Главные вкладки

    Урок по развитию устной речи "Домашние животные. Лошадь. Корова.Свинья" с применением элементов метода проектов 4 класс
    план-конспект урока по теме

    Фомина Ольга Валентиновна

    Мой первый урок с применением элементов метода проектов -  урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Домашние животные. Лошадь. Корова. Свинья" (обобщающий урок). При подготовке к уроку я опиралась на жизненный опыт учащихся, поэтому дети сами выбирали тему доклада, которая была им наиболее близка. Считаю эффективным то, что дети работали парами. Чтобы уложиться в урок (материал урока был достаточно содержательным); необходимо предусмотреть время, отведённое на каждый этап урока и на доклады, подготовленные учащимися. Поэтому мне пришлось дифференцировать детские выступления по объёму и содержанию. Материал урока решает ряд коррекционно - развивающих задач: развитие связной устной речи учащихся, памяти, мышления, коммуникативных навыков, умения опереться при ответе на план, текст, иллюстрацию. Учащиеся продемонстрировали доклады, которые стали содержанием альбома о домашних животных.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

    Урок

    по развитию устной речи

    на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

    по теме

    «Домашние  животные. Лошадь. Корова. Свинья»

    с применением элементов метода проектов

    4 класс

                                                                         

                                                             

      Составила учитель: Фомина О.В.

                         

    Тема: «Домашние животные. Лошадь. Корова. Свинья»

    (обобщающий урок)

    Цель: обобщить знания детей по теме: «Домашние животные. Лошадь. Корова. Свинья».

    Составить альбом, посвящённый домашним животным.

    Образовательные задачи: закрепить у учащихся знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках, происхождении домашних животных, условиях содержания и их выращивании человеком.

    Учащиеся должны знать о пользе домашних животных, приносимой людям.

    Коррекционные задачи: обогащать словарный запас учащихся.

    Развивать связную речь детей через полные и осознанные ответы на вопросы на основе пересказа отдельной информации о домашних животных и авторских произведений.

    Учащиеся должны уметь связно и последовательно пересказывать текст по плану.

    Воспитательные задачи: Пробудить у детей интерес к окружающему миру.

    Воспитывать бережное и внимательное отношение к домашним животным.

    Воспитывать чувство ответственности и коллективизма при составлении альбома о домашних животных.

    1.Организационный момент

         На сегодняшнем уроке нужно

         Много нам успеть.

         Давайте все работать дружно

         И при этом не шуметь.

    2.Повторение учебного материала с прошлых уроков

         Учитель раздаёт детям картинки с изображением домашних животных.

         Предлагает внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

       * «Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт».  
         (корова)

       *  Как называется детёныш коровы? (телёнок)

       * Из молока какого животного делают кумыс? (лошадь)

       * У неё толстое округлое тело, хвостик колечком и стройные ноги с копытцами.        
         (свинья)

       * Как называется детёныш лошади? (жеребёнок)

       * Кто является вожаком коровьего стада? (бык)

       * У них розовые пятачки, забавные хвостики колечком и мягкая редкая щетинка.    
         (поросята)

       * Как называется папа – самец у поросят? (хряк, боров)

       * «На спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Когда он бежит, земля      
        дрожит, изо рта пена валит». (конь)

         Учащиеся вешают картинки на доску, отгадав название животного

         Данных животных нужно разделить на семейства.

         Учащиеся группируют карточки с изображением животных:

         конь, лошадь, жеребёнок; бык, корова, телёнок; боров, свинья, поросёнок.

         К какой группе относятся все эти животные? (домашние)

         

         Учитель вывешивает на доске табличку ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

         Почему этих животных называют домашними? (Они живут рядом с человеком, а    
        люди заботятся о них, кормят, используют в своём хозяйстве. Люди получают    
        молоко, мясо, кожу, удобрение, рабочую силу).

         Скажите, ваши родители или родственники разводили или разводят данных    

         домашних животных? Для чего?

    3.Сообщение цели урока

         Как называется помещение, где ваши родители держали домашних животных?

         (двор – подворье)

       

         Учитель демонстрирует картинку с изображением подворья.

         Подворье – это специальная постройка для содержания и выращивания  
        домашних животных отдельной семьёй. Подворье находится рядом с жильём  
        человека.

         А где ещё занимаются разведением домашних животных?

