Урок "Весна в музыке"
план-конспект урока на тему

Цели и задачи:

- познакомить с образом весны в творчестве композитора  П.И.Чайковского, художников И.И.Левитана, И.С. Остроухова,  с понятием  ансамбль;

- выяснить средства, с помощью которых композиторы отражают картины природы в музыке.

- развивать умение сравнивать и различать музыку по характеру;

- развивать умение самостоятельно узнавать и  называть произведение, различать вступление, проигрыш;

- Воспитывать умение слушать музыку и высказываться о ней.

Коррекционно-развивающие цели:

- воспитание слухового и  зрительного внимания, а также музыкальной памяти, конкретно-образного и абстрактного мышления;

- развитие ритмического чувства, моторики, инициативы;

- коррекция движений рук; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_muzyke_2_klass.docx30.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  №5 VIII вида

Конспект  урока музыки во 2 классе

 по теме: "Весна в музыке"

 Учитель музыки

МСКОУ СКОШ №5  

Пузакова С. Н.

 

                                 

г.о. Орехово-Зуево

Тема урока : "Весна в музыке"

Цели и задачи:

- познакомить с образом весны в творчестве композитора  П.И.Чайковского, художников И.И.Левитана, И.С. Остроухова,  с понятием  ансамбль;

- выяснить средства, с помощью которых композиторы отражают картины природы в музыке.

- развивать умение сравнивать и различать музыку по характеру;

- развивать умение самостоятельно узнавать и  называть произведение, различать вступление, проигрыш;

- Воспитывать умение слушать музыку и высказываться о ней.

Коррекционно-развивающие цели:

- воспитание слухового и  зрительного внимания, а также музыкальной памяти, конкретно-образного и абстрактного мышления;

- развитие ритмического чувства, моторики, инициативы;

- коррекция движений рук;

Оборудование.

-Наглядный материал:

портрет русского композитора П.И. Чайковского;

иллюстрации; репродукции  картин   И.С. Остроухова "Ранняя весна",И.И.Левитан «Весна. Большая вода»,

таблицы;

-Дидактический материал:

музыкально-дидактическая игра " Если  бы я был художником"

-ТСО:

музыкальный центр

аудиозаписи:  П.И. Чайковский "Апрель. Подснежник";  Рамиресс  "Жаворонок";  В. Моцарт Рондо"

музыкальные инструменты:  металлофоны,  ксилофоны, треугольники.

презентация на музыку Рамиресса "Жаворонок ", на музыку П.Чайковского "Апрель. Подснежник"

проектор, экран

Используемые технологии:

-технология развивающего обучения

-технология детского музицирования;

- игровая технология;

- технология коллективного взаимодействия;

-технология развития процессов восприятия;

- технология формирования певческой культуры учащихся;

Музыкальный материал

Содержание урока

Музыкальное приветствие

И.С. Остроухов

"Ранняя весна"

И.И.Левитан "Март",

"Весна. Большая вода",

"Первая зелень";

"Солнечная капель"

слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина.

Портрет П.И.Чайковского

(слайд 5)

П.И.Чайковский "Апрель. Подснежник" (из цикла "Времена года")

Пластическое интонирование

Моцарт "Рондо"

"Веснянка"(укр.н.п)

Презентация на музыку

Рамиресса "Жаворонок"

Музыкально-дидактическая игра "Если бы я был художником"

Песня

"Мы сложили песенку"

Песня

"Отличное настроение"

I Организация начала урока

Введение в тему урока (слайд 1)

Человек любит свою землю, потому  что не может жить  без  запаха листьев, без звонкой струи ручья, без синей головки василька в поле. Без рек и гор человек как без друзей.

 В нашей стране много художников, композиторов, поэтов, способных передать красоту нашей родной земли.

  Времена года - осень, зима, весна, лето - сменяют друг друга. ВЕСНОЙ оттаивает с согревается земля, природа пробуждается от  долгого зимнего сна. ЛЕТО - пора жаркого солнца, купания, прогулок в тенистом лесу. ОСЕНЬ приносит людям богатый урожай: полные корзинки ягод и грибов. А ЗИМОЙ природа вновь погружается в сон. И каждое время года прекрасно по своему.

У: Посмотрите на картины (слайд 2).

- Какое время года изображено?

Д:  Весна.

- Как вы определили, по каким признакам?

- Что весной происходит с природой?

- Как мы узнаём, что наступила весна?

- Как мы одеваемся весной?

У:  Правильно. Ребята. И сегодня   мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны.  (слайд 3)

Кто там с крыши надо мною

 Нависает в холода?

 У кого это весною

 С носа капает вода?

(сосулька)

Играю вступление.

