урок швейного дела 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему

"Изготовление наволочки.Обработка боковых срезов наволочки двойным швом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izgotovlenie_navolochki.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Изготовление наволочки.

Обработка боковых срезов наволочки двойным швом».

Цели урока:  

  1. Учебно – познавательная

- учить изготовлению постельного белья на примере наволочки с использованием  соединительных и простых швов.

- отрабатывать умения уч-ся работать в технологической последовательности опираясь на инструкционную карту.

2. Коррекционно-развивающая

- развитие самостоятельности через ориентировку в крое изделия ( в предметно-технологической карте)

- развитие понятий через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления наволочки.

- развитие умения выделять главное.

3. Воспитательная.

- воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость.

Наглядность:  Образец наволочки, раздаточный материал по технологии выполнения двойного шва. Карточки  с планом пошива наволочки, образцы х/б и льняных тканей, инструкция по ТБ.

Оборудование: Швейные машины, утюг, работы учениц, ручные инструменты и приспособления. Образцы готовых  подушек.

Словарь: Наволочка с клапаном, двойной шов.

Тип урока:  Урок изучения и закрепления нового материала.

Методы: Объяснительно-иллюстрационный. Самостоятельная, практическая работа.

Формы работы:  Фронтальная.

Этапы урока:

  1. Организационный
  2. Повторение пройденного материала
  3. Изучение и закрепление нового материала
  4. Практическая работа
  5. Подведение итогов
  6. Уборка рабочих мест

Повторение.

А сейчас давайте вспомним.  

1) Какие виды белья вы знаете?

- постельное, нательное.

2) Что относиться к постельному белью?

- наволочка, простыня, пододеяльник.

3) Какое из перечисленных изделий мы шьём?

- наволочку.

4) Из каких тканей можно пошить наволочку?

- из х/б и льняных тканей.

Перед вами образцы тканей. выберите то образец, из которого вы пошили бы наволочку.

5) Почему для пошива наволочки используют хлопчатобумажные ткани?

- эти ткани хорошо впитывают влагу,  пропускают воздух и практичны.

6) Из скольких  деталей состоит крой наволочки?

- крой наволочки состоит их одной детали.

7) Назовите и покажите на чертеже контурные срезы наволочки.

- девочки у доски показывают и называют контурные срезы.

8) Какие швы применяют при пошиве наволочки?

- учащиеся рассматривают образцы наволочек и дают ответы.

- поперечные срезы обрабатывают швом в подгибку с закрытым срезом.

- долевые (боковые) срезы – двойным швом.

Найти среди образцов названные швы.

(Дети работают с коллекцией «Швы»)

9) Какой формы могут быть наволочки?

Девочки рассматривают образцы наволочек и дают ответы.

- прямоугольной, квадратной, круглой.

10)  От чего зависит фасон и размер наволочки?

- от фасона и размера подушки.

11)  Какую форму имеет наволочка, которую мы шьём?

- форму квадрата.

12)  Какие мерки снимают для построения чертежа наволочки?

- длину подушки, ширину подушки.

Выполнить расчёт ткани для наволочки размером 60 на 60см.

Девочки делают пример расчёта наволочки в тетради.

Д изд. -  60см, ширина 60см.

расчёт расхода ткани по длине:

(60см*2) + (1,5см*2) + 2 + 25 = 150см.

расчёт расхода  ткани по ширине:

60см + (2см*2) – 64см

Итог  по повторению

Оценка ответов учащихся.

Физкультминутка с движениями

Ветер дует нам в лицо

Закружило деревцо

Ветер дует тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

        Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие учителя

-Здравствуйте!

Рапорт дежурного

- На уроке 5 кл. в классе 4 девочки, отсутствующих нет.

  1. Сообщение темы урока, цели

Какое изделие мы с вами шьём?

- Правильно, наволочку с клапаном.

- Давайте вспомним план пошива наволочки  (работа с карточками).

- На ваших карточках последовательность пошива наволочки.

- Расставьте цифрами правильную последовательность плана работы.

 III.  Проверка работ уч-ся. Составление плана работы в групповой беседе, выявление правильности составленного плана работы учащимися.

- Перед вами план работы по изготовлению наволочки,  изделия, которые вы начали шить. Посмотрите и скажите;

1)  Какие операции вы уже выполнили?

- Обработали поперечные срезы наволочки швом в подгибку с закрытым срезом.

2)  Что будем делать дальше?

- Обрабатывать боковые срезы наволочки двойным швом.

- Правильно.

3) Но, прежде, чем выполнять обработку боковых срезов, что вы должны сделать?

- Выполнить разметку клапана и отогнуть клапан в сторону  изнанки.

4)  Назовите длину клапана?

- 25см.

- Правильно, молодцы, из этого вытекает тема нашего урока: «Обработка боковых срезов наволочки двойным швом».