         (животноводческая ферма)

         

         Учитель демонстрирует картинку с изображением фермы.

       

         Животноводческая ферма – это специальное помещение, построенное человеком для

         выращивания и содержания домашних животных в больших количествах. За этими

         животными ухаживают специалисты, чтобы в домах людей были продукты и

         необходимые вещи.

         Учитель соотносит табличку с картинками.

    домашние животные

                      подворье                                                животноводческая ферма

         К сожалению, в настоящее время даже в сельской местности мало осталось  
        семей, которые занимаются разведением домашних животных.  Кроме этого,  
        сократилось количество ферм.

         Я думаю, некоторые из вас редко встречали лошадь или корову на лугу или  
        наблюдали за тем, как нежится свинья в луже. А ребята, младше вас, вообще не  
        видели этих животных или видели по телевизору, в цирке, зоопарке.

         Поэтому, чтобы мы с вами  имели полное представление об этих животных, я  
        предлагаю вам составить альбом, посвящённый домашним животным.

         Учитель демонстрирует папку с названием темы урока.

         Этот альбом будет особенно полезен и необходим своим содержанием ребятам
        1,2,3 классов, которые в 4 классе будут проходить эту тему.

         Как вы думаете, что должно быть в альбоме, который мог бы дать полную  
        информацию о домашних  животных? (текст, картинки, рисунки, стихи, рассказы)

       

         На прошлых уроках развития речи вы отдельно знакомились с каждым из этих  
        домашних животных, делая записи и рисунки в тетради. Пользовались  
        учебником. В любой момент можете вернуться к ним, если захотите что – то  
        вспомнить.

         А к сегодняшнему уроку вы нашли дополнительную информацию, выполнили  
        рисунки домашних животных, нашли картинки и стихи. Всё это оформили на

         альбомных листах и поместили в файлы. Чтобы справиться с этой задачей, вы  

         разделились на группы по несколько человек, которым ближе знакомо то или
        иное животное. У каждой группы получились объёмные доклады. Они и будут  
        содержимым  нашего альбома.

    4.Доклады детей и составление альбома о домашних животных

       

    Дети заранее были разделены на группы с опорой на жизненный опыт (у одних

    бабушка имела корову, другие – разводили лошадей, третьи – свиней).

    Информацию о домашних животных нужно сообщить по плану:

                                         План.

    1. Как называется животное?
    2. Внешний вид.
    3. От кого произошло это животное?
    4. Как называются детёныши?
    5. Чем питается?
    6. Условия содержания животного и выращивание человеком.
    7. Какую пользу приносит человеку?

         План читается вслух.

    Вспомним первое домашнее животное, с которым познакомились на уроке  
        развития   речи.

         Учащиеся при пересказе о домашних животных демонстрируют свои доклады на  

         доске. (5 минут каждая группа)

         

        Доклад «Лошадь» по плану (См.Приложение 1)

       

        Краткий пересказ и чтение отрывков из произведений К.Ушинского «Слепая
       лошадь», Л.Толстого «Как я ездил верхом» (демонстрация книг и детских  
       рисунков к ним)

        Какими качествами мы можем охарактеризовать героя этих произведений –  
       лошадь?

     

    5.Игра «Узнай по голосу»

        Один учащийся встаёт спиной к классу у доски, а все учащиеся читают:

        Мы немножко поиграем,

        Как ты слушаешь, узнаем,

        Постарайся, отгадай,

        Кто позвал тебя – узнай!

       

        По картинке домашнего животного, которую показал учитель, один учащийся класса

        подаёт голос этого животного, а стоящий спиной у доски узнаёт имя учащегося.

     

        Доклад «Корова» по плану (См.Приложение 2)

        Краткий пересказ и чтение отрывка рассказа Л. Толстого «Корова».

        Как народ называет корову за то, что она нас кормит?

    6.Физпауза

       Учащиеся выполняют движения под слова «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…».

       Почему  детям необходимо пить молоко?

       Доклад «Свинья» по плану (См.Приложение 3)

      Краткий пересказ А. Чехова «Каштанка».

      Какими качествами обладает свинья?

    7.Подведение итогов урока

       

       Посмотрите, какой толстый альбом, посвящённый домашним животным,  
      получился  благодаря нашим стараниям.