- Что это за песня?

- "Солнечная капель".

Повторяем слова. (к каждому куплету - иллюстрация)

 У: Какая музыка по характеру? Какое в ней настроение?  

Д.: Музыка весёлая, звонкая, радостная, бодрая.

У.: Музыка звучала одинаково по характеру или нет?

Д.: В запеве плавно, в припеве – отрывисто.

У.: Что изображает припев?

Д.: Как падают капли.

У.: Эта песня называется “Солнечная капель”(слайд 4).

Такой показал нам весну композитор Сергей Соснин. Какую можно представить картину?

Д.: Солнечный, весёлый, радостный день, капают сосульки, звенят, бегут, журчат ручьи.

 

II Слушание музыки

Весна - это светлый праздник рождения природы. Природа просыпается. Человеку весной легче дышится. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется зелень травы; бабочки, жуки  выползают из щелей и греются на солнце. Появляются первые подснежники:

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

"Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?"

Итак,   вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски, и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки берёзы.

Слушайте и смотрите весну!

(слушают)

-Прозвучала музыка. Когда вы ее слушали, какую картину весенней природы вы представили?  

- Какая музыка по характеру? (плавная , напевная, нежная)

- Темп?  (не очень быстрый)

- Танцевальная, песенная или маршевая? (танцевальная)

- В ритме какого танца исполняется? (вальса)

Эту музыку написал русский композитор П.И.Чайковский.  Свою пьесу Чайковский назвал «Апрель.  Подснежник"(слайд 6) С самого раннего детства Чайковский любил наблюдать и наслаждаться в русских лесах этим чудом природы, как под   дуновением  легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы-подснежники. 

 Да, подснежник - это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П.И. Чайковского.

 Повторное слушание.

Сейчас будем слушать ещё  раз. Плавность мелодии передадим движениями рук.

- Кто исполняет?

-Ансамбль.( показать иллюстрацию)(слайд 7)

- Какие инструменты звучали? (показать на стенде)

Иллюстрации (слайд 8)

А сейчас,  мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать её песню и всматриваться в её краски.

Презентация "Апрель.Подснежник" (в исполнении ф-но)

- Узнали произведение?

- Кто исполнял? (ф-но)

- Как называется?

- Кто написал?

III Игра на детских музыкальных инструментах

У: А мы на каких инструментах умеем играть?  

Д: металлофон, ксилофон, маракасы, погремушка "Румба"

(показываю инструменты - дети называют)

(исполняют "Рондо" Моцарта на детских музыкальных инструментах)

IV Исполнение

У: Ребята, а вы знаете как встречали весну раньше? В эти дни дети бегали стайками по селу с птицами, сделанными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Других надевали на длинные шесты и раскачивали так, что птицы казались летящими. При этом ребята пели песни – заклички.  Как назывались такие песни?

Д: Веснянки.

У: скажите, что особенного в Веснянках?  

Д.: В Веснянках много раз повторяются настойчивые, восклицательные интонации.

- Всё живое радуется весне. Весна приносит радость и ощущение расцветающей природы. Давайте споём песню так, чтобы весна услышала, как мы любуемся ею и восхищаемся звуками весны.

 

VI  Музыкально-дидактичесая игра

Но не только   композиторы отражали картины природы, времена года  в музыке.  

- Весна волновала сердца  настоящих художников. Предлагаю вам  представить, что вы художники. Лучше   понять, почувствовать её  поможет  нам музыка  Рамиресса "Жаворонок".

У: Какие бы вы  взяли краски чтобы изобразить звучание  весны.

Светлые или тёмные?

(Звучит музыка - дети откладывают карточки нужного цвета)

Д: Светлые, тёплые тона, потому что весной всё оживает, просыпается, радуется.

VII Исполнение

У: Пришла весна. Всё радуется. И всё-таки символично, что именно в первые дни марта отмечают самый светлый, нежный и ласковый праздник.

Кого мы поздравляем?

Да, мы поздравляем мам. Таких же нежных ласковых, красивых, как сама весна.(исполнение песни)

VIII Подведение итогов.

- Наш урок подошел к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: звучание весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой.

-  С музыкой какого композитора познакомились?(слайд 9)

- Как называется?

- Кто исполнял?

- Наш урок подошёл к концу, но путешествие в весенний мир природы не закончилось. Слушайте и смотрите весну. А  о своих необычных наблюдениях вы расскажете на следующих уроках.(слайд 11)

           На этом наш урок закончен, но хотелось бы доставить ещё одну маленькую радость всем присутствующим гостям вашей любимой песней. (Исполняется песня по желанию детей "Отличное настроение"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....