Конспект воспитательного занятия по теме "Сквернословие"
методическая разработка (7 класс) на тему

Усанова-Корнилова Татьяна Петровна

Внеклассное мероприятие в 7 классе

 Тема: «Сквернословие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skvernoslovie_chistovik.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие в 7 классах

 Тема: «Сквернословие»

Цель: Воспитание культуры в человеческих отношениях

Задачи: Выяснить отношение учащихся и их родителей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде, расширить знания школьников о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; донести до сведения учащихся, что нецензурная брань не только говорит о бескультурье человека, но также влияет на здоровье и на всю жизнь; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление  памятки,  лозунгов, антирекламы).

Подготовительная работа: провести анкеты, назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами, иметь возможность показать презентацию «Сквернословие - человеческий порок»

Оформление:

- написать:

а)        тему, эпиграфы;

б)        рифмы для антирекламы: мат - ад. брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат, материться - добиться, злиться, больница, лечиться.

План:

  1. Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»
  2. Информационный блок «Заразные слова».
  3. Дискуссия но теме «Нужен ли нам мат?».
  4. Творческие задания. Памятка «Как избавиться от сквернословия?».
  5. Антиреклама сквернословия.
  6. Заключительное слово.

План внеклассного занятия:

Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

Воспитатель: Царственное слово

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

 Крошится мрамор. К смерти всё готово.

 Всего прочнее на земле – печаль.

 И долговечней - царственное слово.

А. Ахматова

Царственное слово - самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова? какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? (дети высказываются).

 Обожествление слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

Ещё одна цитата. Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя.| Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение.

Воспитатель: Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека- это тоже очень хорошее и доброе слово.( дети выполняют задание)

Ребята, вы заметили, что в классе как будто стало теплее. А если бы  такие слова звучали каждый день!

Наши предки тоже придавали большое значение слову, что нашло отражение во многих пословицах и поговорках.

Задание: Вспомните пословицы и поговорки о словах.( дети выполняют задание)

Мы, жители России, наследники этой традиции.

Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?  (дети отвечают на вопрос)

Сегодня мы поговорим о сквернословии, его роли в жизни человека, о влиянии скверных слов на здоровье человека.

Что такое сквернословие?

Задание: Постарайтесь сформулировать, как вы это понимаете. На столах каждой группы лежат орфографические словари, пользуйтесь ими при необходимости.(дети работают в группах, формулируют, дополняют)

Кадр 2        

Итак, сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Кадры 3,4,5,6.

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

  Мат пробуждает в  подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция.

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование,, непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка низших слоев населения, компаний людей без определенного места жительства, безработных.

Сквернословие отражает скудность лексического запаса, неуверенность, невоспитанность, бескультурье говорящего.

Кадры 7-13

В седьмых классах проведена анкета об отношении детей  к матам, заразным словам. Посмотрим результаты.  Кадры 7-13. (беседа с детьми о результатах )

1) Скверные слова, к сожалению, присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Слово - это связь между телом и духом. Русская пословица гласит: «Гнилые слова - от гнилого сердца»>Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым,  способствуют быстрому развитию дурных наклонностей. Возникает специфическое заболевание. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос- кал, грязь и лалия- речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.

Кадры 14, 15, 16.

 Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобретает характер эпидемии. Медики замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 4 стадии:

  1. первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
  2. вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;
  3. третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого.
  4. Четвертая стадия -уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Теперь задумайтесь, не встречали ли вы людей, которые больны?

Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты:

  • Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)
  • Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?
  • Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?
  • Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
  • Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
  • Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

Творческое задание: составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Представьте себе, что президент поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно пяти:

  1. перестать ругаться самому,
  2. выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:
  3. избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:
  4. читать русскую классическую литературу;
  5. запоминать стихотворения, афоризмы.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.

Влияние мата на здоровье человека

Кадры 17-36

Уч.Современные учёные, используя новейшее оборудование,  доказали вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие- матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой.

Творческое задание: «Составление антирекламы сквернословия».

Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

Смогли бы вы придумать лозунги - антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)

Примерные варианты лозунгов:

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат - дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!

       -Мат - это ядов концентрат-В классе мы найдём управу на словесную отраву!

         -В классе мы найдём управу на словесную отраву!

Заключительное слово.

Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-так1 живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.

Кадр 40

Подведение итогов

Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от это1 вредной привычки? (ответы учащихся)

Каждый волен выбирать свой путь, по которому придется идти долго, а пройдя его нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, везение и, в конечном итоге, счастье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного занятие "Незнакомый я"

Цели:воспитательные – воспитание чувства толерантности, создание ситуации успеха у ребёнка;коррекционно-развивающие – коррекция эмоциональной сферы; развитие навыков самооценки;образовательные -...

Конспект воспитательного занятия в 8 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Конспект  воспитательного занятия в 8 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Воспитатель Краус О.М.Тема: « Изготовление бумажного эко-пакета».Цель: Освоение навыка изготовле...

Конспект воспитательного занятия в синема-технологии "Вечное и светлое чувство под названием любовь…" по фильму "Вам и не снилось"

Конспект занятия в синема-технологии "Вечное и светлое чувство под названием любовь..." по фильму режиссера Ильи Фреза (1981 год) "Вам и не снилось".Цель этого занятия: 1. Помочь воспитанницам осмысли...

Конспект воспитательного занятия в синема-технологии "Офицеры"

Цель данного занятия познакомить с понятием «офицерская честь».Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к памяти прадедов отдавших свою жизнь за Родину.Способствовать формированию чу...

Конспект воспитательного занятия "Парад вредных привычек"

Цель: пропаганда здорового образа жизни.Задачи:   - показать воспитанницам пагубное воздействие алкоголя, никотина,          ...

Конспект воспитательного занятия в синема - технологии по фильму "Двеннадцать месяцев"

Способствовать формированию гуманных отношений между людьми.Способствовать воспитанию доброты, взаимопомощи, уважительного отношения к старшему поколению; стремления к самосовершенствованию....

Конспект воспитательного занятия "Привычки в нашей жизни"

Конспект воспитательного занятияс использованием ИКТв форме интерактивной беседы с элементами игры "Привычки в нашей жизни"...