Главные вкладки

    Урок математики в 5 классе «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число. Путешествие по сказкам.»
    план-конспект урока (5 класс) на тему

    Борисенко Виолетта Николаевна

    Данный материал может быть использован на уроках математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Борисенко Виолетта Николаевна

    ГКОУ РО школа – интернат VIII вида п. Матвеева Кургана

    учитель математики.

    УРОК  МАТЕМАТИКИ  5 КЛАСС.

    Тема: «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число».

    (Путешествие по сказкам).

    Цель:  закрепить правила умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число.

    Задачи:

    • развивать логическое мышление, внимание;
    • развивать познавательную активность, положительную мотивацию к  предмету.

    Оборудование: стихи, загадки,  интерактивная доска.

    ХОД    УРОКА

     1.Организационный момент

        Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие… А вот куда, попробуйте угадать? Закрываем глаза, слушаем музыку.( Открываем глаза, на доске сказки разных писателей).

    Есть на свете страна – это Сказка:

    Чудесами полна, волшебством.

    Дети любят ее – там прекрасно.

    Всех чарует своим волшебством

    Ребята вы любите сказки?

    Вы любите математику, ребята? Она кажется вам неинтересной и сухой наукой? Я скажу вам: очень даже зря. Потому что если в математике вы разберетесь, как следует, то увидите, что это очень даже увлекательная наука. Даже Александр Сергеевич Пушкин сравнивал в свое время поэзию с геометрией.

    Сказка — это особый литературный жанр, история, разворачивающаяся во вневременном и внепространственном измерении. Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает. Создания сказок имеет древнюю историю . Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые я крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

    Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.

    Математика – настоящее волшебное царство…Арифметики. Цифры, числа, геометрические фигуры, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Любая глава из учебника преподносит вам такие интересные сюжеты, что самому ничего и придумывать не надо.

    Жила-была девушка по имени Задача и подружилась она с парнем по имени Пример. Да так они подружились, что все выполняли вместе. А Пример, надо сказать, был очень несерьезным парнем, зато любил напускать на себя таинственность. Я - де такой загадочный, исключительный, неповторимый. То могу сложить себя, то вычесть, а то и разделить… «Я, – говорил он Задаче, – тебе не чета,  меня все могут решить». А вот тебя, Задачу, не все могут решить, некоторых от тебя  дрожь пробирает…

    Но, в конце концов, нашелся ученик, который Задачу решил и ничего сложного в ней не увидел. Задача была в восторге, что ее решили, что она смогла доказать свою простоту.

    Так вот ребята я вам предлагаю решить все задания. И доказать, что мы  можем решить и примеры и задачи.

    2.Упражнение на активизацию  мыслительной деятельности.

    • Числовой кроссворд

     За каждой из этих геометрических фигур спрятано число. Что это за числа, вы узнаете, если выполните вычисления.

                                                                     

    10 х 3 : 10              21 : 3                     90 : 3                 35 : 5 х1

    - Какие  числа были спрятаны за геометрическими фигурами?

    - Кто назовёт сказки, где встречаются эти числа?

    - Работа по сказке «Курочка Ряба».

                                       Сказка "Курочка Ряба".

    Жили - были дед        и баба        , и была у них курочка Ряба 

    Снесла как - то Ряба яичко                    - оно было золотым.            бил, бил

    - не разбил.                         била, била - не разбила.  Но тут появилась

     мышка               махнула хвостом,                     упало и разбилось.

    П      плачет,         плачет, а          кудахчет:

    - Не плач ,         не плач                                 . Снесу я вам  не круглое                ,

    а квадратное.

    - Работа по сказке.

                                                                                                   - оно было зо        - но было зол

    3.Устный счет (задание на интерактивной  доске)

    Чтобы вы на этот миг

    Не сидели грустные

    Вместе выполнить должны

    Мы работу устную.

    Загадка:  Жили-были на  свете три   брата.  Все одинакового роста,

    кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.

         Даже  имена у  них  были  похожи.  Звали поросят:  Ниф-Ниф,  Нуф-Нуф  и Наф-Наф.  Все  лето они кувыркались в  зеленой траве,  грелись на  солнышке, нежились в лужах.

    - Ребята, кто отгадал эту сказку? ( Три поросенка).

    - Правильно.

    - Какое число встретилось в этой сказке? ( 3)

    - Давайте посчитаем. Умножим три на числа в таблице.

