Воспитательское занятие "Зимующие птицы"
классный час на тему

Ходыкина Ольга Викторовна

·       Формирование  экологической культуры у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zimuyushchie_ptitsy.zip28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие птицы»

Форма: беседа с элементами игры, с показом  презентации.

 Цель:

  • формирование  экологической культуры у детей.

  Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить и расширить знания  детей о зимующих птицах, путём просмотра презентации, отгадывания загадок, использования дидактических  игр.

 Коррекционно- развивающие:

  • активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения;
  • развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление;
  • коррекция слухового восприятия,  путём прослушивания голосов птиц.

Коррекционно-воспитательные:

  • прививать интерес к занятию через использование наглядного материала и  игровые моменты;
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Словарная работа: снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, голубь зимующие  птицы, кормушка.

Используемое оборудование:

Компьютер, проектор для показа презентации «Зимующие птицы»;

разрезанные картинки, шапочки птиц для сценки, картинка кормушки,

картинки зимующих птиц.

Ход занятия.

1.Организационная часть. Слайд1

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

Воспитатель:

- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (звуки зимы).

- Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей)

Воспитатель:

-  Какое сейчас время года? (зима) Слайд2

Воспитатель:

-  Назовите зимние месяцы  ( декабрь, январь, февраль)

Воспитатель:

- Давайте хором назовём зимние месяцы ( декабрь январь февраль).

  2.Основная часть. Слайд3

Зимний лес стоит печальный.

            Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Воспитатель:

- Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

- Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

- Все ли птицы улетают в тёплые края? (нет)

- Птицы, которые остаются у нас зимовать, перебираются  поближе к человеку, в деревни, посёлки, города.

- Сегодня на занятии  разговор у нас пойдёт о самых обычных птицах, которые встречаются у нас зимой. Мы рассмотрим, как они живут, чем питаются и какой помощи ждут от вас, ребята, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни. Слайд4

- Давайте сейчас узнаем, какие птицы остаются у нас зимовать.

Для этого вам нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно.

1.Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик.

 Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки. (воробей).

Воспитатель:

Воробей - весёлый, шустрый, маленький.  Это одна из самых известных птиц. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Чтобы избавиться от насекомых, воробьи старательно чистят перья в воде, песке или пыли. И хоть плавать не умеет, в воду лезет: трепыхается в мелкой луже.  А ещё, ребята, воробьи не различают цвета, они видят мир в розоватом цвете.

2.Ей на месте не сидится; всё летает целый день,

 Суетится, суетится, целый день свистит: «Цень-цень!»

 Угадай-ка, что за птица? То весёлая … (синица).

Воспитатель:

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Синицы — маленькие, бойкие, умные, ловкие, смелые. Они великолепные гимнасты и акробаты: лазать, кувыркаться, висеть вниз головой, уцепившись за тонкий кончик ветки, — синицы великие неутомимые мастерицы: с утра до вечера, ни минутки не передыхая, перелетают, перепархивают они с дерева на дерево, с ветки на ветку. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

3.Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её (Ворона)

Воспитатель:

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

4.Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири)

Воспитатель:

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

5. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

 Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)

Воспитатель:

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

6.Кто воркует во дворе?

 Крылья, словно в серебре,

 Ходит очень важно,

 Не боится даже.

 Можно близко подойти,

 Не свернет смельчак с пути. (голубь)

Воспитатель:

Голуби  живут  в деревня, городе. Он большой, воркующий, люди кормят голубя хлебом. Голуби  гнездятся на крышах наших домов. Это птица считается  символом  мира и счастья на земле. Если голуби летят, то будет мир на нашей земле.

Воспитатель:

- Давайте хором назовём всех птиц.

- Эти птицы остаются у нас зимовать.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие).

- Скажем хором.

(На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц).

Ребята, давайте соберём картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована:

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку.

Воспитатель:

-Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей). ( Педагог произносит заклинание: - «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)

Физкультминутка Слайд5

Вот на ветках, посмотри – 4 хлопка руками по бокам

 В красных майках снегири – 4 наклона головы

Распушили пёрышки – частые потряхивания руками опущенными вниз

 Головой вертят, улететь хотят –2 поворота головы на каждую сторону

 Кыш! Кыш! Улетели!

 За метелью, за метелью! – разбегаются, взмахивают руками.

 (После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: - «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).

Воспитатель:

- Ребята нашего класса приготовили сценку. Смотрите и слушайте  её внимательно.

Сценка «Доживем  до  весны».

Вылетает  Воробей  и  Синица.

Синица:

Птичья  жизнь  зимой  ужасна!

Против  нас  мороз, бураны,

Да  еще  и  хулиганы!

Нас  выслеживают  кошки,

И  во  рту  с утра  ни  крошки!

Червячков  и  мошек  нет.

А  без  них  -  какой  обед?!

Ой, как  трудно  жить  на  свете!

Что  нам  делать? Кто  ответит?

Появляется  сорока.

Сорока:

Добрый  день, синичка, здравствуй!

Чик -  Чирикин  как  дела?

Ой, не  терпится  похвастать –

Я  сегодня  принесла  

Сногсшибательную  весть:

Будет  всем  нам что  поесть.

Рассказала  мне  подружка

Про  какие – то  кормушки.

