Активизация познавательной деятельности неслышащих обучающихся на уроках истории
учебно-методический материал по теме

Говорина Татьяна Иннокентьевна

У детей с нарушенным слухом отсутствуют широкие речевые возможности, познавательные интересы находятся на низком уровне.Это не позволяет обучающимся эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. Поэтому необходим поиск дополнительных приемов, методов и форм организации учебной деятельности неслышащих обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ученик – это не кувшин,  

который надо наполнить знаниями,

а факел, который нужно зажечь»

Платон

Активизации познавательной деятельности неслышащих обучающихся  на уроках истории

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.

Стандарты второго поколения определяют  главную цель изучения истории в современной школе – «это образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности».

  У детей с нарушением слуха из-за особенностей в психофизическом развитии, порожденных первичным недостатком - нарушением слуха, отсутствуют широкие речевые возможности, все познавательные процессы  находятся на низком уровне и затруднен процесс восприятия информации. Это не позволяет неслышащим учащимся эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. Но обучение истории в школе для неслышащих детей проводится по учебникам и программам общеобразовательной школы, которые требуют усвоения определенных знаний, умений и навыков.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями стандартов по истории  и имеющимся у неслышащих детей уровнем сформированности познавательной деятельности.  Поэтому передо мной встала проблема поиска дополнительных методов, приемов, форм организации учебной деятельности для активизации познавательной деятельности неслышащих учащихся на уроках истории.

Актуальность темы исследования обусловлена важностью поиска новых организационных форм и технологий,  необходимых для решения проблемы активизации познавательной деятельности неслышащих обучающихся в процессе обучения.

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения.

Важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов в процессе учебной деятельности. Любознательный дошкольник, младший школьник засыпает вопросами родных и учителей. Подросток чаще всего задаёт вопросы книге и в ней ищет интересующие его ответы.

Формы активизации познавательной деятельности на уроках истории:

Познавательные задания на уроках истории (При завершении темы "Жизнь первобытных людей" в 5 классе учащимся было предложено написать рассказ "Один день из жизни первобытного мальчика (девочки)". В своем рассказе ребята должны были правильно отразить образ жизни, занятия, религиозные верования первобытного человека.

        Ученикам 6 класса, работающим в парах, предлагается прочитать фрагмент из русской летописи "Повесть временных лет". Цель работы: выяснить где, по каким рекам, проходил древний торговый путь восточных славян; выделить древние географические названия и дать их современные варианты, формирование навыков самостоятельной работы с картой).

На уроках истории преподаватель часто говорит о необходимости критического отношения к источнику. Поэтому важно научить ребят использовать в учебном процессе исторические документы, к тому же учащиеся положительно относятся к источниковедческим заданиям, с удовольствием ощущая себя исследователями.

Работа с видеоматериалами на уроках истории (Документальные фильмы («Первая Мировая война», «Россия в войне. Кровь на снегу.», «Обыкновенный фашизм» и др. построенные на архивных киноматериалах, интервью современников и участников событий, могут рассматриваться в качестве видеоматериалов, позволяющих приблизиться к решению задачи формирования исследовательских навыков учащихся).

Основой для этой работы с этими видеоматериалами являются вопросы и задания, выдающиеся каждому ученику перед просмотром.

Также важно знакомить школьников с текстом учебника после окончания работы с видеоматериалами и учитывать уровень подготовленности школьников к восприятию видеоматериала при вынесении тех или иных вопросов на обсуждение.

Построенная таким образом работа с учащимися позволяет сформировать у них следующие исследовательские умения и навыки:

- работы с видеоматериалами как специфическим историческим источником;

- наблюдения и анализа исторических событий;

- постановки и решения практических задач;

- формирования гипотезы;

- использования знаний в области смежных предметов (обществознания, основ государства и права, введения в социологию и политологию и др.).

Наиболее подготовленные ученики могут обобщить материал и, опираясь на дополнительные источники, составить доклады и рефераты.

Методика использования фильмов в учебном процессе предполагает подготовительный, основной (собственная демонстрация фильма) и заключительный этапы.

Подготовительный этап требует предварительного ознакомления преподавателя с фильмом. Просмотрев фильм, преподаватель сообщает тему, рассказывает о вопросах, которые в ней затрагиваются.

Демонстрация проходит при активном участии преподавателя, который следит за реакцией учащихся, фиксирует возможные трудности в их работе, вносит необходимые коррективы.

В процессе просмотра, учащиеся делают записи, реагируют на реплики диктора, выполняют рекомендуемые им упражнения.

На заключительном этапе проверяется степень полноты и точности понимания материала, организуется беседа по содержанию информации, уточняются отдельные эпизоды.

 Игра на уроках истории.

Учебная игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игра на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Она не только помогает школьникам лучше представить то или иное событие, того или иного конкретного человека или представителя определенного слоя населения, но и вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

- игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

- игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала в слабых классах, поскольку позволяет в полном объеме, на доступном уровне повторить весь пройденный материал;

- игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания географической (исторической) карты.

В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты - на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов. Игры носят творческий характер.

При подготовке игры учитель должен учитывать те требования, которые выдвигает методика:

1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Помощь учителя следует только в том случае, если сами ученики попросят о ней.

2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции. Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое оформление урока - красочным и разнообразным.

3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, это приучает ребят к четкому соблюдению установленных правил, активизирует познавательную деятельность.

4. Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

     Существует огромное количество форм, методов и приемов развития навыков познавательной деятельности у учащихся.    

 Я уверена, что существует большое поле для творческой деятельности каждого учителя в решении данной проблемы, поэтому можно сделать следующие выводы:

- для успешного преподавания истории необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания истории;

- подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность;

- важная задача учителя - обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;

- в целях качественного преподавания истории учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету;

- важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов у учащихся в процессе учебной деятельности;

- привлечение на уроках современного материала является средством достижения сознательного отношения подростков к учению, которое придаёт обучению актуальность;

- на основе предложенного материала автор считает, что наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как игра, видеоматериалы, познавательные задачи. Учитель, усвоив содержание предложенных методов, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.

- одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения;

- существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний.

В работе предложены практические рекомендации для учителей истории, несколько видов игр, которые помогут учителю в практической деятельности.

Таким образом, задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ученика, развить у него соответствующие умения и навыки, но и в том, чтобы воспитать его полноценным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка...

Статья "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках окружающего мира".

IВ статье раскрыты особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, обосновано (проведены исследования)  использование ИКТ как средства повышения эффективности и кач...

Активизация речевой деятельности неслышащих учащихся на уроках физической культуры

Статья о влиянии речевой деятельности на развитие ребенка с нарушением слуха. Об эффективности процесса физического воспитания данных детей и динамике становления их двигательных умений и навыков. В с...

Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"

Отчет по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках технологии с использованием метода проектов"...

Статья по теме «Технология развития познавательного интереса у обучающихся на уроках Истории через систему разноуровневых творческих заданий»

Статья по теме «Технология развития познавательного интереса у обучающихся на уроках Истории через систему разноуровневых творческих заданий»...

Применение методов активизации познавательной деятельности в школах на уроках

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в не...