Методика преодоления фонематических нарушений речи
статья на тему

Ленкова Наталия Витальевна

В статье раскрывается методика работы над преодолением фонематических нарушений речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Методика преодоления фонематических нарушений речи.

  1. Формирование восприятия устной речи.

Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией осуществляется с учётом следующих положений:

  1. Современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н.И. Жинкин, Е.Н.Винарская).

Процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой.

Функционирование каждого последующего уровня основывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня. При этом на более высоких уровнях осуществляется сжатое описание сообщения, но по более существенным признакам. В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового восприятия и лингвистические ступени. Конечным звеном лингвистических ступеней является расшифровка смысла речевого сообщения.

1.2 Положение о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребёнка.

Психологические данные о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе онтогенеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психическая деятельность опирается на более элементарные функции. На поздних этапах формирования высшие психические функции представляют собой сложную структуру и реализуются с участием более высоких уровней психической деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что фонематические функции (дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) опираются в своём развитии на достаточно сформированные элементарные функции восприятия речи.

  1.  Научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе.

Основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведётся в определённой последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого и последнего звуков слова; выделение звука в середине слова; определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отношению к другим.

Основное внимание в методике формирования восприятия устной речи направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, как и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических).

 При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приёмы и методы, описанные в работах В.К.Орфинской, Д.Б.Эльконина, Е.Ф.Соботович, Р.И.Лалаевой.

Работа по преодолению фонематических нарушений проводится поэтапно.

I этап.  Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

Задачами этого этапа являются:

  • развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятия устной речи на сенсомоторном уровне;
  • развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование чёткого слухового образа звука);
  • формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;
  • создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится в двух направлениях.

1.  Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различения звуков на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как даёт возможность исключить избыточность информации, встречное моделирование, смысловую догадку, играющих существенную роль при восприятии семантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующих развитию умения слушать и слышать речевой материал.

В работе используются тестовые слоговые таблицы А.С.Штерн и Н.Б. Покровского.

  1. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГ (согласный – гласный).
  2. Работа с таблицами, включающими слоги типа ГС (гласный – согласный).
  3. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС.

При необходимости из этих таблиц можно создать новые путём изменения порядка слогов по таблице случайных чисел или порядка чтения столбцов и строк.

Работа со слоговыми таблицами включается в структуру логопедических занятий и проводится в игровой форме.

Например, логопед рассказывает детям о волшебной стране, в которой живут маленькие волшебные человечки. Он говорит, что эти человечки очень похожи на нас: они также одеваются, живут в таких же домах, так же ходят, смеются, огорчаются. Только всё у них очень маленькое и сами они очень маленькие. А вот разговаривают эти человечки совсем не так, как мы. У них свой волшебный язык. Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну. Но для этого нужно научиться разговаривать на волшебном языке. Дети вместе с логопедом «учат» волшебный язык. Логопед называет слоги, дети их воспроизводят. Если ребёнок неправильно воспроизводит предъявленный слог, волшебный человечек убегает. Остальные дети исправляют допущенную ребёнком ошибку. После этого он вновь воспроизводит слог. При правильном воспроизведении слога волшебный человечек возвращается. Игра продолжается. (Слоговые таблицы см. Приложение).

  1. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искажённо произнесённого звука.

  1. Распознавание искажённого произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребёнка).

Развитие слухового контроля осуществляется одновременно с формированием правильного артикуляторного уклада звука, с использованием зрительного восприятия тактильных и кинестетических ощущений.

Логопед читает небольшой рассказ (например, «Свинья в гостях» из книги Г. Юдина) и задаёт вопрос: «Какой звук вы чаще всего слышали? Послушайте, как он звучит» (чётко и длительно произносит звук, сравнивая его с каким-либо неречевым звучанием. Например, «С-С-С – течёт из крана струйкой вода»).затем, закрывая нижнюю часть лица и чередуя правильное и искажённое произношение, логопед произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, в которых звук встречается в разных по трудности фонетических условиях. Ребёнок, услышав дефектное произношение звука, поднимает флажок, сигнализируя об этом.

Затем проводится игра «Капризный телефон». Одному ребёнку поручается роль ведущего. Остальные дети, имеющие нормативное или искажённое произношение звука, отличное от произношения ведущего, получают картинки, названия которых содержат как правильно произносимые детьми звуки, так и заданный звук. Логопед предлагает игру: «Сейчас мы будем звонить Кате по телефону и рассказывать, какие картинки у нас есть. Только телефон иногда капризничает. Катя должна внимательно слушать и определить, капризничал телефон или нет. Если телефон работает хорошо, то Катя услышит, что все звуки в слове произнесены верно. Если телефон капризничает, то Катя услышит, что не все звуки в слове произнесены правильно.» Взяв телефонную трубку и закрыв нижнюю часть лица экраном, каждый ребёнок называет громко и чётко изображённое на своей картинке. Ведущий определяет, правильно или нет было произнесено слово. Если ведущий ошибается, то он уступает своё место другому ребёнку, и игра продолжается.

