«Вокруг тебя – Мир…»
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Календарно–тематическое планирование элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vtm_5v_13-14_sd.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО и

 РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей гуманитарного цикла

Протокол от «03» сентября 2013 г. №1

Руководитель _____________        И.Г. Бакулина

ПРИНЯТО

методическим Советом

Протокол от «05» сентября 2013 г.    №1

Председатель    _________Т.А. Ничкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора   школы - интерната по УВР

__________  Н.О. Нарычи

«06» сентября 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В. Дубникова

«10» сентября 2013 г.

Приказ «30» сентября 2013 г.     № 264

Календарно–тематическое планирование элективного курса «Вокруг тебя – Мир…»

Класс – 5в специальный (коррекционный) класс VII вида

Количество часов – 34, в неделю – 1.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

программа

факт

программа

факт

программа

факт

программа

факт

программа

факт

Количество часов

9

7

10

8

34

Контрольные работы

1

1

1

1

4

РР

-

1

1

1

3

Другие виды деятельности

Развёрнутый письменный и устный  ответ, сочинение, рассказ, викторина, творческая работа

Планирование составлено на основе:

  1. Рабочей программы. Элективный курс «Вокруг тебя – Мир…». 5в специальный (коррекционный) класс VII вида /И. Г. Бакулина
  2. Программы Министерства общего и профессионального образования РФ, Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста:  К. Сухарев – Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Т. Н. Пискунова, Н. Н. Кубышина 
  3. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс/ К. Сухарев – Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Т. Н. Пискунова,

Н. Н. Кубышина.  - М.: ООО «Гендальф», 2011       Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Дополнительная литература:

  • Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 5-й класс./ К. Сухарев – Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Т. Н. Пискунова, Н. Н. Кубышина. – М.: ООО «Гендальф», 2011

Тематическое планирование составила  ___________________/ Бакулина И.Г./

п/п

          Тема урока

К-

во

час

ЗУН  Ключевые компетенции

Дифференциация

     Теория                              

Оборудование

Дата

Прим.

1 четверть

О правилах

1

Роль правил в жизни людей в сказке «Общее счастье»

1

Знать:  роль правил в жизни людей и уважении как основы этих правил.

Уметь: пересказывать текст; готовить рассказ от первого лица; вести диалоговое общение.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Развёрнутый ответ: «Что ты делаешь для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?»

Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.

Правила, ограничение, запрет.

Сказка "Общее счастье» (из фольклора народов Северного Кавказа)

02.09

2

Роль правил, по которым строится жизнь людей в сказке Т. Александровой «Светофорчик»

1

Знать: о роли правил, по которым строится жизнь людей;

Уметь: пересказывать текст; вести

диалоговое общение.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Письменный ответ:

«В чём заключается смысл последней части сказки?»

Т. Александрова "Светофорчик" (сказка)

09.09

2.  Об уважении и сострадании

3

Взаимное уважение достоинства в рассказе

Е. Носова «Трудный хлеб»

1

Знать: понятие "уважение".
Уметь: определять способы выражения авторского отношения к персонажам; творчески воображать.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Сочинение «Лучший способ сохранить друзей – не предавать их»

Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Уважение, достоинство, сострадание.

Е. Носов "Трудный хлеб"  (рассказ)

16.09

4

Уважение достоинства в сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

1

Знать: понятие «литературная сказка», композиция произведения

Уметь: обсуждать вопросы, связанные с уважением достоинства; готовить устный рассказ.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Рассказ о каком-нибудь важном открытии

А. Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль)

23.09

5

Сострадание в сказке

О. Уальда «Мальчик-звезда»

1

Знать: понятие « авторская сказка», аллегория и троекратной повтор как жанровые признаки сказки.

 Уметь: обсуждать вопросы, связанные с понятием "сострадание"; формулировать основную мысль произведения; аргументировать.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Развёрнутый ответ:

Как ты понимаешь слова Фалеса:«не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях»?

О. Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка)

30.09

3. О войне

6

Гуманное отношение к военнопленным в отрывке из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

Уметь: обсуждать вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; собирать материал для сравнительной характеристики героев; анализировать эпизод; ассоциативно мыслить; рассуждать; творчески воображать.

Понимать роль художественной детали в характеристике героев.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Написать письмо президентам воюющих стран

Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон  художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип. Конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.

Л. Толстой "Война и мир" (отрывки из романа)

07.10

7

Гуманное отношение к военнопленным в отрывке из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

Уметь: обсуждать вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; собирать материал для сравнительной характеристики героев; анализировать эпизод; ассоциативно мыслить; рассуждать; творчески воображать.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Развёрнутый ответ:

О чём заставили задуматься страницы романа

 Л. Н. Толстого?