Дескать, дети  есть  такие –

Ну,  совсем  совсем, не  злые,

А,   как  раз  наоборот –

Помогают  птицам!

Вот!

Воробей  недовольно:

Перестань  трещать  сорока,

О  еде, о  жизни  легкой,

Да  еще  о  добрых  детях.

Сказки  нет  глупей  на  свете.

Не  поверю  никогда

Будто  где – то  ждет  еда!

Никому  мы  не  нужны.

Эх, дожить  бы  до  весны!

Синичка  задумчиво:

А  вот  я  бы  полетела.

Что – то  кушать  захотела.

Я  еще  два  дня  назад.

Кто  со  мною  в   сад?

Воробей:

Так  и  быть, я  полечу-

Я  всю  зиму  есть  хочу.

Все  улетают  на  кормушки.

Через  некоторое  время  появляются  не  спеша  синичка  и  воробей.

Синица:

Ах, какой  чудесный  пир!

Я  теперь  люблю  весь  мир!

Был  жестоким  день  обычный,

Оказалось, не  со  зла.

Людям  я  не  безразлична!

Я  нужна  им! Ну  дела!

Воробей:

Да, в  саду  я  убедился:

На  сороку  зря  сердился.

И  теперь  уж  наяву

До  весны  я  доживу!

А  весной  мы  дружно  вместе

Будем  петь  вам, люди, песни,

Защищать  от  злой  беды

Огороды  и  сады.

Ведь  на  сытый- то  желудок

Нам, пернатым, ерунда.

И  любое  время  суток,

и  снега  и  холода!»

Обращается  к  синичке:

Ты  со  мной  согласна?

Синица :

Да!

Я, сосед,  с  тобой  согласна!

Как  на  свете  жить  прекрасно!

Воспитатель:

-Почему птицам так трудно жить зимой? (Холодно, голодно, кошки, хулиганы)

Воспитатель:

Пока  снега  мало,   зимующим  птицам  еды  хватает:  они  собирают  семена  с  деревьев  и  трав, которые  еще  видны  из – под  снега. А  вот  когда  зима  наметет  огромные  сугробы и  все  растения  с  семенами  спрячутся  в  снегу, тогда   птицам  приходится  совсем  плохо. Да  и  морозы  к  середине  зимы  усиливаются. И  согреть  птиц  может    только  еда.

Воспитатель:

- Какую сногсшибательную весть рассказала Сорока Воробью и Синичке?

(Про кормушки) Слайд6

Воспитатель:

- Корма  для птиц зимой мало. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Поэтому их надо кормить.

Люди устраивают птичьи столовые, кладут туда корм.

-Чем можно покормить птичек? (ответы детей).

Дидактическая игра «Птички на кормушках» Слайд7

(Вывешивается одна из кормушек. К кормушке прикрепляются разгаданные  «птички»)

- Сейчас мы будем строить птичью столовую. (У детей сложенные картинки птиц) Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку»

- Мы положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Слайд8

В понедельник прилетели небольшие серо-коричневые птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?  (Воробьи).

-Чем питаются воробьи?

- Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?  (Синицы).

-Чем питаются синицы?

- В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели и клевали ягоды рябины. Кто это?   (Снегири).

- Чем питаются снегири?

- В четверг на кормушке обедали большие птицы, их много. Они бывают белые, серые, голубые, черные. Птицы съели крошки и семечки Кто это?   (Голуби).

-Чем питаются голуби?

- В пятницу обедали птицы с белыми боками и длинным хвостом. Ели все. Кто это?  (Сороки).

-Чем питаются сороки?

- В субботу и воскресенье прилетели большие серо-черные птицы и тоже все съели. Кто это?  (Вороны).

-Чем питаются вороны?

Воспитатель:

-Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют).

-Какие это птицы? (зимующие).

Воспитатель:

На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады и  огороды. Я у дома тоже повесила кормушку и подкармливают птиц. Слайд9

Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь.  Давайте послушаем, как поют птицы и отгадаем, кто это поёт. Слайд10

 Упражнение «Послушай и повтори».

(включается запись с голосами зимующих птиц)

Звукозапись ВОРОНЫ.

Д.: Это ворона. Она каркает.  «Кар-кар»

        

Звукозапись ВОРОБЬЯ.

Д.: Это воробьи. Они чирикают. «Чирик-чирик»

Звукозапись СИНИЦЫ.

Д.: Это синица. Она свистит. «Цень – цень»

Звукозапись ГОЛУБЯ.

Д.: Это голубь. Он воркует. «Гу – гу»

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру на внимание «Какой птички не стало? »

( Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»)

Итог занятия Слайд11

- О каких птицах мы сегодня говорили?

-Назовите их.

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

Но самое главное, что вы должны запомнить из сегодняшнего занятия – это то, что зима для птиц – самое трудное время года и главную помощь птицам могут оказать люди, постоянно подкармливая их.

 

 (Резервное время)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

 Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)

 Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.

 Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)

 Что неправильно и почему? – макароны это продукты.

 Прилетели птицы: голуби, лисицы (дети хлопают)

 Что неправильно и почему? – лисицы это животные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....

Экологические группы птиц. Птицы города.

Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда  в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Воспитательское занятие, Классный час Птицы нашего леса 1-2 класс

Воспитательское занятие, Классный час для начальной классов....