Доклад "Организация самоподготовки в интернатных учреждениях, требования к ее структуры содержания"
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Доклад на тему: "Организация самоподготовки в интернатных учреждениях, требования к ее структуры содержания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лесозаводская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Выступление на ТМО руководителей краевых государственных

Учреждений.

Тема: Организация самоподготовки в интернатных учреждениях, требования к ее структуры содержания

                                                               

Подготовила учитель КГКСКОУ Лесозаводской КШИ

                             Потапова М.М.

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальней шее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке.

В условиях школы - интерната домашние задания выполняются воспитанниками самостоятельно под руководством педагога, в данном случае воспитателя, на самоподготовке. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

1.Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках.

Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция - самоподготовка способствует появлению у обучающихся навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения    возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у обучающихся правильного отношения к знаниям.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается    потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у обучающихся вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у обучающихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.

3.Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся

достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

Целью самоподготовки является: первое - закрепление материала урока, второе - целенаправленное умение работать самостоятельно. Воспитатель работает над выполнением второй цели.

Задачи самоподготовки:

•   Научить самостоятельно находить домашнее задание;

•   Научить самостоятельно ориентироваться в условиях домашнего задания (на какую тему, каким способом выполняется, при затруднении уметь использовать правила, уметь обращаться к памяткам, словарям, таблицам, похожему заданию, выполненному ранее на уроке);

•  Сформировать умение самостоятельно организовать учебный труд (соблюдать режим, правильно и рационально использовать время для выполнения задания на каждый предмет)

•  Сформировать понимание необходимости проверять свою работу, т.е. формировать навыки самопроверки и самоконтроля.

Воспитательные задачи:

•  Воспитание добросовестного отношения к учебному труду,

 •  Развитие осознанного желания работать самостоятельно,

•  Развитие устойчивой активности и интереса к учебной деятельности,

•  Воспитание целеустремленности и упорства в выполнении учебной деятельности,

• Воспитание умения не мешать другим.

Условия эффективности самоподготовки: 

  1. Высокое качество урока. Понимание материала заданного на подготовку. Обязательный разбор домашнего задания на уроке.

2.Оптимальная дозировка домашнего задания - 1/3 от выполненного на уроке.

Все задания задаются с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.

3. Связь воспитатель - учитель.

Учитель обязан написать особенности усвоения изученного материала, должен расписать индивидуальную работу, взаимопосещение (воспитатель - уроки, учитель -

самоподготовку).

4.Изучение воспитателем методики.

5. Соблюдение здоровьесберегающего педагогического режима: самоподготовка проводится после прогулки (1-З классы после дневного сна), санитарное состояние класса соответствует санитарным нормам, воспитатель следит за правильной посадкой детей, проводит физкультминутки - первая на 20 минуте самоподготовки, включает общеразвивающие упражнения, упражнения для коррекции осанки, упражнения для глаз, элементы психогимнастики и т.д.)

5.Четкое соблюдение установленного времени начала и конца самоподготовки.

6. Подготовленность воспитателя (четкое планирование, продуманность занятости свободного времени, подготовка раздаточного материала и т.д.)

При определении времени, необходимого для выполнения домашних заданий умственно отсталыми учениками, учитываются объем и сложность задания, степень изученности на уроке заданного учебного материала, функция домашних заданий (закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроке), а также использование наглядных пособий и дидактического материала.

Сложность домашнего задания не должна превышать сложности задания, выполненного в классе под руководством учителя.

«Типовым положением о специальной общеобразовательной школе-интернате (школе) для детей с ограниченными возможностями здоровья» установлена следующая продолжительность самоподготовки для учащихся различных классов:

   I  класс - в первом полугодии домашние задания не даются; во втором полугодии - 30-40 мин;

II - III классы - до 1 ч;

IV - V классы - до 1,5 ч;

VI - IX классы - до 2 ч.

Эти сроки являются максимальными. У опытных воспитателей при условии реализации индивидуального и дифференцированного подхода некоторые школьники успевают выполнить домашние задания за боле корткое время.  

                               

Структура самоподготовки.

1. Организационный момент (можно использовать: коррекционные игры на развитие психических процессов: внимание, мышление, память и др./ или точечный самомассаж для концентрации внимания, или аутотренинг, самонастрой, можно вводить сюрпризные моменты, соревновательный компонент, игровые ситуации). На орг. моменте воспитатель должен настроить детей на самостоятельную учебную деятельность.

2.  Выяснение домашнего задания (дети самостоятельно должны найти, что задано):

- в 1,2 классах - находят по закладочкам

- в начальном звене дети должны поставить пальчик в учебнике на задание, воспитатель проходит и смотрит, правильно ли нашли

- начиная с 3 класса можно начинать использовать дежурных, которые проговаривают что задано, какое дополнительно задание нужно выполнить, проговаривают формулировку задания по русскому языку так, как нужно записать в тетрадь.

- на этом этапе воспитатель учит определять рациональную последовательность выполнения предметов (первый -письменный, второй - чтение) здесь можно использовать символическую планку, в среднем и старшем звене необходимо развивать навык самоопределения, хронометраж.

- можно записывать задания на доске с указанием времени выполнения.

Приемы и распределение времени:

- воспитатель говорит детям, сколько времени нужно затратить на каждый предмет (использовать часы)

- в начальных классах, когда дети еще не понимают времени на часах, можно использовать символические часы с иллюстрациями.

- на этом же этапе воспитатель определяет для детей виды проверки: самопроверка, группа доверия, взаимопроверка, устный опрос, фронтальная (рекомендуется по чтению) и др.

3.   Дидактическая игра (в среднем, старшем звене можно не проводить)

Игра должна быть по одному из предметов, которые будут выполняться на данной самоподготовке, игра должна быть связана с закреплением темы, хорошо, если она одновременно будет и развивающей: на смекалку, на развитие психических процессов и т.д.

