Конкурсная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5-9 классов «Кто в доме хозяин?»
методическая разработка (5 класс) на тему

Шилохвостова Люция Комилевна

Данный материал может быть использован для проведения недели "Домоводства" в коррекционной школе в качестве итогового мероприятия, а также в конце года для обощения и систематизации знаний по пройденным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_programma_po_sotsialno.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5-9 классов «Кто в доме хозяин?»

Цель: повысить интерес обучающихся к предмету социально – бытовая ориентировка, обобщить знания и умения по различным темам предмета СБО.

Задачи:

  1. Обучающие: освоение навыков ведения домашнего хозяйства, овладение безопасными приемами труда.
  2. Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся через использование занимательных заданий и игровых ситуаций, развитие творческих способностей и кругозора детей.

  1. Воспитательные: воспитание культуры общения и дисциплинированности при выполнении порученного дела, умения сотрудничать друг с другом, работать в команде.

  1. Коррекционные: коррекция адекватной самооценки, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки с изображением ингредиентов, необходимых для приготовления борща, карточки с заданиями, листы бумаги для каждой команды, предметы личной гигиены, пелёнки, куклы, одежда для младенца, пуговицы, нитки, иголки, игольницы, расчёски, резинки для волос, кастрюли.

Форма проведения: конкурс – игра.

В игре принимают участие 3 команды по 6 человек.

Ход мероприятия.

Ведущий:

-Добрый день! – И добрый час!

Мы приветствуем всех вас. На нашем конкурсе «Кто в доме хозяин?»

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку!

«Здравствуйте!» - услышишь ты в ответ

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Всем известен этот урок. Расшифруйте его название.

С - "социально". Наша роль в жизни общества.

Б - "бытовая". Уклад в повседневной жизни.

О - "ориентировка". Различные способы изучения нашей жизни.

Мы учимся правильному поведению, учимся вести здоровый образ жизни, готовить различные блюда, оказывать первую помощь больному, обустраивать наш дом, соблюдать правила личной гигиены, вести домашнее хозяйство.

Одна из тем наших уроков «культура поведения».

Сейчас мы узнаем, какие вежливые слова вы знаете. Отвечаем хором.

Разминка.

- Растает ледяная глыба от слова теплого (спасибо)

- Зазеленеет даже пень, когда услышит (добрый день)

- Когда бранят за шалости, мы говорим прости (пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания)

- Если очень вкусно было, скажем маме мы (спасибо)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте)

- Молодцы!

Дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы увидеть таланты наших девочек и мальчиков в ведении домашнего хозяйства. Оценивать их знания и умения, юмор и находчивость будет наше жюри (учителя профессионально-трудового обучения). А теперь нам необходимо познакомится с нашими командами!

1 конкурс. Представление команд.

Ведущий: - Каждая команда получает задание придумать название и девиз своей команде, а также выбрать капитана (5 баллов)

1 команда:

«Ягодки»

Девиз: сытный завтрак, обед и ужин!

             рецепт от «ягодок» вам нужен!

2 команда:

«Поварята»

Девиз: наш девиз всего три слова: «поварята – это клёво!»

3 команда:

«Веники»

Девиз: энеки, беники, всех обыграют веники.

- Какие замечательные команды у нас получились!

2 конкурс «Все обо всем»

Ведущий: Чтобы понять все тонкости домашнего хозяйства, нужно ох как много знать! Давайте проверим ваши знания.

Вопросы командам (по 1 баллу за ответ)

  • Как узнать испёкся ли пирог? (проткнуть деревянной палочкой: если к палочке тесто не прилипло, значит, пирог готов)
  • Назовите демисезонную обувь и одежду (плащ, резиновые сапоги, куртка, шапка)
  • Как почистить лук, чтобы не текли слезы? (надо почаще опускать нож под холодную воду)
  • Назовите продукты для приготовления манной каши? (манка, молоко, соль, сахар, масло сливочное, вода)
  • Назовите обязанности детей в семье? (помогать по хозяйству, присматривать за младшими детьми )
  • Назовите адрес нашей школы? (Кировская область, Верхнекамский район, п.Светлополянск, ул.Дзержинского, д.8)
  • Назовите медицинские учреждения? (амбулатория, госпиталь, поликлиника)
  • Перечислите родственников? (брат, тетя, сын, дедушка, свекровь, дядя, мама, племянник, сват)
  • Что нужно сделать, чтобы яйцо при варке не лопнуло? (добавить в воду соль)
  • Для чего нужен пылесос? (для сухой и влажной уборки помещения)
  • Что нужно сделать, чтобы свекла при варке не потеряла цвет? (добавить в воду немного уксуса)
  • Назовите предметы личной гигиены? ( полотенце, зубная щетка, носовой платок, мочалка, расческа)

- Вы замечательно справились с этим заданием! А теперь слово жюри!

3 конкурс. Эстафета «варим борщ»

(число баллов по числу ингредиентов: мясо, свёкла, морковь, картофель, капуста, помидор, лук, чеснок, лавровый лист, укроп,)

Ведущий:

Ах, каких мне выбрать овощей!

Для салата, винегрета и для щей?

Как мне только разобраться и понять

Что мне надо для обеда выбирать?

На столах разложены карточки с изображением продуктов (одинаковые для каждой команды). Первый участник эстафеты берет карточку с нужным ингредиентом для борща, бежит обратно и кладет её в кастрюлю. Затем следующий участник делает то же самое. Победителем считается команда, которая первой правильно соберет все продукты для борща.

- Какие молодцы!  Все команды справились с заданием.