Л. Толстой "Война и мир" (отрывки из романа)

14.10

8

Гуманное обращение с военнопленными в отрывке из дневника Д. Давыдова «1812 год»

1

Знать: жанр дневниковых записей.

Уметь:  обсуждать вопросы, связанные с гуманным обращением с военнопленными; анализировать эпизод; сравнивать; рассуждать; творчески мыслить (разработка правил).

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Развёрнутый ответ:

Какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену?

Д. Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника)

21.10

4. О деятельном сострадании

9

Деятельное сострадание в рассказе А. Куприна «Чудесный доктор». Контрольная работа по теме «О правилах»

1

Уметь: вести разговор о гуманности, обращая внимание на поступки исторических личностей; самостоятельно работать с текстом; вести диалоговое общение; умения составлять устный рассказ.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Самостоятельная работа. Определить, как в тексте проявляются оттенки значения слова «чудесный»

Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.

Деятельное сострадание, помощь.

А. Куприна "Чудесный доктор" (рассказ)

28.10

                                                                                             2 четверть

10

Поступки исторических личностей на войне в отрывке из книги

 А. Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино»

  1

Знать: об образце мемуарной литературы.

Уметь: составлять устный рассказ; вести диалоговое общение, обсуждать вопросы, связанные с проявлением деятельного сострадания.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Устный рассказ об истории создания Международного Комитета Красного Креста

А. Дюнан "Воспоминания о битве при Сольферино" (фрагменты из мемуаров)

11.11

11

РР Нужны ли в жизни уважение и сострадание?

1

Уметь: аргументировано отвечать на вопрос

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Письменный ответ на вопрос

18.11

5. Тогда и теперь

12

Развитие человеческого общества в мифе «Пять веков»

1

Знать: представления древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества.

Уметь: обсуждать проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими?";

вести диалоговое общение; пересказывать; составлять устный рассказ.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Ответ на вопрос: «Можно ли тему об организации жизни людей по правилам отнести к числу «вечных» тем?»

Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов. Аллегория, метонимия. Лексический анализ текста.

Обычай, правило, договор.

Гесиод "Пять веков" (отрывок из поэмы "Труды и дни" в переложении Н. Куна)

25.11

13

Смысл правил и законов в сказке Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»

1

Знать: о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста;

Уметь: вести разговор о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать  различным индивидуальностям; пересказывать текст, вести диалоговое общение, соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Чтение по ролям

Р. Киплинг "Кошка, гулявшая сама по себе"  (сказка)

02.12

6. Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее?

14

Правила и обычаи, смягчающие жестокость и насилие по фрагменту из романа В. Скотта «Айвенго»

1

Уметь: обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Пересказ текста

Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически. Исторический и приключенческий романы. Прием контраста на образном и композиционном уровнях стихотворного текста.

Соревнование, соперничество, конфликт.

В. Скотт "Айвенго" (отрывки из романа)

09.12

15

Правила и обычаи, смягчающие жестокость и насилие по фрагменту из романа В. Скотта «Айвенго»

1

Уметь: обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Сравнение текстов

ВСкотт "Айвенго" (отрывки из романа)

16.12

16

Силовое соперничество в отрывке из романа

А. Дюма «Три мушкетёра». Контрольная работа по теме «Кто лучше? Кто сильнее?»

1

Уметь: обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст

Пересказ текста

 А. Дюма "Три мушкетера" (отрывки из романа)

23.12

3 четверть

7. Правила безоружного

17

Право на уважение достоинства в военных действиях в фрагменте из романа Дж. Ф. Купера «Последний из могикан»

1

Знать: понятие "достоинство" применительно к положению пленного;

Уметь: анализировать систему образов, фрагмент художественного произведения, эпизод.

 КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Ответить на вопрос: «Совместимы ли для вас понятия: «пленный» и «личность», «пленный» и «достоинство»?

Анализ системы образов фрагмента художественного произведения. Роль сравнений в портретной характеристике персонажа.

Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность.

Дж. Ф. Купер "Последний из могикан" (отрывок из романа)

13.01

18

Право на уважение достоинства в военных действиях в фрагменте из романа Дж. Ф. Купера «Последний из могикан»

1

Знать: понятие "достоинство" применительно к положению пленного;

Уметь анализировать систему образов, фрагмент художественного произведения, эпизод.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Всякий ли пленный, на ваш взгляд, обладает честью и достоинством?

