Методическая разработка
методическая разработка на тему

Методическая разработка
 «Тренируем пальчики - развиваем речь»
( система работы по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста через различные виды деятельности)
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx43.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №11 «Колосок»

Методическая разработка

 «Тренируем пальчики - развиваем речь»

( система работы по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста через различные виды деятельности)

             подготовила

учитель-логопед

Морозова Вера Ефимовна

г. Семенов

2014г.

Структура методической разработки

1 Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

  1. Аннотация.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.  В данной методической разработке раскрываются вопросы использования разнообразных технологий для развития мелкой моторики. Разработанный материал может быть использован в работе логопедами и воспитателями ДОУ.

  1. Содержание.

Цель работы.

Задачи работы.

Основные условия работы.

Отличительные особенности работы.

Практическая значимость программы.

Целевые ориентиры.

Система оценки результатов освоения программы.

Содержательный раздел.

Описание образовательной деятельности.

3. Введение.

Актуальность выбранной темы очевидна.  Так как с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями речи.  И обусловлена значимостью сформированности мелкой и артикуляционной моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму; необходимостью всестороннего исследования особенностей тонкой и артикуляционной моторики у дошкольников с нарушениями речи с целью определения специфики и степени выраженности ее отклонений; необходимостью своевременной организации коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на нормализацию и развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена еще и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. 
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно в младшем- старшем дошкольном возрасте.

Многие родители уже осведомлены, что раннее развитие моторики рук ребенка помогает ему в дальнейшем легче осваивать столь сложные науки как письмо и речь. Именно письмо и речь, и в этом нет ошибки, понятно, что моторика рук влияет на обучение письму, но и кроме этого моторика рук также основательно влияет на развитие речи.

Благодаря своевременному развитию моторики рук ребенка, возможно, добиться того, что ребенок начнет лучше говорить и быстрее научиться читать и писать. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму.

  1. Основная часть.

Цель работы: способствовать преодолению речевых нарушений у дошкольников, развивая у детей тонкокоординирующие движения рук (мелкую моторику), совершенствуя их зрительное восприятие и зрительную память, познавательные способности детей.

Задачи работы:

-укреплять физическое и психическое здоровье детей их эмоциональное благополучие;

-обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования программ дошкольного и начального школьного общего образования;

-оказывать помощь родителям в воспитании детей, в развитии их индивидуальных способностей и коррекции их речевого развития;

- воспитывать у детей умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

- воспитывать интерес к занятиям и играм с мелкими предметами;

- учить правильно держать карандаш;

- учить владеть карандашом, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, заштриховывая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

- развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятия;

- развивать пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве;

- формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

-формировать зрительно - моторную координацию.

Основные условия работы.

-учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

-использование результатов мониторинга  исключительно для оптимизации работы с детьми;

-обеспечение эмоционального благополучия детей, создания доброжелательного климата;

- недопустимость менторской позиции и порицания;

-положительная оценка любого достижения ребенка;

-создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Отличительные особенности работы.

Отличительными особенностями данной работы  является направленность на разностороннее развитие координации и мелкой моторики, движений мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия с использованием нетрадиционных методик (обрывание, скатывание бумаги, работа с крупами, использование пальчиковых игр, методов су - джок терапии, кинезиотерапии, биоэнергопластики).

Практическая значимость работы.

-раскрывается один из показателей подготовки ребенка к школьному обучению;

-представлен систематизированный материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления детей;

- предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движения рук.

Целевые ориентиры.

  • Правильно сидеть за столом, правильно располагать лист бумаги, держать карандаш.
  • Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом бумаги.
  • Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком велико, не мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги).
  • Размечать детали с помощью шаблонов, на глаз.
  • Соединять детали с помощью пластилина, клея.
  • Выполнять работу по словесному, по графическому плану.
  • Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
  • Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
  • Уметь одновременно, слаженно выполнять трехчленные движения руками под словесные указания педагога.

Результаты работы будут отслежены в сравнительной диагностике (на сентябрь, январь и май) по заданиям из диагностического журнала «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет» автор-составитель Н.Л.Стефанова и пальцевому тесту предложенному врачом исследователем А.М.Мустафиным.

Система оценки результатов освоения работы.

Схема адаптированного исследования ручной моторики.

Функции

Описание проб

1.Кинестетический праксис

Упражнение «Игра на рояле»

Упражнение «Пальчики здороваются»

Проба «Кулак- ребро- ладонь»

Упражнение «Покажи пальчики»

Пальцевый тест

2.Динамический праксис

Рисование различных линий

Умение выполнять различные виды штриховок

3.Манипуляции с предметами

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать, завязывать и развязывать шнурки

Умение выкладывать узоры из мелких предметов

Возможные достижения ребенка (ФГОС ДО 4.1)

- Ребенок не выполнил задания

- При выполнении задания ребенок испытывает значительные трудности

- Ребенок выполняет задания с небольшими затруднениями

- Ребенок четко и самостоятельно выполняет задания

Содержательный раздел.

1этап

-Биоэнергопластика.

-Пальчиковая  гимнастика.

-Су- Джок терапия.

-Дидактические игры.

-Кинезиотерапия.

-Обведение трафаретов, штриховка.

-Работа с различными видами бумаги.

2этап

- Знакомство с тетрадью, с клеточками, со строчкой.

