Сказки дедушки Корнея
план-конспект урока на тему

Знакомство детей с творчеством  К.И.Чуковского; воспитывать

            чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе

            произведений автора; формировать у детей навыки выразительного

            чтения, совершенствовать различные виды речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_chukovskiy.docx207.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сказки дедушки Корнея

Цель: Познакомить детей с творчеством  К.И.Чуковского; воспитывать

            чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе

            произведений автора; формировать у детей навыки выразительного

            чтения, совершенствовать различные виды речевой деятельности.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная презентация,

                            музыкальные файлы мп3, книги Корнея Чуковского.

                         

Ход урока

1. Психологическая установка.

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте за мной.

- Я в школе на уроке. – Я радуюсь этому. – Внимание мое растет. – Память моя крепка. – Голова мыслит ясно. – Я хочу учиться. – Я готов к работе.

Учитель:

У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?

Дети: Слон.

Учитель: Откуда?

Дети: От верблюда.

Учитель: Что вам надо?

Дети: Шоколада.

Учитель:

И такая дребедень
Целый день.
Динь-ди-лень, динь-ди-лень, динь-ди-лень.

Вы узнали сказку? Кто ее написал?

3) Знакомство с писателем К. Чуковским

- Это веселое стихотворение написал для вас человек, которого мы видим на портрете. Его имя Корней Чуковский. Так какова же тема нашего урока? Тема урока звучит так: «Сказки дедушки Корнея»

2. Целеполагание.

-Чем же мы сегодня будем заниматься?(Познакомимся с творчеством писателя)

- Что хотите узнать о творчестве Чуковского? (Что писал, в каком жанре работал? О чем писал?)

- Попробуем вместе найти ответы на поставленные нами вопросы.

3. Рассказ учителя о писателе.

- Корней Чуковский это вымышленное имя, псевдоним. Настоящее имя писателя Николай Васильевич Корнейчуков. Он много лет жил в сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино,  в небольшом загородном доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей огромной страны, и за ее рубежами.

 – Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас.

 У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.

 Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.

 Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.

 После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.

 – А вы, любите сказки?

Дети: да.

 Учитель:Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?

 Дети. “Телефон”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”.

 Учитель. Молодцы, много знаете сказок.

Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал К. И. Давайте, еще раз назовем их (перечисляют).

 – Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?

 Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.

 Воспитатель. Чему нас учат сказки?

 Дети. Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

4. Работа с отрывками из произведений К.Чуковского

1) Чтение детьми отрывков из произведений.

- А вот сейчас я и проверю вас, как внимательно вы читали и слушали сказки К. И.

а) Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный…  
(Бармалей)

б) Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

"Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!"

"Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!"  (Айболит)

в) Ехали медведи

На велосипеде.

     А за ними кот

Задом наперёд.

     А за ним комарики

На воздушном шарике.

     А за ними раки

На хромой собаке.

     Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

     Зайчики

В трамвайчике.

     Жаба на метле...

     Едут и смеются,

Пряники жуют.  (Тараканище)

г) Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!  (Чудо-дерево)

д) Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

"Что такое? Почему?

Ничего я не пойму".  (Федорино горе)

е)"Дорогие гости, помогите!

     Паука-злодея зарубите!

     И кормила я вас,

     И поила я вас,

     Не покиньте меня

     В мой последний час!"

     Но жуки-червяки

     Испугалися,

     По углам, по щелям

     Разбежалися… (Муха-Цокотуха)

- Отрывки из произведений какого жанра мы прочитали? (сказки)

- Какой конец в сказках? (счастливый)

5. Игра

 – У меня в мешке находятся разные вещи, их кто-то потерял. Найдите их владельцев.

Воздушный шарик – ( Тараканище)

Блюдце -  (Федорино горе)

Термометр -  (Айболит)

Чулок -  (Чудо дерево)

Монета -  (Муха-Цокотуха)

Акула, горилла -  (Бармалей)

Телефон -  (Телефон)

Мыло -  (Мойдодыр)

6.  Работа с произведением «Мойдодыр»

 - Кому принадлежит данный предмет? (мыло)

     а) История возникновения сказки «Мойдодыр»

А вот с К. И. произошла еще одна история.

