Родительское собрание в начальной школе по теме "Детская агрессия"
методическая разработка по теме

Абакумова Ольга Алексеевна

 

  Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?

Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: «Детская агрессия»

учитель начальных классов  

МСКОУ  СКОШ №5 VIII вида

Абакумова Ольга  Алексеевна

Цели собрания:

 1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

Участники: классный руководитель, родители детей класса, школьный психолог.

Форма проведения: круглый стол.

Организация родительского собрания:

1.Подготовительный этап:

  • подготовка приглашений для родителей;
  • анкетирование;
  • проведение исследования психологической службы по проблеме детской агрессии;
  • разработка сценария собрания;
  • подготовка памятки для родителей;
  • организация выставки детских рисунков на тему «Мои чувства и эмоции»

2. Центральное событие: встреча родителей, непосредственное проведение “КРУГЛОГО СТОЛА”.

3. Рефлексия. Зачитывание решения собрания.

Материалы:

  1. Приглашения для родителей
  2. Анкета для родителей
  3. Выставка детских рисунков «Мои чувства и эмоции»
  4. Презентация

      Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • компьютер

Человек обладает способностью любить,

и  если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

 проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

   душевной боли….

                 Эрих Фромм

  1. Вступительное слово классного руководителя:

- Уважаемые мамы и папы. Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.

  Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?

Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

  1. Выступление школьного психолога: Что такое агрессия?
  1. Определение понятия «агрессия» и его характерные черты.

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки), и вербально ( нарушение прав другого человека без физического вмешательства)

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия – проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

 Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.

  Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

  К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

  Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность  в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

 Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

   Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

   В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

 Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

  • преодолеть трудности
  • использует в своем арсенале умение слушать ребенка
  • включает в общение тепло, доброе слово, ласковый  взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессию. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и   властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

  • оно следует немедленно за проступком;
  • объяснено ребенку;
  • оно суровое, но не жестокое;
  • оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества. Наказывая ребенка, отец  или мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
  1. Анализ исследований психологической службы:
  1. Анализ анкетирования.

Анкета для родителей.

  1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
  2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
  3. Против кого он проявляет агрессию?
  4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

  Выступление классного руководителя:

Анализ анкет показывает, что причины проявления детской агрессии в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации. Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию.  Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

          Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

           Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной.

Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

          Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого.

             Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

           В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

    Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка.

VI. Презентация выставки рисунков учащихся на тему

     «Мои чувства и эмоции»

( К родительскому собранию дети готовят выставку рисунков «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»)

По данным статистики, 80 % детей с эмоциональными нарушениями.

Эмоция – переживание, волнение.

Чувство – внутреннее состояние, то, что испытывает человек.

             

V.Выступление классного руководителя по теме:

«Коррекция агрессивности в поведении детей»

 Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это, прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.

           Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким – нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свом причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим  или каким – либо другим патологическим симптомом.

           Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.

   Рекомендации родителям:

  • сказкотерапия
  • психотехнические освобождающие игры
  • режиссерские игры

VI. Подведение итогов.

-  Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

  Вот несколько советов:

  • Учитесь слышать своих детей.
  • Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.
  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  • Умейте принять и любить их такими, какие они есть.

(Памятки для родителей)

- Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо вашего ребенка, будьте честны переж ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется если,

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают ребенка друг против друга;
  • родители не общаются со свом ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

   

VII. Решение собрания.

  1. Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.
  2. Делать установку на положительные эмоции.
  3. Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.

Минута благодарности.

Учитель, психолог и РК благодарят родителей за активное участие в собрании и желают успехов в воспитании детей.

Агрессивность ребенка проявляется если,

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают ребенка друг против друга;
  • родители не общаются со свом ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Литература

1. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во “Союз”, 2000;

2. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е Изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002;

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999;

4.Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. — М., 2007.

5. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. — М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития младшего школьника».Родительское собрание в начальной школе.

«Особенности развития младшего школьника».Родительское собрание в начальной школе. Психологические особенности детей 7-10 лет....

ПРИМЕРНЫЕ РАЗРАБОТКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Конспекты родительских собраний в начальной школе...

Первое родительское собрание в начальной школе"

Первое родительское собрание в школе...

Родительское собрание в начальной школе «Роль родителей в развитии одаренности детей младшего школьного возраста».

Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Важно эту работу вести во взаимодействии с родителями, так как развитие степени одаренности должно начинаться уже в ...

Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе   1.     «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» Цель выступления – познакомить род...

Родительское собрание Переход начальной школы на обучение по новым стандартам Трубичкина Л.С.

laquo;Переход начальной школы на обучение по новым стандартам»Родительское собрание в начальной школеФедеральный государственный образовательный     стандарт общего образова...

Родительское собрание в начальной школе

Возрастные особенности младшего школьника...