4.   Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми Деятельность воспитателя:

- контролировать правильность начала выполнения д/з, если у ребенка возникают проблемы, воспитатель возвращает его к правильной ориентировке (прочитать правило, посмотреть похожее задание), при дальнейшем затруднении воспитатель должен указать на ошибку и помочь начать правильное выполнение.

- контролировать и оказывать индивидуальную помощь детям с индивидуальным или дифференцированным заданием.

5. Проверка домашнего задания

- при самопроверке, дети могут провести и самооценку своей работы - тогда обязательно должны сделать самоанализ своего выполнения и оценивания (можно выборочно)

- проверка воспитателем - индивидуальный просмотр, прослушивание

- взаимопроверка - попарно или с назначением консультантов

- фронтальная проверка - этот вид используется, когда у детей еще нет достаточных навыков самопроверки; а также можно использовать при проверке устных предметов (прочтение текстов, ответы на вопросы после текста)

Все виды проверок возможны только после самопроверки. Самопроверка - основной, ведущий вид проверки!

6. Итог

Необходимо отметить насколько дети были самостоятельны,

прилежны; обязательно отмечать, особенно в начальных классах

аккуратность записей, старание; качество выполнения.

Если дети одновременно выполняют задания, то итог

подводится после каждого выполненного предмета.

Если необходимо - выяснить, разобрать причины неудач.

Примечание:

- Физкультминутка проводится на 20 минуте

- Артикуляционная гимнастика проводится непосредственно перед выполнением задания по русскому языку, чтению или устным предметам

- Пальчиковая гимнастика проводится перед письменными предметами. Так же элементы пальчиковой гимнастики можно включать и в физкультминутку

- В физ. паузу обязательно включаются упражнения для глаз, или такие упражнения проводятся отдельно при письменной работе.

Анализ самоподготовки

1.  Организация самоподготовки (подготовленность необходимых наглядных пособий, рабочих мест учащихся и класса, объем домашнего задания, приемы воспитателя, настраивание на правильное выполнение д/з, время затраченное на организацию самоподготовки).

2.  Отношение детей к выполнению д/з (занятость детей и рациональное использование времени, самостоятельность при выполнении д/з, работа воспитателя по предупреждению ошибок у учащихся).

3.  Осуществление индивидуального подхода, особенности работы с отдельными детьми и ее результативность.

4.  Коррекционная направленность методов и приемов воспитателя (виды проверки выполнения д/з и использование наглядных средств обучения).

5.  Качество выполнения д/з.

6.  Соблюдение охранительного педагогического режима (начало и конец занятия, организация отдыха, правильное чередование предметов при выполнении д/з, дисциплина на занятии, наличие занимательного материала для организации свободного времени для выполнивших д/з).

7. Роль личности воспитателя (внешний вид, речь, манера держаться, умение предупреждать и ликвидировать конфликтные ситуации, знание воспитателем особенностей каждого ребенка, занятость воспитателя на самоподготовке).

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ : ЧТЕНИЕ

1. Старайся читать целыми предложениями, а не словами.

2.   Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.

3.   Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному

рассказу или составленному учителем. Если не сможешь ответить прочитай рассказ снова.

письмо

1. Прочитай внимательно задание.

2. Вспомните на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило в учебнике или тетради и повтори.

3. Сначала прочитай всё предложение, а затем запиши его в тетрадь.

4.  Если нашёл ошибку, аккуратно исправь её, зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши верную букву (слово).

МАТЕМАТИКА

1.   Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решились задачи в классе.

2.  Прочитай 2 раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.

3.  Повтори про себя условие задачи, если что либо забыл прочитай ещё раз.

4. Запиши сокращенное условие задачи.

5.   Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.

6. Раньше сформируй вопрос к действию, а потом его выполняй.  

 7.    Перед   решением   примеров   повтори   необходимое   правило, посмотри в тетрадь, как решились такие же примеры в классе.

8.   Закончив  выполнение  задания,  проверьте  правильно  ли  оно выполнено.

9. Найденную ошибку зачеркни и сверху напиши правильный ответ.

Правила выполнения устных заданий по различным предметам.

1.  Открой книгу на нужной странице и прочитай заглавие статьи.

2.  Вспомни, что объяснял учитель на уроке.

3.  Сначала прочитай не спеша весь текст и вдумайся в его содержание.

4.  Прочитай текст еще раз и раздели его на отдельные части.

5.  Прочитай каждую часть и определи, что в ней является главным.

6.  Перескажи своими словами каждую часть.

7.  Ответь на вопросы к тексту.

8.  Готовя уроки по географии и истории, пользуйся картой, а по естествознанию - имеющимися наглядными пособиями.                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: « Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений»

Доклад: на тему: " Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений"...

«Адаптация и социализация воспитанников интернатных учреждений как условие успешной интеграции в общество». Республиканский фестиваль педагогического мастерства «Изменим будущее»

Не секрет, что сейчас социально-экономическая ситуация в стране находится в печальном состоянии: более полумиллиона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Проект «Создание в условиях интернатного учреждения развивающего образовательного центра, осуществляющего социально-бытовую и социо-культурную реабилитацию каждого ученика и обеспечивающего его реальную интеграцию в жизнь»

Проект представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий стратегические ориентиры, приоритеты и технологии развития школы-интерната.  Необходимым условием развития...

ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формально...

Презентация по теме "Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений"

Данная презентация пожет быть полезна воспитателям учреждений интернатного типа, родителям . Прдставлено краткое тезисное изложение  темы "Особенности социализации детей"...

Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"

Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная  цель  сборника  –  интеграция  межвед...