Программа "Блок занятий с педагогами по эффективному взаимодействию с детьми"
рабочая программа на тему

Предлагаемая программа является частью более общей работы по эффективному взаимодействию с особыми детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Блок занятий с педагогами

по эффективному взаимодействию с особыми детьми»

педагога-психолога специальной (коррекционной)

школы-интерната VIII вида №7

Сологуб Марины Геннадьевны

   В философии понятие «взаимодействие» определяется как принцип существования природных и общественных явлений, взаимная связь структурных уровней материи, материальное единство мира. Категория взаимодействия является существенным методологическим основанием познания общественных явлений. Взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой – добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности (А.А. Бодалев, А.С. Золотнякова, Л.И. Уманский и др.)

    Педагогическое взаимодействие, в отличие от любого другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие «педагогическое взаимодействие» поэтому шире, чем «педагогическое воздействие». «Педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», которое является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых.

  «Особый» ребенок в своем развитии и поведении отличается от большинства детей и требует особого, индивидуального подхода. В случае если взрослые не готовы к этому, если они требуют от детей прежде всего подчинения и послушания или, наоборот, давая детям свободу выбора, они избавляют их от необходимости нести ответственность за его последствия. Психологическая готовность взрослых к свободному и ответственному поведению детей имеет несколько составляющих – личностную, информационную и поведенческую.

   Личностная составляющая = это прежде всего внутренняя личностная свобода самих взрослых, их собственная интернальная позиция по отношению к жизни.

   Информационная – это знание не только психологических особенностей вообще, но и конкретных детей.

   Поведенческая – это владение конкретными психологическими навыками общения с детьми, причем такими навыками, которые позволяют взрослым полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание детей с самыми разными психологическими особенностями и в конечном счете делать отношения с детьми искренними и открытыми.

   Прохождение данного тренинга помогает педагогам, психологам и родителям найти общий язык и взаимопонимание с особыми детьми: агрессивными и гиперактивными, тревожными и аутичными, замкнутыми, медлительными, не успевающими в школе и многими другими.

Цель: теоретическая и методологическая подготовка участников к прведению тренингов и групповых занятий, формирование навыков эффективного взаимодействия с особыми детьми

Задачи:  

  • осознание собственной позиции общения с детьми: понимание и анализ своих установок при восприятии различных людей;
  • овладение способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
  • развитие навыка видения и понимания психологических особенностей детей (прежде всего – характерологических), учет этих особенностей при взаимодействии с учащимися

В программе

  • обзор современных психолого-педагогических подходов к решению проблемы эффективного взаимодействия с детьми
  • особенности поведения и развития агрессивных, тревожных, застенчивых, замкнутых, гиперактивных, аутичных детей
  • тренинговые упражнения, направленные на обучение методам эффективного психокоррекционного взаимодействия с агрессивными, тревожными, застенчивыми, замкнутыми, гиперактивными, аутичными детьми
  • супервизия участников в процессе освоения техник и методов ведения тренинга «Эффективное взаимодействие с особым ребенком»

Формы работы:

Мини-лекция с обсуждением раздаточных материалов, дискуссии, работа в малых группах, тренинговые упражнения.

  1. Знакомство и первоначальная формулировка проблемы
  2. Взаимодействие с агрессивными детьми
  3. Взаимодействие с гиперактивными детьми
  4. Взаимодействие с тревожными детьми
  5. Взаимодействие с аутичными детьми
  6. Поддержка
  7. «Я – слушание»
  8. Техники слушания
  9. «Я – высказывание»
  10. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций

Литература

  1. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. Пер. с анг. М: Прогресс, 1991
  2. Роджерс К. Свобода учиться. М: Смысл, 2002
  3. Рудестам К. Групповая терапия. М: Прогресс, 1991
  4. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
  5. Колосова С. Агрессия и агрессивность.  Школьный психолог, 2000, №25.
  6. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М: 1997
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика М: 1990
  8. Спиваковская Ф.С. Нарушение игровой деятельности. М: 1980
  9. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М: 1974
  10. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной М: 1995
  11. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей Дефектология №1, 1995
  12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1-3 М: 1998
  13. Лебединская К.С. Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. Авт. докт. дис. М: 1992
  14. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом М: 1997
  15. Эбейрлейн Г. Страхи здоровых детей М: 1981
  16. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб: 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с элементами тренинга. Тема. Эффективное взаимодействие с детьми.

Практическое занятие помогает педагогу найти новые методы общения с воспитанником. А также выработать у них такие качества, как позитивное отношение к ребенку и эмоциональное принятие воспитанника....

Презентация "Методы эффективного взаимодействия с детьми"

Психологическое просвещение педагогов....

Лютова К.К., Монина Г.Б. ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Главная же идея нашей книги — показать важность необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только   в    том   ...

Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с детьми разных возрастов

Современные родители хотят общаться с ребёнком как с личностью и выстраивать доверительные, уважительные отношения. При этом взрослый остаётся главным: он несёт ответственность за маленького человека ...

Приемы сказкотерапии как метод эффективного взаимодействия с детьми с РАС.

Ни для кого не секрет, что завладеть вниманием ребенка с расстройством аутистического спектра очень сложно. Насильное включение в работу ребенка с таким диагнозом может сопровождаться слезами, криком,...

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...

Памятка для педагогов Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями обучающихся

Памятка для педагогов Правила эффективного взаимодействияклассного руководителя с семьями обучающихся...