Главные вкладки

    Конспект занятия по теме "Домашние животные"
    план-конспект занятия по теме

    Лихачева Валентина Борисовна

    Конспект открытого занятия по теме "Домашние животные и их детёныши" для старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon domashnie_zhivotnye.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

           Департамент образования города Москвы

    Западное окружное управление образования

    ЦЕНТР ПСИХОЛОГО–МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

    «ЖИВЫЕ ПОТОКИ»

                                        Тема: Домашние животные

    Конспект индивидуального занятия

    Разработан: учителем-логопедом

    Лихачевой В. Б.

                                                           

    Москва 2013 год

    Цель: обогащать активный и пассивный словарь по теме «Домашние животные и их детёныши»

     

    Задачи:

    Образовательные:  

    - активизировать словарь по теме «Домашние животные»;

    - формировать навык образовывать существительные с суффиксом –онок-;

            - совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные;

              - формировать навык употребления предлога «с»;

    - формировать навык пересказа повествовательного текста с опорой на вопросы;

    Воспитательные:

    - воспитывать навыки самоконтроля и саморегуляции;

    - воспитывать рече-языковую компетенцию;

    Развивающие:

            - развивать навык произвольного изменения силы голоса;

    - развивать творческое мышление;

    - развивать координацию движений.          

    Оборудование: 1) Игра «Четвертый лишний»

                       2) Презентация «Домашние животные и их детёныши»

                       3) Картинный материал «Откуда спрыгнула кошка»

                       4) Интерактивная доска или монитор, ПК

                             Ход занятия.

    I Организационный момент: 

    Гимнастика «Хомячок»

    Слова логопеда

    Действия ребёнка

    Хомяк идет по лесу.

    Ребёнок марширует на месте

    Вот такой он — сытый, а такой — голодный.

    Надувает обе щеки и разводит руки в стороны, затем втягивает щеки и прижимает руки к животу

    Нашел зерно.

    Наклоняется к полу, как бы поднимает зерно

    Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.

    Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека.

    Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так!

    Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате
    чего воздух выходит с силой и шумом.

    II Основная часть занятия:

    2.1 Актуализация словарного запаса по теме домашние животные:

    - Игра «Четвёртый лишний»

    Логопед   показывает ребёнку на экране 4 картинки и просит найти лишнюю и объяснить, почему она лишняя.

    Картинки:

    Свинья, слон, корова, лошадь (слон)

    Заяц, коза, лев, медведь (коза)

    Тигр, кошка, собака, овца (тигр)

    - Игра «Посмотри-назови».

    Логопед показывает ребёнку  на экране картинки с изображением домашних животных (козы, коровы, кошки, собаки, овцы, лошади, свиньи) и просит назвать их.

    - Игра «Отгадай загадки».

    Логопед просит ребёнка отгадать загадки. Когда ребёнок отгадывает, картинка-отгадка появляется на экране:

    С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком. (собака)

    Хвост крючком, нос пятачком (свинья)

    Не спеша шагает с речки, в шубе ей тепло, как в печке.

    Подойдет она к избе и зовет меня «Бе - Бе» (баран)

    Голодна – мычит, сыта – жует,

    Малым деткам молока дает. (корова)

    Пашет землю трактор без колес.

    Для него горючее – овес. (лошадь)

    Бегут по дорожке

    Рога, борода да ножки. (коза)

    Мохнатенькая, усатенькая,

    Молоко пьет, песенки поет. (кошка)

    2.2 Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы

    - Игра «расскажи про семью»

    Логопед просит ребёнка рассказать…

    Если животное мама – корова, то кто папа и дети. (бык и телята)

    Если животное папа – баран, то кто мама и дети. (овца и ягнята)

    Если дети – щенки, то кто мама и папа. (собака и пёс)

    Мама – коза, папа – козёл, а дети кто? (козлята)

    Мама – свинья, дети – поросята, а кто папа? (боров, хряк)

    Папа – конь, а кто мама и дети. (лошадь и жеребята)

    Если мама – кошка, как зовут папу и деток? (кот, котята)

    2.3 Развитие интонационной выразительности речи (формирование умения произвольно менять силу голоса).

    Игра «Кто как кричит?»

    Логопед спрашивает ребёнка, как кричит корова (му), значит, что корова делает, когда разговаривает (мычит). Аналогично логопед проговаривает с ребёнком, как разговаривают собака, кошка, лошадь, овца, коза и свинья.

