Конспект урока математики (геометрии) в 5 классе «Периметр прямоугольника».
план-конспект урока (5 класс) по теме

Мамедова Татьяна Викторовна

Конспект разработан для учителей специальных (коррекционных) школ VIII вида с использованием мультимедийной установки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики (геометрии) в 5 классе

Филиала МОУ «Средняя школа № 5».

Тема урока: «Периметр прямоугольника».

Цель: научить находить периметр прямоугольника.

Задачи: 1) - научить находить периметр прямоугольника;

2) - содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работать с учебником, работать по инструкции, отвечать на вопросы, работать с чертежными инструментами, строить чертежи, работать самостоятельно, оценивать свою работу;

3) - способствовать коррекции внимания, восприятия, мышления; развитию речи и мелкой моторики рук.

Оборудование: доска, тетради, учебники, ручки, простые карандаши, линейки;  демонстрационное табло с гвоздиками, цветные резинки, магниты;  опорная схема «Прямоугольник»; лист с изображением геометрических фигур; листы с заданиями   «Найди лишнюю фигуру»;  лист с изображением человечка, состоящего из  геометрических фигур; карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

 

Учитель: Долгожданный дан звонок,

                 Начинается урок.

                 Тут затеи и задачи,

                 Игры, шутки – все для вас!

                 Пожелаю всем удачи –

                 За работу, в добрый час!

II. Подготовка к новой теме.

1. На интердоске изображение  геометрических    фигур.

Учитель:  Как называется каждая из представленных фигур?

(Учитель указывает на фигуры, ученики дают название.)

Дети: Луч, отрезок, круг, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник.

2. Игра «Найди лишнюю фигуру» (с мультимед. установкой).

На экране представляются два слайда с геометрическими фигурами. Ученики показывают лишнию, доказывая свой выбор (лишняя фигура исчезает).

                                                                                                                                                           

                             

Учитель: Какие фигуры остались (на втором слайде)?

   Дети: Прямоугольники.

         

III. Новый материал.

Учитель: Вот мы и подошли к новой теме. Сегодня мы научимся находить периметр прямоугольника. (Тема урока записана на доске).    

1. Работа с демонстрационным табло.

Учитель: Постройте на табло прямоугольники. Для этого используйте желтую  резинку…, красную резинку..., синюю резинку

(1 ученик выходит к доске, выполняет задание. Остальные – проверяют правильность выполнения.)

2. Учитель: Какими свойствами обладает прямоугольник? Сколько у него углов?

   Дети: Четыре.

  Учитель: Какие все углы?

   Дети: Прямые.

Учитель: Сколько у прямоугольника сторон?

   Дети: Четыре.

  Учитель: Что можно сказать про стороны прямоугольника?

   Дети: Противоположные стороны равны.

(Учитель вывешивает опорную схему с изображением прямоугольника. Вторая часть схемы закрыта.)

                          Прямоугольник    

                                      а

           в                                                        в

 

        

                                       а

Учитель: Если все углы прямые,

                 И всего угла четыре,

                 Ну а по две стороны

                 Противоположны и равны,

                 Этот четырехугольник

                 Назовем прямоугольник.        

3. Учитель: Найдите в классе предметы, имеющие форму прямоугольника.

Физкультминутка 1:

                                                Все учащиеся встают.

Учитель: - Я буду давать задание, но могу вас запутывать. Будьте

                  внимательны!

- Наклонитесь столько раз, сколько углов у треугольника.

- Подпрыгните столько раз, сколько сторон у прямоугольника.

- Хлопните в ладоши столько раз, сколько углов у круга.

4. Графический диктант.

Учитель: А сейчас проведем графический диктант. Откройте тетради. Пропустите 2 клетки вниз от слов «Классная работа» (число и Классная работа записаны заранее) и 2 клетки от начала страницы. Поставьте точку на пересечении клеток. От этой точки проведите прямую линию вниз, отсчитывая 6 клеток. Поставьте вторую точку. Далее проведите линию вправо, отсчитывая 8 клеток, и поставьте третью точку. Затем проведите линию вверх. На сколько клеток? (на 6). Правильно. Поставьте четвертую точку. И, наконец, соедините четвертую точку с первой. Какую фигуру получили?