       Мы много узнали о домашних животных. А ещё больше узнают о них ребята  
      младших классов. Им будет очень интересно полистать и почитать каждую  
      страничку альбома, в котором есть не только информация о домашних животных, но и

       ваши рисунки, картинки, стихи о них.

       Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам – домашним животным.

       Они не только поят, кормят нас, но и отдают свою привязанность, ласку и тепло,  
      пробуждая в нас добрые чувства.

       О домашних животных придумано немало пословиц и поговорок. Вот несколько из

       них. В левом столбике – начало, а конец пословицы нужно подобрать из правого  
      столбика.

       У хорошего хозяина                                а жмыхом да мукой.

       Гладь корову не рукой,                           свинка, как картинка.
      У хорошего свинаря                                нет плохой лошади.

       Как вы понимаете эти пословицы и поговорки?

       В конце нашей беседы я приготовила вопросы, которые проверят, как  
      вы запомнили материал. Сложив картинки, получите иллюстрацию из русской  
      народной сказки. («Зимовье зверей»). Какие домашние животные изображены на  
      картинке? Почему они ушли зимовать в лес?

     

      Ребята приготовили  нам хорошее стихотворение о домашних животных:

      Домашних животных я очень люблю:

      Кормлю, берегу и ласкаю,

      Собаку и кошку, козу и свинью

      Друзьями своими считаю.

      Корова, коза молоко нам дают,

      Нет шерсти овечьей пышней.

      Нам кошка Мурлыка подарит уют

      И всех переловит мышей.

      Помощники наши – корова, баран

      И конь вороной темногривый

      Живут с нами рядом,  привязаны к нам,

      Доверчивы, миролюбивы.
       

     Что запомнили на уроке?

     Что понравилось?

     Что нового узнали?

    Resource id #5650


    Предварительный просмотр:

    Доклад о лошади

    1.Лошадь – прекрасное, благородное животное.

    2.У неё крупное тело, сильные стройные ноги, оканчивающиеся копытами, густые пышные грива и хвост, стоячие уши и большие умные глаза. Живут лошади до 25 – 30 лет.

    В нашей стране разводят много хороших пород лошадей. Одни из них могут перевозить тяжёлые грузы. Это тяжеловозные лошади. Другие – отличаются быстротой бега. Их запрягают в телеги, сани и перевозят лёгкие грузы. Это - легкоупряжные лошади. Орловский рысак. Третьи – быстры, словно ветер. Их используют для верховой езды.

    Тяжеловозы – крупные, сильные лошади. У них широкий шаг: ходят они быстро, но бегают плохо. Орловский рысак отличается особым быстрым способом передвижения. К лучшим верховым лошадям относятся лошади донской и ахалтекинской пород. Лошади этой породы отличаются большой резвостью. Они резвые и выносливые.

    (доклад сопровождается картинками и рисунками детей тяжеловозной лошади, легкоупряжной, гнедого).

    3.Кто был диким предком нашей домашней лошади?

    Учёные считают, что тарпан. Это животное имело небольшой рост, тонкие, но сильные ноги, очень крепкие копыта. Тело тарпана было покрыто серой короткой шерстью, которая зимой становится более жёсткой и длинной. Тарпаны жили большими табунами под открытым небом. Верховодил табуном вожак – жеребец.

    Дикая лошадь была обнаружена более 100 лет назад русским учёным -  путешественником Н.М.Пржевальским. В честь учёного эта лошадь и названа – лошадь Пржевальского. В настоящее время дикие лошади имеются в зоопарках и заповедниках.

    4.Детёныш лошади – жеребёнок.

    Жеребёнок

    У лошади жеребёнок

    Вырастет и без пелёнок.

    Мать напоит молоком

    И оближет языком.

    Поведёт с собой в луга,

    Где высокие стога.

    Траву вкусную покажет,

    А за озорство накажет.

    Весной у лошади рождается жеребёнок. Он ещё слабый, беспомощный. Пытается встать на подгибающиеся ножки и падает. Мама – лошадь старательно вылизывает его шёрстку шершавым языком, жеребёнок пьёт материнское молоко, проходит несколько дней и жеребёнок начинает резво бегать по лугу и щипать траву рядом с матерью. Молоко лошади полезно не только её детёнышу, но и человеку. Люди издавна используют кумыс – сквашенное молоко кобылы. Это вкусный целебный продукт. Лошадь служит источником мяса и кожи.

