Общие рекомендации по развитию речи у детей от 0 до 3 лет
консультация по теме

Бычкова Ирина Николаевна

Развитие речи зависит напрямую от двух факторов: сохранность речевых центров и социальная среда.

В дошкольном возрасте «упрощение» речевой среды играет негативную роль в речевом развитии ребенка.

Речевая среда должна способствовать не только необходимости детям давать ответы на вопросы взрослого, но и самим задавать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие рекомендации

развития речи ребенка от 2 до 3лет.

Развитие речи зависит напрямую от двух факторов: сохранность речевых центров и социальная среда.

В дошкольном возрасте «упрощение» речевой среды играет негативную роль в речевом развитии ребенка.

Речевая среда должна способствовать не только необходимости детям давать ответы на вопросы взрослого, но и самим задавать их.

Развитие речи от 2 до 2,6 лет.

  1. Стимулировать речь ребенка, употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действий с одним героем. Мишка по лесу …(ребенок добавляет). Читать произведения  с повторяющимися действиями.
  2. Активизировать в речи ребенка прилагательные, обозначающие качество и свойство предметов (цвета – не главное): чай горячий или холодный, игрушка большая или маленькая….
  3. В этом возрасте следует обратить внимание на звукопроизношение и слоговую структуру слова: бусики, халатики и т.д… Повторять, проговаривать слова после того, как ребенок произнес всю фразу.
  4. В этом возрасте ребенок начинает употреблять простые предлоги.
  5. Речь становится ведущим средством общения.

Развитие речи детей от 2,6 до 3 лет.

  1. Ребенок может составить короткий рассказ о  о том, что с ним происходило в ближайшее время.
  2. Обращать внимание на исправление ошибок словообразовния и словоизменения (направлять, исправлять, давать правильный  речевой образец: котенки – котята …)
  3. Способствовать активному освоению следующих грамматических форм:
  • Основные окончания существительных;
  • Словообразование существительных со значением

-размерности (нос-носище-носик);

-принадлежности (папин, мамин, бабушкин…)

  • Употребление сложных форм глаголов будущего времени и «бытовых» возвратных глаголов (умываться, причесываться…)
  1. Постепенно усложнять фразы сначала за счет глаголов, затем прилагательных и наречий.
  2. Повторять слова со сложной слоговой структурой и проговаривать (прохлопать, протопать, простучать…) их вместе с детьми.
  3. Обращать внимание на правильность произносимых звуков.


Предварительный просмотр:

Показатели речевого развития детей от рождения до 1,5 лет

Эпикризные сроки

Показатели речевого развития

в норме

Симптомы риска речевых нарушений у детей с органическим поражением ЦНС.

От рождения до 8 недель

1.Рефлекторные звуки, крики с преобладанием гласных, иногда могут напоминать заднеязычные к,г, переднеязычный н. Но, эти звуки не предшественники фонем. Издаются, как сигнал, требование.

2.Громкий с коротким вдохом и удлиненным выдохом крик.

Крик, либо очень тихий, либо пронзительный, либо в виде покряхтований. Рефлекторных звуков (гласных, н,к,х) нет.

От 8 до 20 недель.

Появление гуления и смеха.

1.С 3-х мес. развивается  интонационная характеристика крика.

2.Исчезают примитивные звуки кряхтения.

3.Появляется начальное гуление, которое возникает на улыбку или обращения взрослого.

В гулении преобладают гласные звуки. К 28 нед. Появляются согласные звуки. Звуки гуления произносятся на выдохе.

4.к 20 нед. Гуление эмоционально окрашивается и начинает приближаться к стандартным фонемам.

5.Появляется первый смех в виде повизгивания в ответ на обращения взрослого.

Крик и первые звуки гуления эмоционально не окрашиваются. Возможно сопровождение данных звуков хаотическими движениями в конечностях или вздрагиваниями.

В гулении не появляются согласные звуки. Оно (гуление) может произноситься как на вдохе, так и на выдохе.Смех либо отсутствует, либо долгое время сохраняется в виде повизгивания с нозальным оттенком.

От 20 до 30 недель.

Стадия канонической вокализации.

1.Постепенное исчезновение цепочки гласных звуков и переход к произношению однослоговых сигментов, в которых постепенно удлиняются произношения и гласных и согласных звуков. Согласные начинают формироваться  в передних отделах полости рта.

2.К 5-6 мес. Ребенок начинает произносить сочитание губных и язычных согласных с гласными. Появляется первый слог, что свидетельствует о начале лепета (лепет – повторяющееся произношение слогов под контролем слуха). В результате чего происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что в свою очередь свидетельствует о начале формирования механизма слого- и словообразования.

При врожденной глухоте  отмечается начальная вакализация, которая постепенно угасает и лепет не развивается.

У детей с  будущими интеллектуальными нарушениями, как правило, лобо отсутствует, либо примитивный реддиментный лепет.

Дети с пораженной ЦНС не используют голосовые реакции для привлечения внимания взрослого.

От 30 до 50 недель.

Расцвет лепета.

1.Звуки лепета по своим акустическим признакам начинают напоминать звуки родного языка.

2.Повторение двух одинаковых слогов.

3. Наиболее частая вокализация губных, язычных заднее-небных согласных к,г.

4. Нормативное произношение гласных а,э.

5. С 6-7 мес. У ребенка развивается псевдо понимание речи.

К 1 году понимание речи на бытовом уровне.    

Те же нарушения, что и на предыдущей стадии.

12-18 мес.

1.Ребенок произносит слоги разных типов согл.-гл., согл.-гл.-согл., согл.-гл.-гл..

У одних на данной стадии происходит быстрый переход к произнесению сочитания слогов-слов. У других, затягивается, и ребенок долго использует лепетные слова, которые часто трансформируются в псевдослова.

2. Интенсивно развивается понимание обращенной речи, т.к. происходят  качественные изменения  в психическом состоянии ребенка:

-интенсивно формируется память,

-дифференцируются эмоциональные реакции;

-возникает предметно-действенное общение;

-ребенок способен выполнять словесные инструкции;

3. Данная стадия – сензитивный период овладения речью, т.к.  происходит интенсивная дифференциация  нервных клеток центра Брокка.

1.Однотипное произношение слогов согл.-гл.

2.Если есть слова, то это в основном псевдо слова.

3.Понимание речи ограничено.

4. Стойкая реакция протеста и страха на новую обстановку и людей.

5.Избирательность и примитивность действий.

6.Невыполнение простых словесных команд.

7.Отсутствие подражаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Методические рекомендации по развитию кратковременной слуховой памяти на уроках развития речи у детей с сондромом Дауна

Практическая значимость методических рекомендаций заключается в оказании помощи, в первую очередь родителям, имеющих детей с синдромом Дауна, а также педагогам, работающим с данными детьми....

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...

Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»

laquo;Особенности речевого развития детей с РДА.  Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...