выступление
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Организация обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Слайд 1
В нашей школе имеются несколько форм организации обучения школьников.
- Общеобразовательные классы
- Коррекционные классы для умственно отсталых детей
- Индивидуально-коррекционное обучение для детей с умственной отсталостью
- Надомное обучение
Слайд 2
Основы современной олигофренопедагогики, специальной (коррекционной) педагогики и психологии были заложены в эпоху Возрождения. Объектом изучения тогда являлись дети с выраженной умственной отсталостью, имбецилы, идиоты, лица с врожденными уродствами, психически больные. Такие дети всегда привлекали внимание и, как правило, вызывали негативную реакцию общества. Ситуация менялась по мере того, как развивалась наука и медицина, а религиозная идеология и мистические взгляды отходили на второй план. Врачи стали поднимать вопросы лечения таких людей, педагоги заговорили об обучении.
Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? - Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека.
Ян Амос Коменский
Слайд 3
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах – олигофрения и деменция. Олигофрения – олиго (малый), френ (ум, разум). Олигофрения проявляется на ранних этапах онтогенеза (развития) – в 1,5 – 2 года. Деменция – распад психики, проявляется на более поздних этапах (после 2-х лет). Дебильность – легкая степень олигофрении. Имбецильность – средняя степень олигофрении. Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Причины олигофрении делятся на эндогенные и экзогенные. Эндогенные (генетические) – семейная форма; наследственные заболевания; заболевания, связанные с изменением количества хромосом. Экзогенные (факторы среды) – внутриутробные поражения – пренатальный период (резус конфликт, инфекции (краснуха, токсоплазмоз, сифилис), интоксикация, травма и т.п.); поражения в родовой, натальный период (родовая травма, инфицирование плода, асфиксия); постнатальный, послеродовой период (травмы, интоксикация, заражения). Причинами деменции, как правило, являются травмы и инфекции.
Слайд 4
Груня Ефимовна Сухарева рассматривает умственно отсталых в трех аспектах – биологическом, клиническом и социальном. Биологический аспект предполагает тесную связь с психиатрией. Клинический аспект – разделение олигофрений соматического характера, психопатологического характера, использование современных методов обследования. Социально-трудовой аспект предполагает разработку посильных для умственно отсталых детей трудовых рекомендаций.
Слайд 5
Нарушения мышления – первейший признак умственной отсталости. При олигофрении наблюдается неспособность к обобщению, конкретность мышления, непонимание скрытого смысла, неумение рассуждать, размышлять. Непонимание пословиц, поговорок, загадок. Механическое заучивание правил, непонимание правил и неспособность применить их на практике. Неспособность к абстрагированию.
Нарушено зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Сужен объем, ориентировка, последовательность.
Нарушена концентрация, произвольность, объем внимания. Про умственно отсталых говорят: «они смотрят и не видят, слушают и не слышат»
Недоразвитие всех сторон речи. Нарушения фонематического слуха, речедвигательного аппарата. Речь ситуативная, односложная, допускают пропуски, замены, искажения, речевые штампы, отсутствует логика и последовательность изложения мысли.
Нарушения памяти – малый объем, непрочность. Все новое запоминается с трудом и медленно. Наблюдается эпизодическая «забывчивость». Быстро забывают и неточно воспроизводят материал.
Слайд 6
Для работы с детьми с умственной отсталостью существуют специальные (коррекционные) учереждения, перед которыми стоят как общеобразовательные задачи, так и специфические. Посмотрите в таб 1 Прочитать специфические задачи
Таблица 1
Слайд 7
Для полноценной работы с умственно отсталыми учащимися требуется совместная работа
- Учитель
- Логопед (обследование, индивидуальные и групповые занятия)
- Дефектолог
- Психолог
Слайд 8
Для успешного изучения учебного материала и развития учебных навыков учащихся разделяют на 4 учебные группы, по возможностям усвоения программного материала.
Диагностика проводится на основе изучения документов (протокола ПМПК и его рекомендации, характеристики с прежнего места учебы), наблюдения, выполнения заданий различной сложности. Независимо от количества детей в классе проводится педагогическая дифференциация (Группы). Наполняемость в классах специальной (коррекционной) школы составляет по списку 12 человек. СБО и трудовое обучение проводится по подгруппам. Посмотрите таб 2
I группа – успешно обучающихся школьников. Они в целом правильно решают предъявляемые задания; наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. 10-15%
II группа – относительно хорошо успевающие школьники. Более замедленный темп продвижения, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях; справляются с основными требованиями программы. 25-30%
III группа – школьники, с трудом успевающие школьную программу. Отличаются замедленной деятельностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к ошибочному выполнению действий; обучаются по сниженной программе. 35-40%
IY группа – плохо успевающие школьники. Испытывают значительные затруднения в обучении; основное содержание учебных предметов недоступно; обучаются по индивидуальным программа, в которых дается система минимальных знаний. 10-15%
Диагностика проводится два раза в год: в сентябре и в мае. Диагностика необходима для того, чтобы правильно организовать и построить урок. А так же для того чтобы отследить динамику развития ребенка и внести вовремя корригирующие задания и упражнения.
Таблица 2
Слайд 9
На ряду с затруднениями в учебной деятельности, учащиеся имеют свои специфические особенности.
Учитывая эти особенности ребенка в урок вводятся задания и упражнения для коррекции данных затруднений. Например задания на внимания, пространственную ориентировку, физминутки, чередования видов деятельности.
Слайд 10
Формы обучения в коррекционном классе для детей с нарушением интеллекта разнообразны. Посмотрите Таб 3
На ряду с традиционными формами обучения использую и специализированные, к которым относятся: домашняя учебная работа (самоподготовка), социально-бытовая ориентировка, ритмика, логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК). Из нетрадиционных форм обучения я использую викторины, игры, уроки соревнования и другие.