    Работа по числовой таблице (таблица на интерактивной доске).

    2

    3

    26

    22

    19

    200

    80

    60

    56

    13

    20

    30

    40

    70

    50

    100

    1.Прочитать и показать однозначные числа.

    2.Прочитать и показать двузначные числа и круглые десятки.

    3.Прочитать и показать трехзначные числа.

    4.Найти числа, в которых 6 сотен, 1 сотня 8 десятков, 9 десятков, 1 сотня 2 десятка, 6 десятков 6 единиц.

    4. Упражнения на развитие слуховых анализаторов.

    Ребята, а вы знаете, что рядом со сказкой всегда шли поговорки и пословицы. Я сейчас вам буду читать поговорки и пословицы, а вы внимательно слушайте  и если услышите число, поднимите руку и назовите его.

    Один ум хорошо, а два лучше.

    Беда никогда не приходит одна.

    Без четырех углов изба не рубится.

    Без троицы дом не строится, без четырёх углов изба не становится.

    Вшестером пойдем – далеко уйдем.

    Лук – от семи недуг.

    Опять двадцать пять.

    Живи просто – доживёшь до ста лет.

    Кулаком победишь одного, а умом – тысячи.

    5.Математический диктант

     Работа в тетрадях.

    1.Записать числа на слух 60,129,739,864,573,подчеркнуть лишнее число. Почему оно лишнее?

    2.Числа 30,60,90 увеличить в 2 раза, записать новый ряд, числа 60,120,180. Какое число лишнее и почему? Уменьшить эти числа в 3 раза, записать новый ряд чисел. Как называются эти числа? Сравнить с исходными числами. Вывод.

    6.Физминутка для кистей рук.

    Мы ладошкой потрясём,

    Каждый пальчик разомнём.

     Раз, два, три, четыре, пять

     Мы начнём опять писать.

    7.Работа с интерактивной доской.

    Реши примеры и угадай сказки.

    8.Решение задачи .

    1. То, что в задаче нам известно. (Условие).
    2. Без этой записи не может быть ответа. (Решение).
    3. Арифметический знак действия. (Деление)
    4. Знак действия. (Минус)
    5. Решив задачу, мы ответим на её… (Вопрос).
    6. Что учимся решать на уроках математики? (Задачи).
    7. Что мы пишем после решения задачи? (Ответ).

    Чтобы дать рукам движенье

    Чтобы знанья закрепить

    Отгадать нам сказку надо

    И немедленно решить.

    Сидит в корзине девочка

    У Мишки за спиной.

    Он, сам того не ведая,

     Несёт её домой.

    Ну, отгадал загадку?

    Тогда скорей ответь

    Названье этой сказки.

    («Маша и Медведь»)

    Маша испекла 123 пирожка Мишке. 3 часть пирожков положила в корзину, чтобы отнести домой. Сколько пирожков осталось у Мишки ?

    (Полный разбор задачи и ее решение у доски.)

    10. Домашнее задание.

    А теперь друзья вниманье,

    Вам домашнее заданье.

    № 900 надо выполнить вам всем.

    Прозвенит сейчас звонок

    И наш закончится урок,

    Но прежде, подведем итог.

    11. Итог урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока математики в 5 классе "«Внетабличное умножение и деление двузначных чисел на однозначное число»

    Подробный конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида...

    Урок математики коррекционная школа 5 класс"Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число."

    Урок повторения и закрепления правил умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число.Урок развивает познавательную активность учащихся,положительную мотивацию к предмету.Задания подобраны с...

    Урок математики «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число» для 5 класса специальной (коррекционной) школы.

    УРОК  МАТЕМАТИКИ  5 КЛАСС.Тема: «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число».(Путешествие по сказкам).Цель:  закрепить правила умножения и деления трехзначных чисе...

    Обобщающий урок по теме «Лес». Закрепление вычислительных навыков умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

    Пояснение к урокуВ последние годы в педагогической практике остро стал вопрос об активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Многолетняя практика педагогической работы в шко...

    Тема урока: Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд в пределах 1000. Закрепление .

    Цель урока: создание условий для совместной и самостоятельной деятельности учителя и обучающихся по овладению умениями применять знания умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число без п...

    «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.»

    На этом уроке продолжаем формировать вычислительные навыки  умножения и деления трехзначных чисел на однозначное число  без перехода через разряд, умение пользоваться таблицей умножения, таб...