Занятие по профилактике интернет-зависимости "Онлайн мир вокруг нас"
план-конспект занятия по психологии (6 класс)

Гудкова Ирина Владимировна

В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

В результате компьютеризации человечество столкнулось с проблемой последствий этой связи «компьютер-психика». О её актуальности говорит тот факт, что в 1996 году в американской официальной классификации болезней (DSM) появился новый раздел «кибернетические расстройства», которые вызываются переутомлением и стрессами в результате продолжительного пребывания в виртуальной реальности.

У современного человека множество возможностей приятно провести время, но он ищет всё новые и новые. Сеть в этом ряду занимает своё особое место. Основной группой риска для развития этой патологии в России стали подростки в возрасте от 10 до 18 лет.

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребёнка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях, а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onlayn_mir_vokrug_nas.doc605.5 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Компьютерная-зависимость.jpg

Пояснительная записка

В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

В результате компьютеризации человечество столкнулось с проблемой последствий этой связи «компьютер-психика». О её актуальности говорит тот факт, что в 1996 году в американской официальной классификации болезней (DSM) появился новый раздел «кибернетические расстройства», которые вызываются переутомлением и стрессами в результате продолжительного пребывания в виртуальной реальности.

У современного человека множество возможностей приятно провести время, но он ищет всё новые и новые. Сеть в этом ряду занимает своё особое место. Основной группой риска для развития этой патологии в России стали подростки в возрасте от 10 до 18 лет.

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребёнка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях, а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Цель: обеспечение информационной безопасности детей путём привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.

Задачи:

  1. Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования сети Интернет;
  2. Получение интересной и полезной информации;
  3. Развивать внимательность, познавательный интерес;
  4. Воспитание информационной культуры.

Контингент участников: подростки

Возраст: 12-14 лет

Количество участников: 20-25 человек

Время проведение: 1 час

Форма проведения: тематическое занятие

Методическое обеспечение: конспект занятия, электронная доска, ручки на каждого, бланк «тест интернет зависимость», картинки с изображением предметов, листы А5 на каждого.

Ожидаемые результаты:

 – снижение количества Интернет-зависимых и склонных к ней учеников;

– формирование у учащихся адекватной позиции по проблеме Интернет-зависимости;

План занятия

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сообщение темы: тест, видеоролик «Если бы Интернет изобрели 1000 лет назад».
  4. Работа по теме: рассказ «В плену компьютера», правила пользования компьютером,

игра «Загадки по картинкам», упражнение «Счастье».

  1. Итог, выводы.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами. Сегодня наше занятие будет посвящено интересной теме, а бы сказала больше, актуальной теме (слайд 1): «Онлайн мир вокруг нас».

- Как вы понимает такое словосочетание «онлайн мир»? (ответы учащихся)

II. Введение в тему.

- Интернет – это общемировая совокупность компьютерных сетей, связывающая между собой миллионы компьютеров (слайд 2). Первая сеть ARPAnet была создана в конце 60-х годов по заказу Министерства обороны США (слайд 3). Принципы организации этой сети оказались настолько удачными, что многие другие учреждения стали создавать собственные сети на тех же принципах (слайд 4). Эти сети стали объединяться между собой, образуя единую сеть с общим адресным пространством подобно тому, как все телефонные станции одного города поддерживают единую систему номеров. Эта единая сеть стала называться Интернет (слайд 5).

До середины 90-х годов Интернет использовался в основном для пересылки электронной почты. Затем ситуация в корне переменилась. Причиной этому стало появление и широкое внедрение в сети новой службы – World Wide Web, в буквальном переводе – «всемирной паутины» (сокращенно её называют WWW) (слайд 6)

- Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Как люди жили без Интернета, чем они занимались, как проводили свободное время»? Было ли это время скучное или, наоборот, весёлоё? (ответы учащихся: ездили или ходили в гости друг к другу, больше проводили времени на свежем воздухе, писали письма на бумаге, посещали балы и т.д.)

III. Сообщение темы.

- В начале занятия предлагаю вам провести тест, определяющий наличие компьютерной зависимости.(слайд 7)

Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:

«очень редко» – 1 балл; «иногда» – 2 балла; «часто» – 3 балла; «очень часто» – 4 балла; «всегда» – 5 баллов.

1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем планировали?

2. Как часто вы забрасывали свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению со своими сверстниками?

4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в сети?

6. Как часто из-за времени, проведѐнного в сети, страдает ваша учѐба?

7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто страдает ваша успеваемость или успешность в какой-либо деятельности из-за использования Интернета?

9. Как часто вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делали в сети?

10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их мыслями об Интернете?

11. Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?

12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13. Как часто вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает вас, когда вы находитесь в сети?

14. Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?

15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там?

16. Как часто вы говорите, что проведѐте в сети «ещѐ пару минут….»?

17. Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?

18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?

19. Как часто вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?

Если набрано 50–79 баллов, стоит учитывать серьѐзное влияние Интернета на жизнь испытуемого. Если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать интернет-зависимость с необходимостью помощи специалиста.

- Теперь я предлагаю вам посмотреть один очень интересный видеоролик «Если бы Интернет изобрели 1000 лет назад», после вы поделитесь своим впечатлением от увиденного.

