Главные вкладки

    Рабочая программа по СБО 5 кл
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Лукьянченко Анна Александровна

    Рабочая программа можнт быть использована учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5_klass.docx29.68 КБ

    Предварительный просмотр:


                                                 
    Пояснительная записка.

         Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник №1, под редакцией В.В.Воронковой. –М.: Владос, 2011.   Учебным планом предусмотрен в 5 классе 1 час в неделю, в год – 34 часа.

      Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

    «Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

    ^ Формы и методы реализации программных задач.
    Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии,

    сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения,

    демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

    Занятия по СБО целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

    В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации
    практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).

    На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

    В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Жилище», «Транспорт»  и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

    Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.

    В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

    ^ Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Культура поведения»  и др.

    Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.

    В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

    Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами.  Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала.

    Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

    Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

    На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем  следует отвести время на практическое закрепление навыков  с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.

    Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.

    Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.


    Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.

    Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, природоведения.

    Занятия по СБО имеют свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя
    и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.


    Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.

    Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично.

    Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома .

     2. Общая характеристика учебного предмета

    Специальные коррекционные занятия по СБО в 5 классе  направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся. . Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
              Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

    3.Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «СБО» изучается в 5 классе по одному часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.

                  4.Содержание курса, тематическое планирование, характеристика

                                             деятельности учащихся.

                                                     5 класс (34 часа)


                                      Краткое содержание рабочей программы по СБО

    Темы

    Краткое содержание тем

    Введение

    1 час

    О предмете СБО

    «Личная гигиена»

    6 часов

    Личная гигиена. Уход  за волосами (мытье, прическа). Гигиена зрения и слуха. Как смотреть телевизор.

    «Одежда и обувь»

    2 часа

    Виды одежды и головных уборов. Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью.

    «Питание»

    10 часов

    Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические средства для ухода за посудой. Приготовление завтрака, простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды. Яйца отварные, яичница и омлет. Приготовление салата, винегрета. Заваривание чая. Сервировка стола к завтраку.

    «Культура поведения»

    5 часов

           Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.  Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой и вопросом к  старшим и сверстникам. Разговор со старшими и сверстниками. Правила поведения за столом.

    «Жилище»

    4 часа

    Виды жилых помещений в городе и деревне.  Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений.\, виды отопления. Почтовый адрес дома, школы-школы-интерната.

    «Транспорт»

    3 часа

    Наземный городской транспорт. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта).. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

    «Торговля»

    3 часа

    Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.

    Практические работы.

    Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Приготовление бутербродов, салата, винегрета, яичницы,  варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к завтраку, чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды. Заполнение почтового адреса на открытках.  Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе.

                                                  Тематическое планирование

                                                               СБО – 5 класс

            дата

    № урока

                              Тема

    Кол-во

     часов

    план

    факт

     

      1 четверть – 9 часов

    1

    О предмете СБО

    1

                                             ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

    6

    2

    Правила личной гигиены в течение дня

    1

     3

    Пр.раб. «Выполнение утреннего туалета:  мытье рук, шеи, лица, ушей, чистка зубов»

    1

    4

    Уход за волосами (мытье, прическа).

    1

    5

    Пр.раб. «Мытье и сушка головы с помощью фена»

    1

    6

    Правила охраны зрения (освещение рабочего места, чтение, просмотр телепередач)

    1

    7

    Пр.раб. «Выполнение вечернего туалета. Чистка ушей»

    1

                                            ОДЕЖДА И ОБУВЬ

    2

    8

    Виды  одежды, головных уборов,  их  назначение. Уход за одеждой.

    1

    9

    Обувь, уход за обувью

    1

    2 четверть -7 часов

                                             ПИТАНИЕ

    10

    10

    Значение продуктов питания для здоровья человека

    1

    11

    Кухонная посуда, приборы и приспособления – назначение. Столовая посуда, приборы – назначение.

    1

    12

    Сервировка стола к завтраку

    1

    13

    Чайная посуда. Правила заваривания чая. ТБ в обращении с кипятком. Пр.ра. «Заваривание чая»

    1

    14

    Пр.раб. «Приготовление открытых и закрытых бутербродов». ТБ в обращении с ножом.

    1

    15

    Пр.раб. «Приготовление салата картофельного»

    1

    16

    Пр.раб. «Приготовление винегрета»

    1

    3 четверть. 10 часов

    17

    Пр.раб. «Приготовление яичницы»

    1

    18

    Правила мытья и чистки посуды. Пр.раб. «Мытье кухонной посуды»

    1

    19

    Пр.раб. «Сервировка стола к завтраку, мытье посуды»

    1

    КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

    5

    20

     Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.

    1

    21

    Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании

    1

    22

    Приемы обращения с просьбой,  вопросом к старшим и сверстника.

    1

    23

    Разговор со старшими и сверстниками

    1

    24

    Правила поведения за столом

    1

    ЖИЛИЩЕ

    4

    25

    Виды жилых помещений в городе и деревне

    1

    26

    Жилой дом. Интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления

    1

    4 четверть – 8 часов

    27

    Почтовый адрес  школы-интерната, дома.

    1

    28

    Пр.раб. «Заполнение почтового адреса на  открытках».

    1

        ТРАНСПОРТ

    3

    29

    Наземный городской  транспорт. Поведение в транспорте, на улице.

    1

    30

    Проезд  в школу-интернат (маршрут, виды транспорта).Правила дорожного движения.

    1

    31

    Знаки дорожного движения. Пр.раб. «Изготовление знаков дорожного движения».

    1

          ТОРГОВЛЯ

    3

    32

    Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение.

    1

    33

    Порядок  приобретения товаров в продовольственных магазинах.

    1

    34

    Экскурсия в продовольственный  магазин

    1

          Планируемые (ожидаемые) результаты изучения учебного предмета, курса

    • Учащиеся должны уметь совершать утренний туалет, в определенной последовательности, совершать вечерний туалет, причесывать волосы и выбирать прическу.
    • Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
    • Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу и омлет, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.
    • Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
    • Писать адреса на почтовых открытках.
    • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения.
    • Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

    Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

    Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

    Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

    Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

    рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

    Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

    Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....