Дж. Ф. Купер "Последний из могикан" (отрывок из романа)

20.01

19

Защита нуждающихся в фрагменте из романа

В. Гроссмана «Жизнь и судьба»

1

Знать: понятия "достоинство" и "уважение достоинства" в контексте обсуждения проблемы отношения к военнопленным; основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных;

Уметь: вести разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; анализировать эпизод; анализировать систему образов эпизода; осваивать содержание текста правового характера; приводить аргументации в диалоговом общении.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Ответить на вопрос: «На месте кого – полковника или Даренского – вам легче всего представить себя?»

В. Гроссман "Жизнь и судьба" (отрывок)

27.01

20

Способность враждующих сторон поступать гуманно в рассказе К. Воробьева «Немец в валенках»

1

Знать: роль сравнений в портретной характеристике персонажа, основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных.

Уметь: осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на слух текста с последующей самопроверкой); приводить аргументации в письменной речи, вести разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Ответ на вопрос: «Всякий ли пленный может вызвать сострадание?»

 Роль сравнений в портретной характеристике персонажа.

Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность.

К. Воробьева "Немец в валенках" (рассказ)

03.02

21

РР На что должен рассчитывать любой пленник?

1

Уметь: аргументировано отвечать на вопрос

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Письменный ответ на вопрос

10.02

8. «SOS!»

22

Проблема поведения людей в минуты смертельной опасности в балладе Г.-А. Бюргера «Песнь о благородном человеке»

1

Знать: о тяжесть положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения). Уметь выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; анализировать поэтический текст.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Выразительное чтение баллады

Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров, близких тематически.

Вводимые понятия: ответственность, катастрофа, стихия, экстремальный.

Г.-А. Бюргер "Песнь о благородном человеке" (баллада)

17.02

23

Ответственность человека за спасение жизни людей в экстремальной ситуации в статье Г. Бочарова «Что человек может»

1

 Знать: историей созданию Российского общества Красного Креста и  основными направлениями его деятельности.

Уметь:  сравнивать произведения разных жанров, близких проблемно-тематически; осваивать  содержание научно-популярного текста;  вести диалоговое общение.

 КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Изложите свою точку зрения на слова

Н. Г. Чернышевского:

«Справедливость требует выступать за людей страдающих»

Г. Бочаров "Что человек может" (очерк)

24.02

24

Соблюдение прав потерпевших кораблекрушение во время вооружённого конфликта в фрагменте из романа А. С. Новикова-Прибоя «Цусима»

1

Знать: основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Уметь: анализировать эпизод;  фрагмент произведения и озаглавливать его.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Сравнение положения терпящих бедствие людей

Н. Новиков-Прибой "Цусима" (фрагмент романа)

03.03

9. Порочный круг

25

Феномен мести в сказании о мести княгини Ольги (из «Повести временных лет)

1

Знать : о феномене мести как одного из сложнейших, противоречивых  по своей сути явлений в жизни человеческого общества.

Уметь: сопоставлять текст произведения, историко-культурологический фон описываемых событий и читательскую оценку.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Выразить свое мнение о поступках Ольги

Летопись как особая литературная форма отражения исторических событий. Роль культурологического фактора (фона) при анализе летописного текста. Характеристика героя. Внутренний монолог героя. Лексико-стилистические особенности художественного произведения, передающие  авторскую иронию.

Вводимые понятия: месть, возмездие.

"Повесть временных лет" (фрагмент "Месть Ольги" в переложении

А. Ишимовой)

10.03

26

Право на гуманное обращение у поверженного в фрагменте из повести

В. А. Закруткина «Матерь человеческая». Контрольная работа по теме «SOS!»

1

 Знать: запрет нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить.

 Уметь: собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию; анализировать эпизод.  

  КК:  коммуникативная, нравственная, информационная           

Ответить на вопрос: «Что сближает людей, которые оказались под воздействием «жажды мщения»?

В. Закруткин "Матерь человеческая" (фрагмент из повести)

17.03

                                                                                              4 четверть

27

Последствия мести в рассказе В. Солоухина «Мститель»

1

 Уметь: рассуждать о возможности человека, охваченного желанием отомстить, оценивать последствия  мести и сознательно отказываться от нее; делать вывод по обсуждаемой проблеме на основании серии вопросов, анализировать лексико-стилистических особенностей художественного произведения, передающими  авторскую иронию.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Ответ на вопрос: «Нужно ли останавливать «эстафету» мщения?»

