Тематическая игра "Забавы Снеговика"
учебно-методический материал по теме

Пышкарова Марина Альбертовна

Участники: учитель-логопед (Зима), воспитатель (Снеговик), дети подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Цель – активизировать познавательную деятельность детей.

Задачи:

- продолжать учить детей употреблять в речи сложные предложения со значением противопоставления, используя союз а;

- упражнять в образовании родственных слов (снег, снеговик, Снегурочка, снежок, снежинка) и сложных слов (снегопад, снегокат, снегоход);

- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, опираясь на план-схему;

- развивать логическое мышление на основе разгадывания загадок;

- творческие способности и воображение в процессе дорисовывания недостающих элементов;

- корригировать зрительную память, внимание и восприятие посредством запоминания рисунков, выделения в них сходств и отличий;

- воспитывать у детей доброжелательность по отношению друг к другу, умение работать в коллективе;

- вызвать эмоциональный отклик.

Оборудование:

- демонстрационный материал: схематическое изображение ёлки из геометрических фигур; сетка для кроссворда; 2 картинки с отличающимися снеговиками; планы-схемы; схематический рисунок-образец «санки»; снеговики-конверты с заданиями; пять предметных картинок (гармошка, окна, рукавицы, коньки, азбука); 7 снежинок, на обороте которых картинки (Снегурочка, снеговик, снежок, снежинка, снегопад, снегокат, снегоход); разрезное изображение снеговика;

- раздаточный материал: цветные и простые карандаши, счетные палочки, дидактические задания-карточки по количеству детей.

В ходе игры звучат фонограммы «Времена года» П.И. Чайковского и «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра "Забавы Снеговика"47 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая игра «Забавы Снеговика»

Участники: учитель-логопед (Зима), воспитатель (Снеговик), дети подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Цель – активизировать познавательную деятельность детей.

Задачи: 

- продолжать учить детей употреблять в речи сложные предложения со значением противопоставления, используя союз а;

- упражнять в образовании родственных слов (снег,  снеговик, Снегурочка, снежок, снежинка) и сложных слов (снегопад, снегокат, снегоход);

- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, опираясь на план-схему;

- развивать логическое мышление на основе разгадывания загадок;

- творческие способности и воображение в процессе дорисовывания  недостающих элементов;

- корригировать зрительную память, внимание и восприятие посредством    запоминания рисунков, выделения в них сходств и отличий;

- воспитывать у детей доброжелательность по отношению друг к другу, умение работать в коллективе;

- вызвать эмоциональный отклик.

 Оборудование:

- демонстрационный материал: схематическое изображение ёлки из геометрических фигур; сетка для кроссворда; 2 картинки с отличающимися снеговиками; планы-схемы; схематический рисунок-образец «санки»; снеговики-конверты с заданиями; пять предметных картинок (гармошка, окна, рукавицы, коньки, азбука); 7 снежинок, на обороте которых картинки (Снегурочка, снеговик, снежок, снежинка, снегопад, снегокат, снегоход); разрезное изображение снеговика;

- раздаточный материал: цветные и простые карандаши, счетные палочки, дидактические задания-карточки по количеству детей.

     В ходе игры звучат фонограммы «Времена года» П.И. Чайковского и «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Ход игры

Дети входят в кабинет (зал), их встречает Зима:

Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кто я?

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома…

Зовут меня…

Зима:

За что вы любите зиму?

Дети перечисляют любимые зимние забавы.

Зима:

Да, я не даю скучать детворе, вижу – любите вы зиму. А знаете ли вы приметы зимы и других времён года?

Составление сложных предложений со значением противопоставления

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:

– Зимой бывает снегопад, а осенью….
– Зимой бывает снег, а летом…
– Зимой снег падает, а весной…
– Зимой лес спит, а весной…

– Зимой бывает холодно, а летом…
– Зимой деревья белые, а осенью…

– Зимой катаются на санках, а летом…
– Зимой растут сугробы, а летом растут…

– Молодцы, ребята! Порадовали меня своими знаниями. А я пришла к вам не одна, а со своим другом. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто он.

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка-нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

Входит Снеговик:

Здравствуйте, ребята! Я много раз видел вас на улице, знаю, что вы очень дружные и умелые. Поэтому я  решил поиграть с вами. Посмотрите, сколько снеговичков вокруг вас, у каждого из них своя загадка.

Зима:

А я замела все дорожки к ним. И только с помощью схем вы сможете найти к ним путь.

Снеговик:

 За каждое правильно выполненное  задание я буду давать вам часть моего портрета. Если все задания будут выполнены правильно, то у вас останется на память мой портрет.

Детям выдаётся первая план-схема. Дети находят первого снеговика с заданием.

(Зима и Снеговик по очереди объясняют последующие задания).