IV. Работа по теме.

- Для того чтобы выработать в себе способность относиться к жизни и разным ситуациям адекватно, можно использовать самые разные упражнения. Например, еще в древности использовали понятие «контр. концепции», что в переводе с греческого языка означает «противостояние чему-либо или кому-нибудь». Противостоять зависимостям, а компьютер – это зависимость, можно с помощью разных игр, рассказов, басен, упражнений. Сейчас я прочитаю вам один рассказ, может кто-то узнает в нём себя, но надеюсь, что у нас таких нет, называется он «В плену у компьютера». (слайд 8)

– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то какой славный, солнечный, – предложила мама. – Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.

Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!

– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.

– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.

– Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.

«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю.

Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.

«Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя.

– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.

– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Даже разглядывать нечего.

– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…

– Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.

– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.

– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.

Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.

Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.

– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.

– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.

Володя испуганно подскочил:

– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.

– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.

– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.

- Какое впечатление оставил у вас рассказ?

Международное сообщество признало наличие «игровой угрозы» и ввело в реабилитационную практику специальный медицинский термин данному виду зависимости – лудомания.

Когда человек дома и ему нечем заняться (или есть чем, но дело может подождать) и становится выбор, чем бы себя занять, да поразвлечь? Человек естественно не кидается писать картины и сочинять стихи, романы и так далее. Он делает проще — садится за любимый компьютер и им себя развлекает, именно развлекает в большинстве случаев (слайд 9). Узнаёт массу никому не нужных фактов и т.п., это доставляет определённое удовольствие, которое не так сложно повторять вновь и вновь. Благо, сеть безгранична и бесконечна. Ну и в дальнейшем, если у человека маловато воли или он ещё формируется как личность, его от этого занятия за уши не оттащишь, ведь это гораздо легче и приятней, чем любое настоящее дело.

- На интернет-доске вашему вниманию представлены правила пользования компьютером (слайд 10):

- Когда ты регистрируешься на сайтах, не указывай личную информацию.

- Используй веб-камеру только при общении с друзьями.

- Не публикуй фотографии, на которых изображены другие люди. Делай это только с их согласия (ст. 137 – частная жизнь).

- Если ты получил письмо «Спам» - не отвечай на него. Письмо от незнакомого адресата может содержать вирус.

- Если тебе приходят письма с неприятным или оскорбляющим тебя содержанием «кибербулинг», сообщи об этом взрослым.

- Если человек, с которым ты познакомился в Интернете, предлагает тебе встретиться в реальной жизни, то предупреди его, что придёшь на встречу со взрослым.

- Если у тебя возникли проблемы или вопросы при работе в Интернете, обязательно расскажи об этом тому, кому ты доверяешь. Любую проблему можно решить! Ты можешь обратиться на линию «Дети онлайн» по телефону: 8-800-25-000-15 (по России звонок бесплатный) или по e-mail: helpline@detionline.com. Специалисты посоветуют тебе, как поступить.

- А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в увлекательную игру «Загадки по картинкам» (слайд 11). Все участникам выдаётся по картинке с изображением отдельных предметов. Каждый участник по очереди описывает свою картинку так, чтобы другие отгадали, что на ней изображено. После описания картинки, если ответ не найден, разрешается задавать любые вопросы.

- Подводя итог нашему занятию, хотелось бы закончить его на позитивной ноте, с помощью упражнения, которое так и называется «Счастье» (слайд 12).

Сейчас я предлагаю вам составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир и т.д.». Далее эти списки источников счастья зачитываются участниками по очереди.

IV. Итог, выводы.

Любая зависимость — это плохо. И за то время, что люди проводят в интернете, можно столько всего сделать в жизни — спорт, работа, учёба, друзья, свежий воздух. Этого нет в интернете. Хотя виртуальное общение иногда действительно затягивает, но главное — знать меру.

- Спасибо за внимание (слайд 13), на этом наше занятие окончено, до новых встреч!

Тест на интернет зависимость

Ф. И. ученика: __________________________________

Класс: _____

Вопросы

«очень редко» – 1 балл

«иногда» – 2 балла

«часто» – 3 балла

«очень часто» – 4 балла

«всегда» – 5 баллов.

1

Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем планировали?

2

Как часто вы забрасывали свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?

3

Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению со своими сверстниками?

4

Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети?

5

Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в сети?

6

Как часто из-за времени, проведѐнного в сети, страдает ваша учѐба?

7

Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8

Как часто страдает ваша успеваемость или успешность в какой-либо деятельности из-за использования Интернета?

9

Как часто вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делали в сети?

10

Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их мыслями об Интернете?

11

Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?

12

Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13

Как часто вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает вас, когда вы находитесь в сети?

14

Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?

15

Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там?

16

Как часто вы говорите, что проведѐте в сети «ещѐ пару минут….»?

17

Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?

18

Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?

19

Как часто вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20

Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Введение в образовательную программу «Мир вокруг нас» для детей 10-12 лет

Этот материал используется при проведении первого занятия в детском объединении у чреждения дополнительного образования детей, изучающем экологическую дисциплину....

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Презентация к занятию по ЗОЖ "Это знают все вокруг, что здоровье - лучший друг!"

Презентация создана для того, чтобы детям было легче и интереснеее воспринимать материал по способам сохранения своего здоровья....

Конспект занятия Школьного психолога На тему: «Мир вокруг нас»

Предложенный конспект занятия является иллюстрацией возможного итогового или открытого занятия с учащимися в рамках коррекционно-развивающих групповых занятий по соответствующей программе....

программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» в 11 классе.

В программе содержится как рабочая программа , так и КТП по курсу...

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обучающимися с легкой умственной отста...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обу...