"Осенние деревья"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Коррекционное занятие по пластилинографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_derevya.odt21.42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ

Цели занятия:

1.Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

2.Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — пейзажем.

3.Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

4. Учить использовать для работы разнофактурный материал.

Материал для занятия:

        плотный  картон с фоном (верхняя  часть голубого цвета, нижняя — желтого или коричневого цвета), размер А4,

        пластилин коричневого (черного) цвета,

        арбузные семечки,

        простой карандаш,

        гуашь,

        кисть,

        стаканчик с водой,

        салфетка для рук,

        осенние листья,

        репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Ход занятия

1.        Организационная часть.

Педагог предлагает детям загадку:

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

День все больше убывает,

Когда это бывает?

Д. Осенью.

П. Верно. Такие признаки характерны для осени. Деревья стоят нарядные, одетые в разноцветные листочки. На прогулке мы с вами часто наблюдаем, как листочки отрываются от веточек и, красиво кружась, падают на землю. Как называется это осеннее явление?

Д. Листопад.

Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались,

Налились, отяжалели,

Потекли и полетели.

Зашуршали по лесам,

Поскакали по кустам.

Ветер золотой кружит,

Золотым дождем шуршит.

Ю. Капота

П. Осень — очень красивое время года. Она даже пахнет особенно: чуть горьковатой прелой листвой, ароматной скошенной травой, лесными грибами, сладковатым запахом осенних яблок, а по утрам осенний воздух пахнет свежестью. Все чаще осенью льют затяжные дожди:

Ходит Осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит Осень, бродит Осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый, кленовый.    Авдиенко

Многие поэты восторгались осенней природой, ее многоцветием, ярким колоритом.

Композиторы тоже находились под впечатлением осени. В грустные долгие вечера, слушая осенний дождь, они сочиняли музыку.

Звучит музыкальная композиция П. Чайковского из альбома «Времена года» Октябрь – Осенняя песня.

П. А какие еще очень важные приметы осени вы знаете?

Д. Звери готовятся к зиме, насекомые прячутся в щели, под кору деревьев, птицы улетают в теплые края,

П. Конечно же, птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.

Физкультурная минутка

Стая птиц летит на юг,                         Дети машут руками, словно крыльями.

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,                         Дети машут руками интенсивнее.

Надо крыльями махать.

Птички начали спускаться,                 Дети садятся в глубокий присед

На поляне все садятся.                         и сидят несколько секунд.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,                         Дети встают и машут «крыльями».

Пролететь им надо много.

Вот и юг. Ура! Ура!                         Дети садятся на свои места.

Приземляться нам пора.

П. Художники тоже не были в стороне, под впечатлением красоты осенней природы они брались за кисть и писали картины.

Педагог дает возможность детям полюбоваться репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень».

П. Дети, давайте вспомним, как называются картины с изображением природы?

Д. Пейзаж.

П. Верно. Сегодня и вам предстоит тоже создать осенний пейзаж, но не красками, а при помощи пластилина. Силуэты деревьев из пластилина будут слегка выпуклыми и сохранят объем, а листву изобразите при помощи арбузных семечек, которые по форме очень напоминают маленькие листочки — с одной стороны округлые, с другой имеют заостренный кончик.

2. Практическая часть.

Этапы выполнения работы

1. Определить с детьми строение дерева: стволы к вершине постепенно утончаются, у земли, напротив, ствол шире; ветки отходят от ствола с двух сторон, короткие наверху ствола, внизу более длинные, по бокам основных веток расположены маленькие веточки — детки. Нарисовать простым карандашом на картоне силуэты 2—3-х деревьев.

2. Раскатать колбаску из коричневого (черного) пластилина, выложить ее по нарисованному стволу дерева. Слегка прижать верхушку, не расплющивая, чтобы она осталась тонкой, в нижней части ствола колбаску следует прижать к картону, чтобы она стала шире.

3. Накатать тонких коричневых (черных) колбасок и выложить их по контуру веточек, длину которых регулировать стекой, отрезать слишком длинные части.

4. Одну из колбасок стекой нарезать на маленькие отрезки, раскатать из них много шариков, распределить их на ветках, не прижимая. Сверху на каждый шарик положить арбузную семечку округлой стороной к веточке и надавить слегка пальчиком, чтобы пластилиновый шарик под семечкой расплющился и прикрепился к основе. То же сделать с «опавшими на землю» листиками около дерева.

 

5. Гуашью раскрасить листики на дереве и на земле в разные цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый и т.д.).

Физкультурная пауза во время работы9

Выросли деревья в поле.                         Потягивания — руки в стороны.

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,                                Потягивания — руки вверх.

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,                         Дети машут руками.

Закачались тут же ветки.

Даже толстые стволы                                 Наклоны вперед.

Наклонились до земли.

Вправо — влево, взад — вперед —                 Наклоны вправо — влево, вперед — назад.

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.                         Вращение туловищем.

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.                         Дети садятся на места.

Наступила тишина.

3. Заключительная часть.

По окончании работы рассмотреть с детьми получившиеся осенние пейзажи, похвалить детей, проявивших творчество в работе: изобразили улетающий караван птиц в небе, кусты в осеннем наряде, грибочки и т.д.

Игра «Мы – осенние листочки»"

Мы — листочки,                                         Дети стоят свободно, руки с листочками

Мы — листочки,                                         наверху.

Мы — осенние листочки.                         Покачивание.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул — полетели.                         Разбегаются.

Мы летали, мы летали,                                 Бегают, кружатся.

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок —

Мы присели все в кружок.                         Приседают на корточки.

Ветер снова вдруг подул                         Вновь разбегаются, помахивая руками

И листочки быстро сдул.                         с листочками.

Все листочки полетели                                 Вновь приседают на корточки.

И на землю тихо сели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Интегрированное занятие по социальному воспитанию, рисование и развитию речи с музыкальным сопровождением в группе 2 класса. «Осеннее дерево»

Тема: «ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО». (рисование в технике «Примакивание».) ЦЕЛЬ: - Знакомство с новой техникой рисования ЗАДАЧИ: 1. Обучить детей рисованию в технике «примакивание». 2. Развивать эстетиче...

2.001. Средняя группа. Октябрь, 1-я неделя. Лексическая тема "Осень. Деревья осенью"

Средняя группа компенсирующей направленности для детей с ТНР...