Снеговик

«Сосчитай, сколько треугольников в ёлке» 

На доске схематическое изображение ёлки из геометрических фигур. Дети считают количество треугольников, замаскированных в ёлке.

*После выполнения каждого задания детям выдаётся деталь снеговика и новая план-схема, обозначающая место очередного снеговичка.

Зима

«Волшебные снежинки»

На обороте каждой снежинки – родственное слово к слову снег. Снежинка переворачивается только тогда, когда дети подбирают правильный ответ.

*Детям выдаётся очередная деталь снеговика и новая план-схема.

Снеговик

«Помоги снеговикам найти своё ведро»

Каждый ребёнок на своём листочке соединяет линией снеговика с соответствующим ему ведром. *

Зима

«Слово спряталось»

На доску выставляются пять предметных картинок, по первым звукам которых дети должны собрать новое слово (ГОРКА). *

Снеговик

«Смастери санки» 

Дети (индивидуально) выкладывают санки из счетных палочек по рисунку-образцу. *

Зима

Динамическая пауза – координация речи с движением «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.        

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежный ком.)

Он превратится в толстый ком,

(Останавливаются «рисуют» двумя руками ком.)

И станет ком снеговиком.

(«Рисуют» снеговика из трёх кругов разного размера.)

Его улыбка так светла!

(Показывают руками на лице улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)

Но солнце припечет слегка —

(Медленно приседают.)

Увы! — и нет снеговика.

(Пожимают плечами, разводят руками.)               

Зима

«Найди отличия» 

На доске две картинки с отличающимися снеговиками (одна лицом к детям, другая – отвернута). Дети запоминают первую картинку, затем её отворачивают, а поворачивают другую. Дети по памяти находят отличия.*

Снеговик

«Найди одинаковые снежинки» 

Каждый ребёнок на своём листочке соединяет линиями одинаковые снежинки.*

Зима

«Кроссворд» 

1. Растёт она вниз головой,

    Не летом растёт, а зимой,

    Но солнце её припечёт –

    Заплачет она и умрёт.

2. Есть, ребята, у меня

    Два серебряных коня.

    Езжу сразу на обоих.

    Что за кони у меня?

3. Покружилась звёздочка

    В воздухе немножко,

    Села и растаяла

    На моей ладошке.

4. Меня хлопали лопатой,

    Меня сделали горбатой,

    Меня били, колотили,

    Ледяной водой облили.

    И скатились все потом,

    С моего горба гуртом.

5. У избы побывал –

    Всё окно разрисовал,

    У реки погостил –

    Во всё реку мост мостил.

6. Кто бросает снег в лицо,

    Наметает на крыльцо?

    Кто в трубе печной завыл?

    Кто ворота отворил?

7. Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки,

    Радость людям подарила

    И на санках прокатила.

8. Всё лето стояли,

    Зимы ожидали.

    Дождались поры –

    Помчались с горы.

Каждая отгадка соответствует строке кроссворда (сосулька, коньки,  снежинка, горка, мороз, ветер, зима, санки). В кроссворде появляется ключевое слово – снеговик.*

Снеговик

«Собери снеговика»

   Получив последнюю деталь, дети выкладывают на полу целое изображение снеговика.

Зима предлагает детям нарисовать на память Снеговику подарки.

«Подарки для снеговика»

   Дети дорисовывают недостающие элементы по своему замыслу на листах с незаконченными предметными рисунками, дарят рисунки Снеговику.

   Зима и снеговик благодарят детей за активное участие в играх, спрашивают об их впечатлениях от игры, вручают им угощение. Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Снеговик в лесу"

открытое занятие для учащихся...

Урок по ИЗО. Тема "Снеговик"

Урок во 2 классе. Во время урока дети не только рисуют, но и при этом слушают красивую музыку, запоминают геометрические термины и конечно же фантазируют....

"приключения снеговика" сценарий новогоднего утренника

сценарий предназначен для детей младших классов. Учит детей бережному отношению к природе, к ёлкам....

Фронтальное занятие по лексической теме «Зимние забавы. Снеговик» для детей подготовительной коррекционной группы с ФФН.

Фронтальное  занятие  для  детей  подготовительной  группы, в  качестве  закрепления  пройденного  материала  и  профилактики  дислексии....

Урок по ИЗО в подготовительном классе "Рисование снеговика"

Урок ориентирован на детей с выраженным недоразвитием интеллекта....

тематическое занятие на тему снеговик для 1 класса

Данный материал я использовала для проведения открытого занятия с детьми с Задержкой психического развития. В комплект предлагается конспект, самоанализ и презентация...

Краткосрочный проект к всемирному дню Снеговика "День Снеговика"

Предварительная работа с детьми по ознакомлению со сказочным героем Снеговиком....