   Дети: Прямоугольник.

  Учитель: Измерьте стороны этого прямоугольника. Подпишите длины сторон. (Учащиеся измеряют и подписывают: 3см и 4см).

Учитель: А сейчас найдем периметр этого прямоугольника.

- Что такое периметр  многоугольника?

   Дети: Сумма длин всех сторон.

  Учитель: Значит, чтобы найти периметр прямоугольника, нужно сложить длины всех четырех его сторон.

         (Открывается 2-я часть опорной схемы).

                             Прямоугольник    

                                       

                                         а

              в                                                       в

                                         а

                       Р       = а + в + а + в        

IV. Закрепление новой темы.

1. Работа с учебником.   – с. 74 № 235. Задача.

(Один ученик выходит к доске, читает задачу, остальные следят по тексту. Затем этот ученик отвечает на вопросы учителя).

Учитель: - О чем задача? (О покрывале).

                 -Какую форму имеет покрывало? (Форму прямоугольника.)

                 - Какова длина этого прямоугольника? (2м 20см.)

                 - А какова ширина? (1м 20см.)

                 - Чем обшивают покрывало? (Кружевом.)

                 - Что нужно узнать в задаче? (Какой длины кружево потребовалось      

                                                                  для отделки покрывала.)

                - Т.е. что нужно узнать? (Периметр прямоугольника.)

                - Как это сделаем? (Сложим длины всех сторон прямоугольника.)

Р       = 2м 20см + 1м 20см + 2м 20см + 1м 20см = 6м 80см

Ответ: …

                (делается запись на доске и в тетрадях)

Физкультминутка 2:

                  Упражнения для снятия напряжения с глаз и шеи.

Учитель: - Посмотрите на правый верхний угол доски, на левый верхний, на левый нижний, на правый нижний и т.д.

- Напишите головой слово «угол».

V. Самостоятельная работа.

(Каждому ученику дается определенное заданием – дифференцированный подход. Дети выполняют задание).

              Задания.

   I – в.                                                  II – в.                    III – в.                    IV – в.

Постройте на  клетчатой                       Детям выдаются листы с изображением    бумаге прямоугольник                          прямоугольников.  На них задание:

со сторонами 6 см и 4 см.                    - Измерьте стороны прямоугольника и

Найдите его периметр.                             найдите его периметр.

(Задание на листочках,                             (Задание выполняется на листочках).

дети работают в тетрадях).

(Учитель проверяет правильность выполнения задания и проставляет за эту  

  работу отметки).

  VI. Подведение итогов.

Учитель: - О какой фигуре шла речь на уроке? (О прямоугольнике.)

                - На веселом человечке покажите все прямоугольники. Сколько их?

                - Как находится периметр прямоугольника? 

                          (Складываются длины всех четырех сторон.)

 

VII. Выставление отметок .

Дети пытаются оценить себя сами. Учитель вносит коррективы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди лишнюю фигуру.

Слайд 2

Найди лишнюю фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 5 классе по теме Прямоугольник

Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода...

Конспект урока математики (геометрии) в 5 классе «Построение ломаной по заданным длинам отрезков».

Данный материал предназначен для учителей специальных (коррекционных) школ V вида....

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Конспект урока математики в 5 классе. Тема. Площадь прямоугольника. Учебник Г. В. Дорофеева и др.

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о площади прямоугольника и квадрата, закладывать основы  формирования правильной геометрической речи.Задачи урока:выраб...

Конспект урока математики в 5 классе по теме: "Все о прямоугольнике."

Цель урока: формирование представления о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.Планируемые результаты: у...

Конспект урока математики (геометрия) по теме "Решение треугольника", 9 класс

Данная разработка представляет собой конспект урока математики по теме "Решение треугольника"...

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника."

Тема данного урока рассматривается в четвертом параграфе  учебника Математика 5 класс УМК  Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург.  Целью данного параграфа является ра...