    Затем логопед предлагает ребёнку представить, что он выходит из деревенского домика и перед ним поле, на котором пасутся коровы. Если коровы далеко, то мы слышим тихое или громкое мычание. (тихое). Логопед просит ребёнка показать, как мычат коровы, которые далеко. Затем ребёнок представляет себе, что он подошёл к коровам близко, логопед спрашивает ребёнка, как мычат коровы, которые близко (громко) и просит ребёнка продемонстрировать это мычание. Затем ребёнок представляет, что где-то далеко пасутся козы и демонстрирует, как они блеют. Затем ребёнок возвращается к дому, где на окне сидит кошка и мяучит. Ребёнок показывает, как мяучит кошка, которая далеко и как мяучит кошка, которая рядом.

    2.4 Развитие умения образовывать притяжательные прилагательные

    Игра «У кого чьё?»

    Логопед просит ребёнка рассказать:

    Какое молоко даёт корова, коза?

    Чьи глаза у кошки, у собаки?

    Чей хвост у лошади?

    Чья шерсть у овцы?

     2.5 Динамическая пауза (игра «Хомяк»)

    Ребёнок повторяет за логопедом слова и движения:

    Слова

    Движения

    Хома, хома, хомячок,

    Полосатенький бочок

    Гладим себя по животику

    Гладим бока

    Хома раненько встает

    Потянулись и зевнули

    Лапки моет

    Показать, как моем руки

    Носик трёт

    Потереть нос

    Хома вышел на площадку,

    Хома делает зарядку

    Марширует

    Руки в стороны, руки вперед

    Раз-два-три-четыре-пять

    Приседает 5 раз

    Хома сильным хочет стать

    Показывает мускулы

    2.6 Формирование навыка употребления в речи предлога «с».

    Игра «Откуда спрыгнула кошка»

    Логопед показывает ребёнку картинки и спрашивает:

    - Если кошка залезла на диван, откуда она спрыгнет? (с дивана)

    - Если кошка залезла на шкаф, откуда она спрыгнет? (со шкафа)

    - Если кошка сидит на лестнице. Откуда она спрыгнет? (с лестницы)

    - Если кошка сидит на кресле, откуда она спрыгнет? (с кресла)

    2.7 Развитие навыка пересказа повествовательного текста.

    Логопед читает текст:

    Коров люди стали приручать много тысяч лет назад. Сначала древние люди разводили стада коров и быков, чтобы использовать их мясо в пищу. Позже сильных животных стали впрягать в плуг, перевозить на них грузы. Затем люди узнали о том, что корова может давать чудесную пищу – молоко.  

    Корову и сейчас называют кормилицей, ведь она даёт молоко, из которого можно делать масло, сливки, сметану и творог. Чтобы коровы давали много молока, за ними нужно хорошо ухаживать. Много сил и труда должен затратить животновод, чтобы получить много вкусного и полезного молока.

    Вопросы к тексту:

    О ком этот текст?

    Как ты понимаешь слово приручать?

    Что такое плуг?

    Как использовали коров древние люди?

    Какую чудесную пищу даёт корова?

    Как люди называют корову?

    Какие продукты можно делать из молока?

    Что нужно делать, чтобы коровы давали много молока?

    Кто такой животновод?

    Затем логопед читает текст ещё раз и просит ребёнка пересказать его.

    III Подведение итогов занятия, рефлексия:

    Логопед читает стихотворение:

    На подворье нашем

    Овцы и барашек,

    Хрюшка и поросенком

    И коза с козленком.

    Затем педагог спрашивает ребёнка:

    Про кого сегодня говорилось на занятии? (про домашних животных)

    Почему эти животные называются домашними? (живут возле человека)

    Логопед просит ребёнка привести примеры домашних животных и рассказать про одно из них, где оно живёт, как кричит, чей у него хвост, голова, лапы.

    Логопед хвалит ребёнка за занятие и прощается с ним.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшей группы "Сравнение диких и домашних животных". Составила воспитатель МДОУ детский сад №130 Каткова Елена Александровна.

    Занятие предусматривает сравнение диких и домашних животных. Основной уклон занятия дан на работе со схемами....

    Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных....

    Конспект занятия+ презентация "Домашние животные"

    Логопедическое занятие на тему "Домашние животные" разработано для закрепления представлений о домашних животных, уточнения и расширения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Прекрасн...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные».

    Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, б...

    Конспект открытого занятия по теме "Животные. Знакомство."

    На занятиях стараюсь привить любовь детей к своему предмету, уважение и интерес к культуре страны изучаемого языка, показать его значимость в современном мире. Игры - занятия с детьми настолько заряжа...

    Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

    Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....