Правовые аспекты учебно–воспитательного процесса как основа будущей социализации детей с ограниченными возможностями
материал по теме

Минеева Юлия Александровна

Доклад на VIII Международной конференции дефектологов 15 ноября  2012 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Согласно статистической информации рождаемость детей с ограниченными возможностями увеличилась, в связи  с  чем в нашей стране  проводится специфическая государственная  социальная политика, создается система социальной защиты  данной категории детей.

          По некоторым  данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 11 -12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн.

Всем известна истина: по тому, как общество относится к инвалидам, можно судить о его цивилизованности.

Интерес к проблеме социальной защиты детей с ограниченными возможностями   здоровья, к их социальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающая такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире.

Как известно, в соответствии с Конституцией,  Российская Федерация провозглашена демократическим социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, то есть осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Таким образом, социальная политика российского государства должна базироваться на полной социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья, переходящих  в разной степени под его попечительство.

      В  условиях  дошкольного образования социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в  задачу, предполагающую психическое, физическое, интеллектуальное   развитие ребенка.    

Являясь учреждением коррекционного в своей деятельности мы  руководствуемся следующими принципами:
           -  защита интересов ребенка

           -  сохранение семейных связей

           - максимальное  использование  сохранённых  ресурсов    

            положительного развития (как ребенка, так и семьи)    

           - содействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану  здоровья

           - информирование родителей  ребенка о системе ПМПК, задачах и   возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи; о содержании, методах и формах проводимой нами  коррекционной  работы, а также о результатах диагностики;

- информирование родителей о возможности организовать обучение и воспитание детей в  дошкольных образовательных  учреждениях, не являющихся коррекционными, выбирать формы получения детьми  образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (группы). 

 - содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий её оказания;
  - повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи, поддержки.

    Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей ребенка: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа развития. При необходимости дети  в   конце учебного года  направляются на  психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.

Немаловажное значение имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция  ребенка с ограниченными возможностями здоровья  в определенную социальную группу  или  в общество   целом  предполагает возникновение у него  чувства  равенства  с другими  членами этой группы (или  общества)  и возможность сотрудничества  с  ними как  с равными  партнерами. В  этом случае  у человека  формируется адекватная  самооценка, чувство  безопасности  и  психологического  комфорта.


Одним из важных условий обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, принимающих непосредственное участие в обучении и воспитании этой категории детей: логопедов, учителей-дефектологов, педагогов психологов.

Нельзя изучать ребенка с ограниченными  способностями  в  отрыве  от семьи, основы коррекционного воспитания и обучения надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком. С этой целью  важно регулярно проводить консультирование родителей, открытые занятия для взрослых, наиболее тесно взаимодействующих  с  ребенком. В своем учреждении мы практикуем особую форму  проведения  занятия  
самими  родителями (законными  представителями) в присутствии педагога. В ходе такого  занятия  взрослые учатся  основам  методики  коррекционного  обучения. Это дает им возможность продуктивнее заниматься с ребенком самостоятельно, что увеличивает эффективность обучения дошкольника.

Родители имеют право совместно с педагогом разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для своего  ребенка. При разработке такой программы следует опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии. 

Педагоги  обязаны корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе. Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала. 

Педагоги дошкольных  учреждений, обеспечивая право детей на полноценное существование  в социуме, создают  прочную основу для его дальнейшей социализации, возможности  в будущем трудиться и вносить  посильный вклад в развитие своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Опыт работы с детьми в коррекционной школе восьмого вида....

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры....

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Современный этап развития общества выдвигает перед школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске новых подходов совершенствования учебной, коррекционно- воспитательной работы по мобили...