- Рисование в тетрадях различных линий и комбинаций из них, дорисовывание, графические диктанты.

- Освоение кинезиологических упражнений и речедвигательных  комплексов на материале  лексических тем.

- Создание объемных работ из бумаги  различными  способами.

Описание образовательной деятельности.

     Прежде чем, приступить к работе, я выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

     В начале работы я использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

     Я поставила перед собой задачи: улучшить  координацию движений пальцев рук, проводить упражнения по формированию графомоторных навыков, улучшить общую двигательную активность ребенка и тем самым добиться совершенствования артикуляционной моторики.

     Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы.  В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по освоению разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

     Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание пальчиков). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

     Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), Су-Джок мячиков.

     Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения сопровождались чтением стихов, сказок.

     Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов развивает умение слушать и понимать.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Су-джок игры». Для составления картотеки я использовала литературу разных авторов.

Во время выполнения артикуляционной гимнастики использовала метод – биоэнергопластики. Данный метод не только развивает координацию движений рук, мелкую моторику, но и способствует развитию межполушарных взаимосвязей. Развитию памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия. Данный метод апробирован и систематизирован учителем-логопедом Бушляковой Р.Г. Мною также собрана картотека упражнений для руки и речевой материал по биоэнергопластике.

При проведении фронтальных занятий в качестве физкультминуток я использую кинезиологические упражнения. Данные упражнения также влияют на развитие межполушарных связей, являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга» (М.М.Кольцова). По данному виду работу у меня также накоплен речевой материал. Для его систематизации я использовала книгу А.Л.Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».

Начиная со второго периода обучения, я начала знакомить детей с тетрадью в клеточку. До этого дети выполняли разные виды штриховок на нелинованных листах и научились держать карандаш, познакомились с плоскостью листа. А в тетради в клеточку дети учились выполнять разнообразные линии, комбинации из них, графические диктанты. Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям давались заготовки с рисунками или упражнения в прописях (Е. Бортникова «Мои первые прописи 4-5 лет, 5-6 лет», С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина « Подготовка к письму»). Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.  

Для самостоятельной деятельности я предлагала детям разнообразные игры: со счетными палочками, с бельевыми прищепками, с разными крупами, разные виды шнуровок, куклу для плетения кос.

Воспитатели по моему заданию выполняли с детьми аппликации из разных видов бумаги методами обрывания, скатывания, складывания.

Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики. Игра «Собери гусеницу» (автоматизация звука и развитие мелкой моторики с помощью шнурка), игра «Волшебные бусы» (нанизывание плоских пуговиц разной формы, величины, цвета на шнурок; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность), игра «Выложи узор» (выкладывание рисунка из счетных палочек), пособия «Лесенка», «Кочки- дорожки», «Найди место звука» (автоматизация звука и выполнение движения пальцами), пособия «Чуп и Чупа» (для выполнения упражнений по биоэнергопластике).

В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

     В конце каждого года я проводила итоговую диагностику развития моторики рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.

     Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», буклеты, проводила индивидуальные и подгрупповые консультации.

Были подготовлены консультации для педагогов, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка. Консультация проходила с презентацией о проведенных мною формах работы. Затем я проводила мастер- класс для педагогов. На данном мастер- классе воспитатели научились практическим приемам использования разнообразных видов работы по развитию мелкой моторики.

Этот мастер- класс я предоставляла коллегам логопедам на РМО. Поделилась практическим материалом, то есть раздала буклеты и картотеки речевого материала. Мой опыт работы был одобрен коллегами и принят ими к практическому использованию.

На своем мини сайте работников образования я публиковала свой опыт работы. За что получила сертификат.

5. Заключение.

   Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности и по тем показателям, которые дети показали на заключительном этапе обследования.

Результаты работы.

Дети научились держать карандаш и уверенно им действовать.

Дети научились согласованно выполнять движения пальцами под словесную инструкцию педагога.

Научились контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.

У детей увеличился объем движений, темп выполнения, улучшилась координация движений, способность к переключению.

Совершенствовалась артикуляционная моторика.

Главный итог работы – для успешной реализации процесса развития мелкой и как следствие артикуляционной работы необходимо:

- диагностирование уровня развития мелкой моторики у детей;

- стимулирование интереса ребенка к занятиям, к работе по развитию мелкой моторики;

- опора на ведущий вид деятельности ребенка, использование игр и игровых упражнений, повышающих активность и интерес к занятиям;

- использование любого свободного времени для проведения игр с детьми, развивающих мелкую моторику.

Все полученные умения помогут детям справиться с их речевыми недостатками, все игры и упражнения которые дети разучили со мною на занятиях, все навыки и умения которые они приобрели на занятиях с воспитателями, они могут использовать в самостоятельной деятельности.

  1. Список использованных источников.

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

3.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР –  Программа. –  М. 2008.

4.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. – 240

5.Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008.

6.Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;

7.Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;

8.Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;

9.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

10.Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -  1983. - №1.

11.Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

12.Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

13.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

14.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

15.Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

16. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

7. Приложения.

1.Перспективный план

2.Учебно- тематический план

3.Инструментарий обследование развития мелкой моторики

4.Определение уровня готовности детей к овладению графикой письма. Методика обследования С.О. Филипповой.

5.ЛЕВША ИЛИ ПРАВША? (тест для родителей)

6.ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ПИСЬМУ? (тест для родителей)

7.Конспект занятия по постановке звука с использованием метода Биоэнергопластика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...