    5.Лошади – травоядные животные. Летом они питаются травой, зимой душистым сеном и овсом. Лошадей кормят 3 раза в сутки. Если лошади выполняют тяжёлую работу, то их дополнительно покармливают. Лошадям дают свежую траву или сено, овёс, кукурузный силос, корнеплоды. В конюшне лошади находятся с вечера до утра и в полдень. В летнее время и того меньше: после вечернего кормления их выгоняют на пастбище.

    6.Лошадей содержат в помещениях, которые называются конюшнями, а людей, которые ухаживают за ними – конюхами.

    В старину крестьяне запрягали лошадь в плуг и распахивали поле. На лошадях возили и сено с лугов, и дрова из леса, и снопы с полей.

    7.Лошади были помощницами человека не только в деревне, но и в городе. Они возили повозки, коляски. Сейчас их заменили машины. Лошади верно служили людям и на войне. Лошади не боясь выстрелов, ни взрывов, участвовали в боях, тащили пушки, обозы и оружие. Лошадей запрягали в лихие тройки, такую тройку с колокольчиком под дугой называли в старину птицей – тройкой. Лошади очень привязаны к своему хозяину, они легко поддаются дрессировке, часто выступают в цирке: танцуют под музыку вальс и польку, а потом кланяются, приседая. Спортивные лошади участвуют в скачках. Их специально учат быстро бегать и преодолевать препятствия.

    Отрывок из рассказа К.Ушинского «Слепая лошадь».

    «Догони – Ветер несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставив за собой разъярённых злодеев».

    Отрывок из рассказа Л.Толстого «Как я ездил верхом».

    «Когда я посмотрел, как она носила потными боками, тяжело дышала ноздрями и помахивала облезшим хвостом, я понял, что лошади трудно было. Мне так жалко стало Воронка, что я стал целовать его в потную шею и просить у него прощения за то, что я его бил».

    Какая лошадь?

    Лошадь быстрая, послушная, сильная, смелая, терпеливая, добрая, умная, храбрая, чуткая, верная, выносливая, спокойная.

    Resource id #3848


    Предварительный просмотр:

    Доклад о корове

    1.Корова – домашнее животное.

    2.Тело у коровы широкое, с округлыми раздутыми боками, ноги короткие, длинный сильный хвост напоминает метёлку – им Бурёнушка отгоняет надоедливых мух и слепней. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие тёмно – карие бархатистые глаза. У коров прекрасное обоняние: по запаху они легко отличают съедобные травы от несъедобных.

    В настоящее время выведено много разных пород коров. Самая известная холмогорская корова – корова с белыми и чёрными пятнами. Передняя часть головы у них белая. Она даёт много молока. Красная степная корова имеет красный, либо вишневый, рыжий окрас. Ярославская корова чёрного цвета. Она даёт меньше молока, но оно более жирное и питательное.  

    3.Предком домашней коровы был тур.

    4.Корова рождает в год по одному телёнку. Телёнок появляется на свет хорошо развитым. Его тело покрыто шерстью, он хорошо видит и слышит, почти сразу же после рождения может встать на ноги.

    5.Коровы – жвачные животные. Сорванную траву проглатывают, не пережевывая. В одном желудке трава смачивается слюной, потом корова отрыгивает её в рот и пережёвывает при помощи коренных зубов, а затем проглатывает в другой желудок. Жевание для коровы – главное занятие.

    6.Коров содержат в специальных помещениях – коровниках. Там коровам дают корм. Доярки доильными аппаратами доят коров. Молоко через доильный аппарат поступает в бидон. Зимой держат на привязи в коровнике, а летом на пастбище. Кормят коров 2-3 раза в сутки. Им дают сочную траву, сено, силос из кукурузы или подсолнечника, кормовую свёклу, жмых, отруби.

    Телят содержат в специальных помещениях – телятниках. Телятницы следят за чистотой телятника, убирают из клеток навоз, стелют сухую подстилку из соломы. Телят чистят щётками. Подросших телят летом пасут на пастбище отдельно от взрослых коров. При хорошем уходе телята вырастают крупными и здоровыми.

    Моя корова

    Я коровушку свою

    Ранним утром подою.

    Я поглажу ей бока:

    Дай, Бурёнка молока!