  1. Распознавание искажённого произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.

  Работа проводится в той же последовательности и теми же приёмами, которые описаны в п. 1. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное искажённому произношению ребёнка, или просит детей, имеющих такой же, как у ведущего, дефект, назвать изображённое на своих картинках.

II этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

В связи с тем, что чёткие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения (особенно в процессе автоматизации звуков речи) в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) и развитие фонематического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведётся в трёх направлениях.

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

При уточнении правильной артикуляции звука, например С, обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения-символы: губы растянутые в улыбку; язык с опущенным вниз кончиком.

Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука С со звуков Т. с помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука С сравнивается с неречевым звучанием (с выходящим из шарика воздухом или вытекающей из крана струйкой воды). Положение языка при произнесении звука С подкрепляется определённым положением руки и обозначается графически.

  1. Выделение звука на фоне слога. 

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук ( например, поднять флажок, если в слоге слышится звук С). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога (предлагаемые слоги: да, са, мы, ла, со, ну, ра, сы, ак, ум, ос, ыр, ас и т.д.). Слоги не должны содержать оппозиционных звуков.

  1. Выделение звука на фоне слова.

Эта работа проводится на материале слов, содержащих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.

Предлагаются следующие упражнения.

Упражнения.

Определение наличия заданного звука в слове.

  1. Поднять руку (или флажок) на заданный звук.

Логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.

  1. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.
  2. «Чудо-дерево».

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

  1. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.
  2. «Лото».

Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых присутствует и отсутствует заданный звук. Даётся задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть её кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

  1. Подобрать слова с заданным звуком. См. Приложение: подробное описание игр.

Выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.  

  1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.
  2. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.
  3. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.
  4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного А У).
  5. Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного О И).
  6. Назвать в слове первый (последний) звук.
  7. Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).
  8. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов. Которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).
  9. «Лото».

Детям предлагаются карточки с изображением 4-6 предметов и цветные кружки. Детям даётся задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук.

  1. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.
  2. «Кто больше?».
  3. «Найти общий звук».
  4. «Логопедическое домино»,
  5. «Цепочка».
  6. «Подумай, не торопись».
  7. Определить местоположение звука в слове.
  8. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: начало, конец и середина слова.
  9. «Весёлый поезд».
  10. Работа с карточками.
  11. «Чудесный мешочек».
  12. «Рыболовы».
  13. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.
  14.  Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.
  15.  Подобрать слова, в которых заданный звук находится в  конце слова. См. Приложение: подробное описание игр.

Определение последовательности и количества звуков в слове.  

  1. Работа со звуковой линейкой.

Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребёнок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

  1. «Живые звуки».

Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребёнок – звук С, другой – О, третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришёл первым, какой звук пришёл за ним, какой звук пришёл последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

  1. Рассмотреть картинку, назвать её, проанализировать слово-название и составить его графическую схему.
  2. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).
  3. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам.
  4. Сгруппировать картинки  в соответствии со схемами.
  5. «Угадай-ка».

А. Угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот).

Б. Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолёт, носок, игла – утка).

  1. Подобрать слова к предложенным схемам.
  2. Назвать животных, игрушки, овощи, фрукты, слова-названия которых соответствуют предложенной схеме.
  3. «Телевизор».
  4. Отгадать загадку. Назвать слово-отгадку, составить его схему.
  5. «Пирамида».
  6. «Новоселье».
  7. Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.
  8. Подобрать слово с заданным количеством звуков.
  9. Распределить картинки по количеству звуков в слове: в первый ряд те, в названии которых три звука, во второй – четыре, в третий – пять.
  10. «Молчанка».
  11. «Умные часы».
  12. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.
  13. Подобрать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырёх-пяти).

Например, с…а: из четырёх звуков – сода, сова, сама; из пяти звуков – сумка, сушка, сайка. См. Приложение: подробное описание игр.

Определение места звука по отношению к другим звукам.

 

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определённые звуки.

В процессе формирования элементарных форм фонематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова важное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также произносительные особенности звукового ряда.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее – если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.

В процессе формирования более сложных форм фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фонетически сходные звуки.  