Таблица 3
Слайд 11
Основная традиционная форма обучения детей с умственной недостаточностью является урок. Посмотрите Таб 4
В специальной (коррекционной) школе ставятся три задачи – образовательная, воспитательная, коррекционная. Воспитательная задача может определяться на тему, раздел. Образовательная и коррекционная ставятся на каждый урок. Коррекционно-развивающая задача подкрепляется корригирующими заданиями и упражнениями в конспекте урока.
Типы уроков – таблица. Посмотрите в таблицу 4
Для письма, чтения ,математики характерными являются все виды уроков – сообщения новых знаний, закрепление, обобщение, контрольно-проверочный, комбинированный. Для уроков естествознания – комбинированный, контрольно-проверочный, обобщающий.
Таблица 4
.
Слайд 12
Основные части урока
Вводная часть - урок начинается с организации, в которую включены проверка готовности к уроку, упражнения и задания на коррекцию внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентации, на воспитание положительной мотивации обучения, развитие эмоционально-волевой сферы. Продолжительность 5-минут. Эта работа способствует включению их в учебный процесс.
Основная часть начинается с актуализации знаний учащихся по новой теме или проверка пройденного материала необходимого для изучения нового материала. Сообщение целей и задач урока. Изложение и закрепление нового материала. Продолжительность 20-35 минут. В основной части проводятся физкультминутки, разнообразные виды деятельности (не менее3, не более 5). Задания для закрепления и повторения полученных знаний, выработки умений и навыков должны быть дифференцированы по группам усвоения программного материала. При объяснении, рассказе демонстрация иллюстрации поэтапное, не более 3 одновременно. Иллюстрации должны быть большими, четкими, без использования стилизованных рисунков. Рассказ длится 7-15 минут. Перед рассказом, чтением ставится смысловой вопрос. Задания прочитываются про себя, потом вслух учащимися 1 группы. Проводится разбор задания поэтапно.
Заключительная часть направлена на подведение итогов проделанной работы, формированию критичности и самоанализа, снятие напряжения, подготовки к отдыху на перемене. Оценивание мотивированное. Домашнее задание дифференцированное.
Слайд 13
Любая работа должна непременно проводится в системе. Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики. Крайне важен высокий профессиональный уровень педагогов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы педагогов. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.
Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.
Слайд 14
Организация обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Уважаемые коллеги, в своей работе я использую следующий программный материал: (показать )
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В.Воронковой
- Учебники для специальных (коррекционных) школ допущенных Министерством образования и науки
- Рабочие тетради к учебникам
- Методические пособия для специальных (коррекционных) школ YIII вида
- Материалы сайта дефектолог Шишкова М. И, Д Худенко.
Приложение
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? - Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека. Ян Амос Коменский
Характеристика умственно отсталого ребенка Расстройство мышления Нарушение процессов ощущения и восприятия Расстройство внимания Нарушение речи Расстройство памяти
Общие с образовательной школой Освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также приемов самостоятельной деятельности Специфические Профессиональная подготовка Задачи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы Коррекция нарушений психофизического развития Социальная адаптация и интеграция в общество нормально развивающих людей Лечебно-профилактическая работа Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности Формирование научно-диалектического мировоззрения
Комплексный подход к процессу обучения Учитель Логопед (обследование, индивидуальные и групповые занятия) Дефектолог Психолог
Педагогическая дифференциация умственно отсталых детей I V группа – плохо успевающие школьники III группа – школьники, с трудом успевающие школьную программу II группа – относительно хорошо успевающие школьники I группа – успешно обучающихся школьников Примерно 10-15% Примерно 2 5-30% Примерно 35-40% Примерно 10-15%
Группы умственно отсталых детей со специфическими особенностями Дети с нарушениями работоспособ - ности Дети с нарушениями зрительного восприятия и пространствен - ной ориентировки Дети с двигатель - ными нарушениями Дети с фонетико-фонемати - ческими нарушениями
Формы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта Коллективные (фронтальные) По обхвату детей обучением По месту организации обучения Традиционные формы обучения Специальные коррекционные занятия Сопутствующие (дополнительные) занятия Уроки – соревнования, викторины, конкурсы, игры, концерты, праздники, театрализованные уроки, уроки типа КВН … Нетрадиционные формы обучения Групповые Консультации, Дополнительные индивидуальные занятия, Факультативы, Группы выравнивания Логопедические занятия, Лечебная физкультура, Ритмика, Социально-бытовая ориентировка Урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная подготовка Внешкольные Школьные (урочные и внеурочные) Индивидуальные
Урок как основная традиционная форма обучения школьников Образовательная Коррекционно-развивающая Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Задачи урока Воспитательная Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Типы уроков по дидактическим целям Функции урока Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) Комбинированный урок
Вводная часть – подготовка учащихся к работе на уроке, включение в учебный процесс Заключительная часть – подведение итогов проделанной работы, снятие напряжения, подготовка к отдыху на перемене Основная часть – усвоение и закрепление нового материала Основные части урока
Система работы Качественная диагностика Переподготовка педагогов Охранительный режим при обучении Совершенствование методов обучения Взаимодействие с родителями
Организация обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой Учебники для специальных (коррекционных) школ, допущенных Министерством образования и науки Рабочие тетради к учебникам Методические пособия для специальных (коррекционных) школ VIII вида Материалы сайта дефектолог Шишкова М.И., Д. Худенко
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-435846-1397314781.jpg)
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-190512-1634937881.jpg)
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-509725-1421862500.jpg)
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-592493-1423986554.jpg)
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-263500-1414945764.jpg)
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/20/picture-551667-1463746486.jpg)
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-641257-1547364508.jpg)
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...