Урок чтения. Пришвин "Гаечки"
план-конспект урока по теме

 

Урок чтения в коррекционной школе VIII вида направлен на развитие читательского интереса у детей с нарушениями интеллекта. На уроке предусмотрена работа в парах, словесное рисование сопровождается составлением иллюстрации из картинок на доске. Дети готовились к уроку еще в ходе работы над проектом «Птицы – наши друзья», они читали дополнительную литературу и делали небольшие сообщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_prishvin.rar1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Урок чтения в коррекционной школе VIII вида направлен на развитие читательского интереса у детей с нарушениями интеллекта. На уроке предусмотрена работа в парах, словесное рисование сопровождается составлением иллюстрации из картинок на доске. Дети готовились к уроку еще в ходе работы над проектом «Птицы – наши друзья», они читали дополнительную литературу и делали небольшие сообщения.

Урок чтения в 4 классе

Тема: М.И. Пришвин «Гаечки»

Цели: познакомить с произведением, повадками птиц, расширять и активизировать словарный запас,

          развивать речь, навык беглого осознанного чтения;

          воспитывать любовь к природе

  1. Орг. класса
  2. речевая разминка:

- В начале урока давайте упражнения, которые помогут нам в правильном произнесении звуков, потренируют губы и язык.

дыхательные упражнения:

- Сделайте глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот.

логопедические упражнения:

- губы вытянуть в трубочку

-поцокать языком

-широкая улыбка

чистоговорка:

ра-ру-ри – прилетели снегири

та-ту-ты – а за ними и клесты

ница-ница – скачет шустрая синица

Звуки птиц.

  1. определение темы и цели урока.

– Что это за звуки?

- Я не случайно начинаю урок с этих звуков.

Сегодня на  уроке мы продолжим разговор о птицах: познакомимся с рассказом Михаила Ивановича Пришвина «Гаечки» и  заслушаем некоторые ваши сообщения, которые вы подготовили в ходе работы над проектом.

- Над каким проектом мы сейчас работаем?

4. Выступления детей.

- О каких птицах в ходе работы над проектом мы уже узнали?

- Что это за птица?

Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.

- Давайте послушаем сообщение о снегире. Вы работали в парах

а) Юля и Ангелина

Снегирь –очень  нарядная птичка. Держатся снегири небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее они сидят, иногда передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.

- А это что за птица?

Вокруг ствола большой сосны,
Шишки на снегу видны
Здесь на кузнице потратил
Много сил проворный ….

- Сообщение о дятле  сделали Нина и Данил.

б) Нина и Данил.

Клюв  у дятла прочный и острый. А язык  острый и липкий, с жесткими щетинками на конце, достает насекомых из любой щели!

5 .подготовка к первичному восприятию.

- Мы уже многое узнали о птицах, я предлагаю расширить наши знания и включить в работу над проектом  знакомство с рассказом  М.И. Пришвина «Гаечки».

-Посмотрите на портрет писателя. Как вы думаете, какой это человек?

- Михаил Иванович писал свои рассказы более ста лет назад. В своей жизни ему пришлось быть и военным санитаром, и журналистом, и учителем, и писателем.  Этот человек очень любил все живое на Земле и написал много книг о природе (выставка)

-  Некоторые из них – «Лисичкин хлеб» и «В краю у дедушки Мазая» есть в нашей школьной библиотеке. Если вы прочитаете их, то узнаете, например, как автор научил собак  есть горох и что это за гуси с синими шеями.

- Как вы думаете, о чем или о ком рассказ «Гаечки»?

-  Гайки – это название одного из видов синиц, по-другому их ещё называют «болотные синицы» . Все виды синиц приносят большую пользу, охраняя посевы и посадки. Одна синица в течение дня уничтожает до 6000 насекомых.

- Прежде чем мы познакомимся с содержанием рассказа, давайте объясним значение слов, которые могут оказаться непонятными.

опилки-  мелкие частички дерева

сизые- серые

бойко- быстро

бинокль- прибор для наблюдения, приближающий предметы

пленница- та, которая находится в плену, то есть её никуда не выпускают

6.Первичное восприятие. Чтение учителем.

7. Проверка первичного восприятия.

- О ком рассказал Пришвин?

- Чем показался интересен рассказ?

физминутка

"Синица"
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири,
Тень-тень-тень.

8 Повторное чтение.

а) 1 и 2 абзац хором

б) 3 абзац цепочкой

в) остальной текст – жужжащее чтение с карандашом (непонятные слова)

     индивидуальная работа – Шашунина, Форостьянов – 1,2 предложение.

9. выборочное чтение.

- Как автор обнаружил синичек?

- Чем занимались маленькие синички?

- Скажите, как повела себя пленная синичка?

- А как ей помогала свободная синичка?

- Найдите предложение, в котором встречается слово «шептали». Значит, как они разговаривали?

- Давайте прочитаем, как птицы шептались. 2 – 3 ученика.

10. словесное рисование

- Давайте нарисуем иллюстрацию к рассказу.

- Что бы вы изобразили?

- Где происходит действие?

- Какой лес? Какие краски возьмём?

- Кого еще изобразим?

11. домашнее задание: читать рассказ, опираясь на правила выразительного чтения.

12. подведение итогов

- Итак, мы познакомились с рассказом «Гаечки».

- Что нового о птицах  вы узнали?

- Оценивание .

13. Рефлексия.

- Прикрепите свою фигурку на лестницу Достижений:

было очень  интересно

иногда было интересно

мне было скучно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...