Однажды, работая в своём кабинете, Корней Иванович услышал громкий плач. Это плакала его маленькая дочь, она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:      

                        Надо, надо умываться,

                        По утрам и вечерам

                        А не мытым, трубочистам

                        “Стыд и срам!” “Стыд и срам”.

Так родился на свет “Мойдодыр”. 

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

7. Физминутка.

- Засиделись, встанем отдохнуть.
- Ребята, я буду зачитывать отрывки из произведений Чуковского, а вы попробуйте эти слова изобразить, инсценировать.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (назовите произведение)

И обрадовались блюдца
Дзынь-ля- ля
И танцуют и смеются
Дзынь-ля-ля. (откуда эти строки?)

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра. (вспомнили произведение?)

8. Работа с пословицами 

- Соотнесите пословицу со сказкой.

  • Чистота – залог здоровья. (Федорино горе, Мойдодыр)
  • Сам погибай, а товарища выручай. (Муха-Цокотуха, Айболит, Тараканище)

9. Работа с загадками Корнея Чуковского.

 1) Чтение учителем загадки про ежа

  • Вот иголки и булавки

      Вылезают из-под лавки.

      На меня они глядят,

      Молока они хотят. (ёж)

- Что я вам только что прочла? (загадку)

- Вы не догадались, кто сочинил эту загадку?

2) Чтение загадок детьми и их разгадывание

  • Хожу, брожу не по лесам,

           А по усам, по волосам.

           И зубы у меня длинней,

           Чем у волков и медведей. (расческа)

  • Ах, не трогайте меня:

           Обожгу и без огня. (утюг)

  • Из горячего колодца

           Через нос водица льется. (чайник)

- Кто автор этих загадок?

10. Работа со стихами и английскими песенками К.Чуковского

1) Прослушивание стихотворения «Котауси и Мауси» (мп3)

- Что вы прослушали? (стихотворение)

- О чем стихотворение? В чем смысл?

2) Чтение детьми стихов «Закаляка», «Ежики смеются».

ЗАКАЛЯКА

Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать. 
"Это — ёлочка мохнатая.
Это — козочка рогатая.
Это — дядя с бородой.
Это — дом с трубой".
"Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?"
"Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала". 
"Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?"
"Я её боюсь!"

ЕЖИКИ СМЕЮТСЯ

У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
"Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы".

- Какие стихи по настроению? (веселые)

- Есть поучительный смысл? (нет) Зачем же их писал Чуковский? (чувство юмора)

- Чуковский был переводчиком. Он переводил с английского языка на русский песенки. У нас есть возможность прослушать одну из английских песенок Чуковского в современной обработке.

3) Прослушивание английской песенки «Скрюченная песенка» (мп3)

 - Какие впечатления от услышанного?

11. Рефлексия.

- Смогли ли мы ответить на поставленные нами вопросы?

- Что же писал Чуковский, в каких жанрах работал?

- О чем писал?

 - Каким человеком был писатель? Как относился к детям?

- Детям он казался им великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громкоголосый,  щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем Чукоша.

- Выразите свое отношение к поэту смайликами.

- Не возникло ли желание почитать Чуковского?

Цель. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством детского писателя К. И. Чуковского.

Задачи.

  1. Расширить представление о жизни К.И.Чуковского.
  2. Обобщить и систематизировать знания о творчестве К.И.Чуковского.
  3. Расширить читательский кругозор учащихся.
  4. Развивать речь, выразительное чтение.
  5. Развивать творческие способности, воображение детей.
  6. Воспитывать любознательность , любовь к творчеству К.Чуковского и книге.

Оборудование: презентация “Волшебник Корней Чуковский”портрет К.Чуковского , книги, сборники произведений К.Чуковского, рисунок чудо-дерева, рисунки детей к произведениям, переодетые герои Федора и Айболит, предметы, мешок.

Ход урока

Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами посвящаем его умному, веселому, талантливому, знаменитому сказочнику. Но вы не торопитесь называть его имя.

– В этом нам поможет загадка.

Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший – 
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.

– Что это? Правильно дерево.