В. Солоухин "Мститель" (рассказ)

31.03

28

РР Как остановить мщение? Что для этого нужно?

1

Уметь: аргументировано отвечать на вопрос

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Письменный ответ на вопрос

07.04

10. Жестокие игры

29

Взаимоотношения подростков в фрагменте из повести Л. Н. Толстого «Детство» (гл. «Ивины»)

1

Знать: о сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации  переоценки совершенных поступков.

Уметь: анализировать эпизод; определять роль второстепенных персонажей; вести диалоговое общение.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Рассказ о своей первой радости или своём первом горе

Жертва, переосмысление.

Л. Толстой "Детство" (отрывок из повести "Глава XIX. Ивины")

14.04

30

Ответственность за совершаемые поступки в повести В. Железникова «Чучело»

1

Знать:  проблемы ответственности за совершаемые поступки. Знать о последствиях "жестоких игр".

Уметь: определять способы выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям; анализировать эпизод; составлять рассказ на основе жизненного опыта.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Ответ на вопрос: «Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки?»

В. Железников "Чучело" (фрагменты из повести)

21.04

31

Роль правил в конфликтных ситуациях в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

1

Знать: о роли неписаных правил в конфликтных ситуациях (мальчишеская драка);

Уметь: анализировать эпизод; собирать материал для речевой характеристики героев; вести диалоговое общение.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Составление внутренних правил поведения (для класса), которые согласились бы соблюдать все

В. Распутин "Уроки французского" (отрывок из рассказа)

28.04

11. Твой выбор

32

Поведение человека в ситуации выбора в рассказе А. Грина «Победитель»

1

Знать: о несиловых видах соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; некоторые модели поведения человека в  ситуации выбора.

Уметь: предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя); выделять наиболее важные смысловые части произведения, составлять план.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Ответ на вопрос:

«Приходилось ли тебе или твоим знакомым одерживать победу над собой? Что повлияло на твоё решение?»

Гуманный, гуманитарный, гуманистический, гуманизм.

А. Грин "Победитель" (рассказ)

05.05

33

Ответственность человека за поведение, за поступки в рассказе Е. Носова «Тридцать зерен»

1

Знать: об ответственность человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством;

Уметь:  работать с многозначными словами и находить в тексте слова  с символическим значением.

Знать понятия "гуманный", "гуманитарный", "гуманистический".

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Ответ на вопрос: «Были ли в вашей жизни такие случаи, когда вам хотелось проявить силу, власть по отношению к другому человеку? Каковы были ваши действия?»

Е. Носов "Тридцать зерен" (рассказ)

12.05

34

Итоговая контрольная работа по курсу «Вокруг тебя – мир»

1

Знать: о деятельности делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; основные направления деятельности Международного Комитета Красного Креста и основных нормах МГП;

Уметь: сравнивать и совершенствовать написанное;  аргументировать.

КК:  коммуникативная, нравственная, информационная

Составление викторины

На основе знакомства с фрагментом из книги М.Жюно "Воин без оружия",  гл. XXII

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация воспитательной системы класса "Вокруг тебя - мир..."

Данная презентация рассказывает о воспитательной системе класса: о ее цели и задачах, о принципах построения и основных направлених, о формах работы и ожидаемом результате....

Занятие в 6 классе по учебному курсу "Вокруг тебя - Мир..." "Приемы чтения"

Включение в курс специальных занятий по обучению разным видам чтения (изучающему, просмотровому,  ознакомительному) позволяет совершенствовать читательские умения и навыки обучающихся. В основу р...

Воспитательная система класса "Вокруг тебя - мир..."

Данная воспитательная система разработана  на период 2009 – 2014 гг., для учащихся 5–9-х классовЛюбой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость дост...

Тематическое планирование кружка по литературе "Вокруг тебя мир"

1. О правилах; 2. Кто сильнее; 3. Тогда и теперь( На примере художественных произведений рассматриваются вопросы нравственности, поведения человека в обществе)...

Образовательные и воспитательные задачи интегрированного курса по литературе на основе использования учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…»

Решить вопрос литературного образования и воспитания обучающихся помогает использование УМК "Вокруг тебя - Мир..." Данное пособие разработано для обучающихся 5-8 классов. Его материалы можно использов...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК "ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР..."

Учебно-методический комплект по литературе "Вокруг тебя - Мир..." (5-8 кл.) своим содержанием, задачами, поставленными перед учителем и учени­ком, предполагает проведение интегрированных уроков ...