Использование БОС-аппарата при коррекции речевых нарушений
статья на тему

Неймышева Светлана Викторовна
 Заикание в подростковом возрасте встречается гораздо чаще, в сравнении с другими нарушениями речи (дислалия, дизартрия, алалия) в этом возрасте. Однако заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда так или иначе соседствует с другими нервно-психическими расстройствами. После консультации врача-психиатра и назначенного лечения дети посещали коррекционные занятия по классической методике. Динамика была положительная только при постоянном внешнем контроле родственников и стабильном посещении логопедических занятий. Как только одно из условий терялось, терялась и динамика. В связи с этим я решила использовать новые пути и методы работы с заикающимися подростками.
Методика моих занятий основывается на принципе постановки диафрагмального дыхания. В процессе занятий используется аппарат биологической обратной связи «Волна-3». Аппарат контролирует следующие физиологические параметры: число сокращений сердечной мышцы на вдохе и на выдохе, длительность дыхательного цикла, температура поверхности кожи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_zdorove.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационныех здоровьесберегающих технологий при работе с детьми группы риска.

  1. Работая на аппарате «Волна-3» и формируя у детей навыки саморегуляции, отмечаю высокую эффективность выработки навыка. Использование большого набора игровых экранных представлений, возможность сравнивать свои результаты с достигнутыми на предыдущем сеансе способствует поддержанию мотивации к продолжительному курсу занятий.

Курс заканчивается, если наблюдается стойкая положительная динамика по следующим показателям: научились правильно формировать воздушную струю, обучились навыкам диафрагмального дыхания, научились говорить мелодично, экономно расходовать воздушную струю, улучшилась моторика артикуляционного аппарата, речевое дыхание стало более ровным, спокойным.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса, правильной плавной речи. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости речи.

        Актуальность проблемы нарушения темпа и плавности речи подтверждается стабильностью количества детей-подростков с заиканием в последние семь лет.

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

6

7

7

5

6

7

6

 Заикание в подростковом возрасте встречается гораздо чаще, в сравнении с другими нарушениями речи (дислалия, дизартрия, алалия) в этом возрасте. Однако заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда так или иначе соседствует с другими нервно-психическими расстройствами. После консультации врача-психиатра и назначенного лечения дети посещали коррекционные занятия по классической методике. Динамика была положительная только при постоянном внешнем контроле родственников и стабильном посещении логопедических занятий. Как только одно из условий терялось, терялась и динамика. В связи с этим я решила использовать новые пути и методы работы с заикающимися подростками.

        Методика моих занятий основывается на принципе постановки диафрагмального дыхания. В процессе занятий используется аппарат биологической обратной связи «Волна-3». Аппарат контролирует следующие физиологические параметры: число сокращений сердечной мышцы на вдохе и на выдохе, длительность дыхательного цикла, температура поверхности кожи.

        Биоуправление – это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах биологической адаптивной («приспособительной») обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, поскольку обратная связь облегчает процесс обучения подростков физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую.

        Биоуправление представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации с помощью специальных приемов и аппаратуры человек развивает навыки саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологические функции организма. Адаптивная обратная связь принимает участие во всех функциях человеческого организма, начиная от самых элементарных биохимических реакций и заканчивая крайне сложными видами деятельности человека.

        В зависимости от характера нарушений определяется цель тренинга биоуправления и выбирается коррекционная программа. Процесс восстановления функции постоянно отображается на экране монитора. Что создает условия для создания высокого уровня мотивации на коррекционных занятиях. Поддержанию мотивации способствует возможность сравнивать свои результаты с достигнутыми на прошлом сеансе, а также набор игровых экранных представлений.

        Артикуляционная гимнастика, удлинение выдоха как первое упражнение дыхательной гимнастики являются подготовительным этапом в постановке четкой речи. Его можно считать базой, на которой в дальнейшем формируются навыки свободной речи в разнообразных условиях общения. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Поэтому четкость движений артикуляторов, умение контролировать артикуляционный уклад и правильное речевое дыхание являются основой для свободной, естественной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома ...

Использование метода Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений

Теория и опыт использования метода Су-Джок терапии...

Использование сказкотерапии и песочной терапии в коррекции речевых нарушений детей с умственной отсталостью - обобщение опыта

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень рас...

Статья Использование фольклора как метода коррекции речевых нарушений у учащихся с ОВЗ в начальных классах

В статье описаны основные малые формы фольклора (потешки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки, перевёртыши) как методы коррекции  речевого дыхания, темпа и ритма речи, лексико-грамматическ...

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы  и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан  для выступления на семинаре-практикуме...

Использование технологии «Синквейн» для коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается замедленный темп речевого развития, трудности формирования всех компонентов языка. Дети с ОВЗ,  медленно актуализируют слова, долго их в...