(На доске появляется картинка необычного дерева.)

http://festival.1september.ru/articles/627505/img1.jpg

– Ребята, скажите, что за дерево мы с вами видим? (Чудо-дерево, т.к. на нем растут и фрукты, и цветы , и слова, есть лицо.)
– А в каком произведении мы с вами встречались с чудо-деревом? 
– Правильно, сказка называется “Чудо-дерево”.
– А кто написал это произведение? (К.И.Чуковский.)
– Вот этому сказочнику мы и посвятим сегодня урок.

Слайд 1.

– Корней Иванович родился в Петербурге 31 марта 1882 году.

Слайд 2.

В этом году ему исполнилось 130 лет. А прожил он 87 лет. Настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков. Но когда он в 19 лет начал печататься в газетах, то он подписывался псевдонимом Корней Чуковский. И мы знаем его под таким именем. Дети его обожали, и он любил детей.

– Чтобы доставить радость детям, он построил на своем дачном участке в Переделкино Детскую библиотеку.

Слайд 3.

И дети ходили в нее за книгами и любили там читать, играть, рисовать и даже делать уроки.

– В кабинете у него было много занятных игрушек, и он тоже играл в них с удовольствием вместе с детьми.

Слайд 4.

– А два раза в год Корней Иванович устраивал на своем участке для всех детей Переделкино, окрестных поселков и даже тех, кто приезжал из Москвы веселые костры:

Слайд 5.

“Здравствуй, лето” и “Прощай, лето”. Там перед детьми выступали известные артисты, детские писатели, музыканты, акробаты, жонглеры, фокусники, дрессировщики зверей и птиц. В конце зажигался большой костер, вокруг которого водили хороводы.

– Посмотрите какие “слова” растут на Чудо-дереве? (Стихи, сказки, песни, загадки.) Вот сегодня мы с вами вспомним его замечательные сказки, стихи, песни и загадки. А помогут мне два его героя. Встречайте их.

(Под музыку входят Федора и Айболит.)

– Вы узнали их?

Федора. Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня побывать у вас в гостях. Ведь я очень хорошо знаю Корнея Ивановича Чуковского. Это благодаря этому автору я стала известная, все меня узнают. Вот и вы узнали.

Айболит. И меня тоже все узнают. И не только дети и взрослые, но и звери. Знают меня не только в России, но и в Африке.

Учитель. Но вы к нам пришли, наверное, не только, чтобы рассказать о своей известности?

Федора. Нет, нет, нет, конечно. Я хочу узнать, как современные ребята знают произведения Корнея Ивановича. Сейчас мы устроим конкурс его стихов. (Снимает с дерева надпись “стихи”.)

Конкурс стихов.

(Дети рассказывают наизусть его стихи: “Бутерброд”, “Черепаха”, “Слониха читает”, “Поросенок”, “Ежики смеются”, “Федотка” и др.)

Федора. Мне понравились стихи в вашем исполнении. И я на Чудо-дерево прикрепляю большую “5”.

Айболит. А еще Корней Иванович написал для детей и загадки (снимает с дерева надпись “загадки”).Я вам сейчас загадаю несколько , а вы попробуйте их разгадать.

Загадки.

Слайды 6–15.

– Молодцы, ребята! Я тоже прикрепляю на ваше Чудо-дерево” большую “5”.

Федора. А сказки Корнея Чуковского вы знаете? (Снимает с дерева надпись “сказки”.)

Учитель. Давайте, ребята, покажем нашим гостям отрывки из сказок, а остальные ребята догадаются из какой сказки герои.

Инсценирование сказок.

1. Мойдодыр.

(Выходит ребенок в роли Мойдодыра и ведущий.)

Ведущий:

“Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…”

Мойдодыр:

“Ах ты, гадкий, ах ты, гряхный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя”

2. Айболит.

(Из-за ширмы появляются игрушки в руках детей: зайка, собака, лиса, и ведущий.)

Ведущий:

“Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит…
И пришла… лиса”:

Лиса: “Ой, меня укусила оса!”

Ведущий: “И пришел барбос:…”

Барбос: “Меня курица клюнула в нос!”

