Эффективные стратегии взаимодействия учителей-логопедов и родителей в рамках ДОУ.
статья на тему

Триллер Наталья Робертовна

"Коррекция речевых дефектов относится к числу наиболее сложных видов оказания комплексно медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность эта обусловлена, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, по степени выраженности, никогда не существует сам по себе"  Л.С. Выготский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnye_strategii_v_rabote_s_roditelyami.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя-логопеды

МКДОУ д/с №451 «Теремок»

Н.Р. Триллер, Л.А. Чупина,

Е.А. Соловьева, С.М. Барышникова

Эффективные стратегии взаимодействия

учителей-логопедов и родителей в рамках ДОУ.

«Коррекция речевых дефектов относится

к числу наиболее сложных видов оказания

комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям.

Сложность эта обусловлена, прежде всего, тем,

что речевой дефект, каков бы он ни был по степени

выраженности, никогда не существует сам по себе»

Л. С. Выготский

Нарушение речи – распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным статистики число речевых расстройств у дошкольников неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции неоспорима.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи, общественного и семейного воспитания на сегодняшний момент мы считаем одной из актуальных, так как ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье.

Мы применяем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. Традиционные формы подразделяем на коллективные (родительские собрания, консультации), индивидуальные (беседы с родителями и тематические консультации) и наглядно-информационные (стенды, папки-передвижки).

Но чаще всего мы обращаемся к нетрадиционным формам общения с родителями, так как они пользуются особой популярностью.

Среди них выделяем несколько групп.

         Так, информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми: опрос; анкетирование; «вопрос по телефону», на который родители могут позвонить учителю-логопеду и получить ответы на волнующие их вопросы. 

Познавательные формы организации общения учителя-логопеда с семьей предназначены для ознакомления родителей с возрастными особенностями речевого развития детей, рациональными методами и приемами коррекции речевых нарушений,  для формирования у родителей практических навыков. Данные формы работы призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, так как  способствуют изменению взглядов родителей на важность своевременного развития речи ребёнка-дошкольника.

 Наглядно-информационные формы организации общения учителя-логопеда и родителей решают задачи ознакомления семьи с условиями, содержанием и методами нашей работы, что позволяет объективнее оценивать деятельность педагога. 

В этом случае,  на помощь приходит  родительский клуб «Речевичок», который создан в сентябре 2013 года в нашем ДОУ. Цель клуба – оказание теоретической и пропедевтической помощи родителям в вопросах развития речи детей, посещающих дошкольное учреждение, в том числе и детей раннего возраста. Клуб является дополнительным компонентом образовательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения. Заседания проводятся  вечернее время один раз в три месяца. Данная форма работы интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей. Некоторые заседания имеют определенную направленность на конкретный возраст. Участие принимают все заинтересованные родители и педагоги ДОУ, в том числе психолог, дефектолог, инструктор ЛФК и другие.  

Как специалистам,  нам интересна именно нетрадиционная форма проведения родительских собраний, где мы стараемся использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родительской аудитории к освещаемым вопросам, значительно увеличивает явку, активизирует на решение поставленной проблемы.

К одной из своих находок мы относим создание обучающих презентаций. Мультимедийный показ  помогает нам сориентироваться при проведении заседаний клуба, а родителям – самостоятельно использовать представленную информацию в домашних условиях, делая первые шаги в преодолении речевых нарушений. Также родители получают возможность разобраться в том или ином вопросе, и незаметно для себя, с увлечением передают свои знания детям.      

Большую помощь в освещении профессиональных вопросов и привлечении родительской аудитории оказывает газета МКДОУ №451 с одноимённым названием «Теремок». В рубрике «Заметки логопеда» мы рассказываем о текущих мероприятиях логопедической службы,  размещаем информацию познавательного и обучающего характера.

Взаимодействие с родителями достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки процесс. Умелое сочетание традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй позволило нам разнообразить педагогический процесс и стало его неотъемлемой частью.

В перспективе планируем продолжить работу в плане оказания практической помощи детям ДОУ и их родителям в решении коррекционно-педагогических задач.

Список использованной литературы:

  1. Алексенко С.Г. Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности учителя-логопеда ДОУ // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012.
  2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Варфоламеева О.В., Савельева Е.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу // Дошкольная педагогика, №8 , 2012.
  4. Вафина Е.Н., Гавриленко Т.В. Наглядно-иформационные стенды в работу учителя логопеда с родителями // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012.
  5. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.
  6. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.
  7. Свободина Н.Г., Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения // Научно-методический журнал. Логопед, №2, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Использование инновационных приемов и технологий коррекции речевых нарушений в рамках взаимодействия учителя - логопеда, учителя - дефектолога с обучающимися ноо

Выступление познакомит вас с новыми технологиями, которые можно использовать совместно учителям-дефектологам и учителям логопедам....

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями старшей группы компенсирующего обучения «Радуга» по коррекции дизартрии в рамках проекта «Вместе с мамой»

В презентации рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и учителя-логопеда группы компенсирующего обучения, в целях преодоления  имеющихся у ребенка нарушений речевого развития....

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя адаптивной физкультуры на занятиях с обучающимися в рамках реализации ФГОС

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.Преемственность и взаимосв...