Учитель записывает тему урока на доске. Учащиеся пишут тему урока в тетради.

Задачи нашего урока:

  • познакомится с технологией обработки двойного шва;
  • выполнить окончательную отделку изделия.

       IV.  Новый материал:

И так, давайте составим план работы  по обработке боковых швов  двойным швом.

Составляем план в групповой беседе, записываем в тетрадь.  (Девочки рассматривают готовый образец наволочки), дают ответы.

  1. Выполнить разметку для клапана
  2. Отогнуть клапан в сторону изнанки
  3. Обработать боковые срезы

Каким швом обработаны боковые срезы наволочки?

- Боковые срезы наволочки  обрабатываются двойным швом (рассматривание образца шва)

- Давайте разберём технологию обработки двойного шва.

(Работа по инструкционной карте).

- Демонстрация учителем выполняемых операций по обработке боковых срезов наволочки двойным швом.

1. Выполнить разметку клапана

2. Сложить детали изнаночной стороной внутрь, уравнивая срезы, сметать, затем стачать. Ширина шва 0,3 – 0,5см. Удалить смётку, срез подравнять

3. Вывернуть изделие на изнаночную сторону, шов выкроить, выметать, проложить вторую  машинную строчку на ширину 0,5 – 0,7см. Удалить смётку, шов проутюжить.

- Чтение вслух хода работы, рассматривание образцов.

- Закрепление пройденного материала.

- Повторить технологическую последовательность операций по обработке боковых срезов с опорой на  технологическую карту.

- Повторение правил безопасной работы с инструментами.

- Какие инструменты понадобятся для предстоящей работы? (ответы уч-ся)

- Игла, ножницы, швейная машина, утюг.

  1. Правила безопасной работы с иглой.
  2. Правила безопасной работы с ножницами.
  3. Правила безопасной работы на швейной машине.
  4. Правила безопасной работы с утюгом.
  5. Порядок на рабочем  месте.

 Перед началом работы сдадим экзамен по ТБ, который буду принимать у вас я, ваш экзаменатор.

Сели шить мы за машину.

Держим ровно корпус, спину.

Пальцы – дальше от иголки,

Под косынки спрячем чёлки,

Давайте, повторим все вместе:

- Хранить булавки в определённом месте.

- Чтоб не болели зубы и живот,

- Не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы.

Концами к себе.

Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми – может быть беда.

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,

На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.

Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.

- Ваш экзамен принимаю

и к работе допускаю.

(Выделенные фразы произносят дети).

V.  Практическая  работа.

Теперь, опираясь на технологическую карту и не забывая о правилах безопасной работы,  приступим к практической части.

Так же перед вами критерии качества работ, по ним будем оценивать ваши работы.

а) ширина шва ровная по всей длине;

б) ширина шва в готовом виде 0,5 – 0,7см.;

в) хорошо проутюженное изделие.

- Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

- Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

Во время практической работы учитель следит за правильностью выполнения  трудовых приёмов, проводит текущий инструктаж,  и напоминает учащимся, чтобы был порядок на  рабочем месте.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Во время практической работы делаем небольшую паузу.

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Наши пальчики сплетём,

Руки вытянем потом.

Пальцы выгнуться чуть-чуть,

Их расслабить не забудь.

Мы мизинцы выпрямляем,

Очень крепко их сжимаем,

Попытаемся согнуть

И сдавить легко, чуть-чуть.

Обнялись ладони наши,

Видно съели много каши.

Они жмут и жмут и жмут…

Кто же самый сильный тут?

После небольшой паузы девочки продолжают практическую часть работы.

VII.  Итог по уроку.

  1. Сегодня вы закончили пошив наволочки, молодцы, с работой справились. Учитель проходит рабочие места учащихся с целью проверки окончательной работы и выставления оценок, с учётом критерий;
  2. Анализ качества выполненных работ учащихся, оглашение оценок, показ лучших  работ;
  3. Учащиеся проводят уборку своих рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок швейного дела в 5 классе

Данный материал познакомит учащихся с ограниченными возможностями здоровья с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей....

урок швейного дела в 9 классе

Данный материал познакомит учащихся с этапами изготовления одежды на швейном производстве и применяемом оборудовании, формирует интерес к профессиям швейного дела....

Урок швейного дела в 5 классе на тему "Хлопчатобумажные ткани"

Тип урока: комбинированныйЦели урока: познакомить учащихся с производством и свойствами хлопчатобумажных тканей; ознакомить с историей возникновения и производства хлопчатобумажных тканей.Задачи урока...

Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Отделка швейных изделий" с презентацией

Разработка урока швейного дела, тип урока - комбинированный, (7 класс) по теме "Отделка швейных изделий" содержит вопросы  для повторения пройденного материала по конструированию, видам одежды, ...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...