 3) Побужда...
Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения
Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"...
Занятие по профилактике интернет-зависимости "Онлайн мир вокруг нас"
В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.В результате компьютериза...
Занятие по профилактике зависимости от ПАВ для обучающихся 8 – 11 классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать "Нет!" "
Распространенность и возрастающая с каждым годом статистика употребления психоактивных веществ среди подростков на протяжении многих лет остается одной из ведущих социально значимых проблем нашего общ...
Тренинг профилактики деструктивных зависимостей у подростков (табакокурение, алкогольная и наркотическая зависимости).
Переживание и осознание негативного влияния деструктивных зависимостей на весь организм; формированию убеждения, направленного против разного вида деструктивных зависимостей; переживание чувства...
Методические рекомендации педагогам по проведению занятия по профилактике компьютерной зависимости
Данные рекомендации помогут педагогам ОУ в проведении занятия, классного часа по проблеме компьютерной завимости среди детей....
Комментарии
Впечатления от сайта
Уважаемая Ольга Ивановна, мне очень понравился Ваш сайт в целом и методическая разработка в частности. Вы делаете очень полезное дело для детей, их родителей и всего общества. Очень рада, что это дело стало в вашей жизни одним из главных! Моё мнение: вы занимаете своё место в этом огромном жизненном пространстве.
С наилучшими пожеланиями успеха и новых творческих побед - Светлана.
Уважаемая Светлана Николаевна
Уважаемая Светлана Николаевна, спасибо за добрые и душевные слова. Как коллега коллеге хочу сказать, что Вы, дорогой мой человек, стимулируете меня на профессиональное творчество. Обучаясь сама, я могу и вам принести пользу. С любовью и уважением - Павлюкевич Ольга.