    Наварю я детям каши

    И заквашу простоквашу,

    Испеку пирог румяный

    С маслом, сливками, сметаной.

    Корове сена накошу

    С медовыми цветами.

    И Бурёнку попрошу –

    Не расставайся с нами!

    7.Корова имеет большое значение в жизни человека. Это один из основных источников мяса, молока, кожи, навоза. Особую ценность имеет молоко, из которого получают масло, сметану, творог, сыр, кефир, простоквашу.

    Отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Корова»

    «Мать стала доить корову, а дети сели кругом и смотрели, как молоко брызнуло из вымя в край подойника и засвистело у матери из – под пальцев. Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину».

    Какая корова?

    Народ любовно называет корову «кормилицей», «матушкой – коровушкой» и «Бурёнушкой».

    Resource id #3856


    Предварительный просмотр:

    Доклад о свинье

    1.Свинья – домашнее животное.

    2.У свиньи клинообразная голова, оканчивающаяся круглым пятачком, большие стоячие уши и совсем маленькие подслеповатые глазки. Видит свинья плохо, а вот слух и обоняние у неё прекрасные. У свиньи толстое округлое тело, хвост – и стройные ноги с копытцами. Толстая кожа свиньи покрыта редкими грубыми волосами – щетиной. Под кожей откладывается много жира, который защищает свинью от охлаждения.

    3.Предком свиньи был дикий кабан (вепрь). Это животное обитает в хвойных лесах, дубравах. Лесной кабан – крупный и сильный зверь. Любимое лакомство – жёлуди.

    У дикой свиньи поросята

    Прожорливы и полосаты.

    Каждого учит: «Усерднее рой

    Землю и станешь отличной свиньёй».

    4.Обычно у свиньи рождается 10-12 маленьких поросяток. У них розовые пятнышки, забавные хвостики колечком и мягкая редкая щетинка. Свинья кормит поросят молоком, и они быстро растут.

    У меня есть пятачок,

    Вместо хвостика – крючок,

    В луже я лежать люблю

    И похрюкивать: «Хрю! Хрю!»

    5.Кормят взрослых свиней свёклой, морковью, картофелем, кукурузным силосом, жмыхом. Добавляют ячмень, овёс, просо, кукурузу. Обычно свиньям дают смесь кормов. Зимой свиней кормят зерном и овощами, а весной, летом и осенью свиньи пасутся на лугах и полянах. Любимое лакомство свиней – жёлуди. Свиньи неприхотливы в еде. Они всеядны. Поэтому человеку легко содержать их.

    6.Свиней содержат в специальных свинарниках. Свинарки заботливо ухаживают за поросятами: меняют в клетках подстилку, проветривают помещение, моют поросят тёплой водой.

    7.Народ сложил про свиней немало пословиц и поговорок. Есть такая: «Благодарнее свинки нет скотинки: ест, что попало, а отдаёт сало».

    Свинья даёт мясо, сало, кожу. А как вы думаете, почему про свинью говорят: «Свинка – золотая щетинка?» Потому что свиная щетина жёсткая и упругая, она очень хороша для изготовления щёток и кистей для красок и клея.

    Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Каштанка»

    «Не обращая никакого внимания на ворчанье Каштанки, свинья подняла пятачок и весело захрюкала. Когда она подошла к коту и слегка толкнула его под живот своим пятачком и потом о чём – то заговорила с гусём; в её движениях, в голосе и в дрожании хвостика чувствовалось много добродушия».

    Какая свинья?

    Свинья добродушная, умная, забавная, послушная, исполнительная, догадливая.

    Resource id #3860

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по развитию речи в 4 классе с элементами метода проектов. "Признаки начала весны".

     Тип урока-проекта – закрепление полученных знаний через сбор информации о признаках весны с целью анализа, обобщения и представления.В ходе подготовки к уроку была организована поисковая деятельность...

    Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие и домашние животные.Сравнение", 2 класс школы 8-го вида.

    Урок разработан для детей с лёгкой (F 70)  и умеренной (F 71) у.о..На уроке обобщаются знания учащихся о домашних и диких животных на основе сравнения зайца и кролика.Урок сопровождается презента...

    Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

    Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

    Элементы метода проектов приработе с обучающимися с ОВЗ

    В связи с изменениями в обществе все более актуальной становится подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социуме.Отсюда есть необходимост...