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука С).

  1. Слоги структуры типа СГ (согласный – гласный): та, са, мы, лу.
  2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из закрытого слога: сад, так, мак, дом.
  3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: луна, лапа, весы.
  4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, повар, сынок.
  5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, утка, сундук, весна.
  6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, крот, сто, гром, брат.
  7. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, мост, полк, тигр.
  8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, трава, дрова, стакан.
  9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: спутник, смуглый, клумба, кружка.
  10. Трёхсложные слова: самолёт, кастрюля, скамейка.

Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далёкими, затем с артикуляторно и акустически близкими.

В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации звуков С – З.

Дифференциация звуков С и З в слогах.

  1. «Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С или З. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са-за, зу-су, аса-аза, озо-осо и т. д.

  1. «Телефон».

Дети делятся на две команды. Логопед называет слоговой ряд (са-за-са, са-са-за, за-за-са, са-зу-са, зы-со-со, со-зу-сы), который дети должны воспроизвести, передавая друг другу от первого участника команды к последнему. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок воспроизведёт слоговой ряд.

  1. «Весёлые  картинки». Ребёнку демонстрируются картинки с изображением лица с вытянутыми вперёд губами (звук У), с изображением струи воды, вытекающей из крана (звук С), с изображением комара (звук З). Логопед раскладывает картинки в различной последовательности и просит ребёнка назвать соответствующий расположению картинок слог. Затем по заданию логопеда ребёнок сам составляет слоги, преобразуя их путём перестановки картинок.
  2. Поднять соответствующую картинку (кран с водой, комар) после произнесения логопедом слогов со звуками С и З.
  3. Подобрать слоги со звуками С и З и заданным гласным звуком.

Дифференциация звуков С и З в словах.

  1. «Кто внимательнее?»

Логопед произносит ряд слов со звуками С и З, находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий кружок, если звук З – зелёный: сумка, зайка, зуб, ваза, коса, носки, рис, забор, коза, автобус.

  1. Разложить картинки в два ряда: в первый – картинки со звуком С, во второй – со звуком З.
  2. Назвать пары слов. Определить, какие звуки в каждой паре слов разные: суп – зуб, коса – коза, собор – забор.
  3. Добавить в предложение нужное по смыслу слово.

Дети ели вкусный…

У Зои разболелся…             (зуб, суп)

У Сони русая…

В сад забрела…                    (коса, коза)

  1. «Воздушные шары».
  2. «Заполни этажи».
  3. «Ромашки».
  4. Подобрать слова со звуком С или З в начале слова.
  5. Подобрать слова со звуком С или З в середине слова.
  6.  

 Отгадать загадки. Определить, какой звук С или З встречается в отгадке, назвать его местоположение.

  1. «Кому письмо?»
  2. «Закончи стихотворение».

Логопед читает стихотворение. Ребёнок добавляет недостающее слово, определяет, какой звук встречается в этом слове и его местоположение.

Вещунья белобока,

А зовут её…(сорока).

Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался…(зайка).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую…(лису).

Ходит по лесу хорёк,

Хищный, маленький…(зверёк).

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигрёнок, а не…(киска).

Зайка громко барабанит:

Он серьёзным делом …(занят).

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для…(нас).

  1. Составить графические схемы слов с заданными звуками. Обозначить на схемах звук С синим кружком, а звук З – зелёным.
  2. Подобрать картинки со звуками С и З к предложенным схемам.
  3. «Четвёртый – лишний».

Логопед говорит: «Мы в игру с тобой играем, слово к слову подбираем: санки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний – выйди вон».  Детям предлагается найти и назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

Литература:

  1. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. С-Пб., 1995.
  2. Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. М., 1968.
  3. Лалаева Р. И. Нарушение письменной речи. Логопедия, 1995.
  4. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. М., 1961.
  5. Логинова Е. А. Дифференцированный подход в логопедической работе по устранению дисграфии у учащихся. Л., 1992.
  6. Лурия  А. Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
  7. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). М., 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

Конспект подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи

Конспект подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по коррекции фонетико-фонематических нарушений  речи. Тема: Звук [ж] Цель: Автоматизация звука [ж] в слогах и словах...

Упражнения и игры для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.

Игры и упражнения для коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно использовать на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи и в повседневной жизни....

Индивидуальный план логопедической работы с обучающимся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Ф. Романом по преодолению фонематической дислексии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза

В работе по данному плану исполь­зуются слоговые таблицы, а также «Дидактический ма­териал  для развития техники чтения в начальной шко­ле» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и дру­гих авт...

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗАРТРИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

В данной статье излагаются особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи при ДЦП...