Ведущий: “И прибежала зайчиха и закричала:…”

Зайчиха:

“Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!”

3. Бармалей.

(Вбегает Бармалей, ведущий.)

Ведущий:

“Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, – 
Не ходите, дети,
В Африку гулять.”

Бармалей:

“Африка ужасна,
Да – да – да!
Африка опасна,
Да – да – да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!”

Федора: Молодцы, ребята! Интересные сценки вы показали и узнали героев сказок Чуковского. Я сноваприкрепляю на ваше Чудо-дерево” большую “5”.

Айболит: А сейчас я хочу узнать, как ребята внимательно читают сказки. Нужно догадаться из какой сказки строчка и дополнить ее.

Доскажи словечко.

Слайд 16, 17.

Айболит:  Очередную “5” я помещаю на ваше Чудо-дерево.

Айболит: А сейчас попробуйте по иллюстрациям к сказкам, догадаться к какой сказке она сделана.

Слайды 19–26.

Айболит: И с этим заданием вы успешно справились. Очередную “5”, я помещаю на ваше Чудо-дерево.

Федора: А знаете ли вы, ребята, что К.Чуковский занимался еще переводами английских песенок?(Снимает с дерева надпись “песни.)

– И я предлагаю вам послушать одну английскую песенку в переводе К.Чуковского на музыку Геннадия Гладкого.

Слайд 18.

Айболит: – А сейчас я предлагаю сыграть в игру. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, может помочь найти их владельцев?

– Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, в котором о ней говорится.

(Дети из мешка достают по одной вещи, называют произведение и читают отрывок или строчку.)

Игра.

  1. Телефон (У меня зазвонил телефон… “Телефон”)
  2. Воздушный шарик (А за ним комарики на воздушном шарике…”Тараканище”)
  3. Мыло (Вот и мыло подскочило…“Мойдодыр”)
  4. Блюдце (А за ними блюдца… “Федорино горе”)
  5. Термометр (И ставит им градусники… “Айболит”)
  6. Денежка (Муха по полю пошла, муха денежку нашла ... “Муха-Цокотуха”)

Айболит: Молодцы, ребята! Прикрепляю на ваше Чудо-дерево” очередную “5”.

Учитель: Ребята, я хочу вас познакомить еще с одной замечательной книгой К.Чуковского “От двух и до пяти”. Эта книга не только для детей, но и взрослые ее с удовольствием читают. В книге помещены детские высказывания, услышанные Чуковским от детей и собранные в книге.

Давайте несколько послушаем.

Айболит: Ну, и насмешили вы меня. А смеяться-то полезно для здоровья. Я вам желаю здоровья, что бы вы не болели.

Федора: – И чтобы побольше читали и произведения К.Чуковского и другие книжки.

Вы нам обещаете?

Айболит: А сейчас, я вам как доктор прописываю пилюли для здоровья. И надеюсь, что мы с вами встречаться будем не у врача, а в библиотеке. Договорились?!

(Айболит раздает витаминки детям.)

Учитель: Вот, ребята, и подошел к концу наш урок. Посмотрите на наше Чудо-дерево, как оно расцвело “5” от ваших ответов.

http://festival.1september.ru/articles/627505/img2.jpg

– Молодцы! Вы сегодня не только показали свои знания, но и надеюсь, что и узнали что-то новое для себя, а в дальнейшем познакомитесь с еще непрочитанными сказками К.Чуковского и будете постоянными читателями библиотеки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "В гостях у дедушки Корнея"

Викторина для учащихся 2-3 классов....

У дедушке Корнея

СценарийАнализ...

Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»

Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»...

Литературная гостиная "В гостях у дедушки Корнея"

Цели:·         Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.·         Формирование у детей усто...

"Старшие - младшим". Литературная викторина "Сказки дедушки Корнея" по произведениям К.И. Чуковского"

Викторина предназначена для обучающихся начальной школы. Проводить ее могут учащиеся основной школы в рамках деятельности "Старшие-младшим". Чтобы скачать игру - пройдите по ссылке.https://d...

Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»

Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея»...

Сценарий праздника « В гостях у дедушки Корнея» 2022

Сценарий праздника « В гостях у дедушки Корнея»...