4 конкурс. Пеленание грудного ребёнка. (10 баллов)

Ведущий: Вы все, когда – то будете мамами и папами, у вас появятся дети. У новорожденного ребёнка еще не совсем скоординированы движения. Ребенок часто пугается от спонтанного движения своих ручек и ножек. Поэтому ребёнку требуется ощущать поверхность рядом со своим телом. Новорожденный чувствует себя комфортно, свернувшись в пеленке калачиком. И сейчас мы проверим, кто умеет пеленать ребёнка. Оценивается качество и правильность пеленания ребенка. Для этого конкурса нужен один участник от команды.

- Здорово! Были небольшие недочеты, но в целом участники показали неплохие навыки пеленания.

5 конкурс. «Знатоки литературы»

(по одному баллу за ответ)

Ведущий: - Не сомневаюсь, что участники нашего конкурса умеют не только готовить, но и находят время для чтения литературы. Вам нужно за 2 минуты вспомнить и записать произведения, в названиях которых есть пищевой продукт или блюдо (стихи, сказки, рассказы, песни).

- Молодцы! И снова мы предоставляем слово нашему жюри для подведения промежуточных итогов.

6 конкурс. «Пришивание пуговицы крестом»

Ведущий:

-Испугались пуговки

Растерялись,

Раскатились по углам,

Разбежались.

Спрашиваю громко:

- почему сбежали?

Шепчут: - У иголки

Носик словно жало!

Тонкое, колючее,

Испугались очень мы….

Собираю пуговки

Я в ладошку.

Говорю испуганным:

- Ах, вы, крошки!

Успокойтесь,

Я тихонечко вас пришью!

Ни одну я пуговку

Не уколю!

Следующее задание: вам нужно пришить пуговицу к ткани крестом. Но прежде чем начинать, давайте вспомним правила по технике безопасности. Для конкурса из команды нужно по одному человеку.

- Просто мастера! Молодцы!

7 конкурс. «Красота причёски»

(за конкурс-5 баллов)

Ведущий: - Я приглашаю всех в Салон – парикмахерскую. «У женщины есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей» Монтескье.

Сейчас из каждой команды нужен мальчик и девочка. Ваша задача: мальчики делают прическу девочке. Оценивается аккуратность и оригинальность.

- Какие ловкие у нас мальчики! Слово жюри.

8 конкурс. «Замени слово»

Ведущий: - Измените всего лишь одно или два слова и верните пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

  • Одна голова хорошо, а две – некрасиво (Одна голова хорошо, а две –лучше)
  • Ни кола, ни двойки (Ни кола, ни двора)
  • Труд человека кормит, а лень поит (Труд человека кормит, а лень портит)
  • Кто мало говорит, тот много съедает (Кто мало говорит, тот много делает)
  • Скучен день до вечера, коли делать уроки (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Землю красит солнце, а человека –труд).

-  Сколько мудрости несут пословицы и поговорки людям! И с этим заданием вы справились!

9 конкурс. «Семья»

Ведущий: - каждой команде необходимо заполнить таблицу.

Члены семьи

Обязанности, которые они выполняют

мама

папа

ребёнок

бабушка

дедушка

- Молодцы, все правильно сделали!

10 конкурс. «Черный ящик»

Ведущий: - Этот конкурс на сообразительность. Кто быстрее угадает, что спрятано. Вам будет дано по одному определению. Команды  должна попытаться отгадать, что лежит в чёрном ящике. Если не могут угадать даются подсказки.

-Она бывает разного цвета.

- Она бывает с ручкой и без неё.

- Она есть у каждой девочки и даже у некоторых мальчиков.

- Без неё нельзя начинать день.

- Она бывает деревянной, пластмассовой, железной.

- У неё бывает 20, 40, 100 зубов.

- Использовать для волос. (Расчёска)

-У меня она красная, а у Оли зелёная.

- Она состоит из 2 частей.

- У неё один хозяин.

- Я ею пользуюсь 2 раза в день.

- Нужна тому, кто зубы бережет. (Зубная щётка)

- Может быть белым, а может - цветным.

- Бывает бумажный, бывает из ткани.

- У воспитанного человека он всегда с собой.

-Это предмет личной гигиены.

- Лежит в кармане. (Платок)

Все это предметы личной гигиены.

- А теперь снова слово нашему уважаемому жюри!

11 конкурс. «Картошка»

Ведущий: - Ваша задача почистить картошку. Оцениваем качество и аккуратность (по одному участнику от команды). Но сначала нам необходимо вспомнить технику безопасности при работе с ножом.

- Хорошо почистили, молодцы!

Ведущий:

- Наша конкурсная программа подошла к концу. Пока жюри подводит итоги, прошу участников дать интервью:

Какой конкурс вам больше всего понравился?

Какой конкурс был для вас наиболее трудным?

Что нового вы сегодня узнали?

Слово предоставляется жюри (объявляет итоги всех конкурсов и победителей).

Награждение команд.

Ведущий:

- Сегодня мы смеялись, веселились. Но наш урок требует серьёзного отношения, хороших знаний, умения применять эти знания в повседневной жизни. Мы учимся не для школы, а для жизни!

Спасибо всем за участие, до новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)

Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...

Программа по социально бытовой ориентировке для обучающихся 5 класса

Содержание 1. Паспорт рабочей программы ……………………………….……3 2. Пояснительная записка …………………………………………..4 3. Требования к уровню подготовки учащихся…………………….7 4. Кале...

Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 10,11 классов

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...

Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 5 - 9 классов

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Социально-бытовая ориентировка                   Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...

Рабочая программа по "Социально бытовой ориентировке", для обучающихся на дому. 8 класс.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся на дому....