Урок русского языка
план-конспект урока на тему

План-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx57.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в условиях малокомплектности

в 6,8 специальных (коррекционных) классах

Кычина Наталья Анатольевна,

учитель специальных (коррекционных) классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

пст. Нижняя Омра 

2014 г.

Тема: Части речи.

Тема: Имя прилагательное.

Цели урока

  1. Образовательные – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
  2. Развивающие – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательные - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Образовательные: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; закрепление знаний о синонимах, антонимах, о словообразовании имен прилагательных.

Развивающие: развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, совершенствование устной и письменной монологической речи, формирование орфографической зоркости, речевой культуры.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств, любви к знаниям, русскому языку.

Здоровьесберегающая:

  1. обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У нас сегодня не совсем обычный урок,  на нем присутствуют гости. Я надеюсь, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом.

А сейчас отгадайте загадку. (слайд)

  1. Проверка творческого домашнего задания.

Пропеть песенки по командам про солнышко.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

  1. Минутка чистописания

Сегодня во время  минутки чистописания мы будем писать букву,

которая обозначает согласный, глухой – парный звук и в слове солнце произносится первым.

Посмотрите в зеркальце и скажите, где находится язычок при произношении звука С?

Артикуляционная гимнастика

«Хомяк» – надуваем щёки. Слайд
«Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Сердитая кошечка» – язычок прячем за нижние зубы, и удерживаем его за зубами.
Слайд
«Насос» – произносим звук «С» длительно на одном выдохе: с – с – с – с…

Развитие фонематического слуха

а) Отложи фишку, когда услышишь «С»:

Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.

б) Хлопни, когда услышишь слог «Со»:

Зо – Со – Шо – Су – Са – Цо – Со – Шо – Со – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со

в) Подними синюю карточку, услышав слова, в которых есть звук «С» в середине слова

Шапка, оса, зайка, санки, посуда, ботинки, косы, туфли, песок, шуба, осока, цыплёнок, фасоль, санки.

Моторика пальцев рук

Повтори прямые слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:
Со-Со-Со-Со-Со

Повтори обратные слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:

Ос-Ос-Ос-Ос-Ос
Повтори прямые и обратные слоги со звуком «С», «пальчики здороваются с большим пальцем»:

Са-Со-Су-Сы-Сэ

Повтори чистоговорки

ас – ас – ас – покупаем ананас     слайд 
ас – ас – ас – какой вкусный ананас
ус – ус – ус – у ананаса дивный вкус      
слайд
ис – ис – ис – ананасы ест Денис

Прописывание звука С. Слайд

Кто быстрее успел работает по компьютеру «Словарная работа»

  1. Переход к теме урока.

Игра “Найди чужака” слайд

Прочитайте слова и найдите лишнее слово

Солнце

Книга

Кошка

Пенал

Картина

Красная

Синий

Чёрный

Горький

Зелёный

Звенит

Кричал

Шутит

Бежит

Играю

Как называются слова в 1 столбике? Что такое существительное?

Как называются слова во 2 столбике? Что такое прилагательное?

Как называются слова в 3 столбике? Что такое глагол?

Какое общее название можно дать этим словам?

(Части речи) слайд

  1. Постановка цели урока.

А кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем на уроке говорить?

  • Мы будем учиться распознавать части речи,
  • Различать имена  существительные среди других частей речи.
  • Соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета.

Игра “Собери домики”.

Но вот беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики.

http://festival.1september.ru/articles/611716/img1.gif

Проверка по слайду после цели 4 класса

Мы сегодня остановимся на имени существительном слайд

2. Работа по учебнику стр 44 упр 74

Правило

– Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдет разговор.  слайд

     Я слово ищу,     необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его … («Имя прилагательное»).

 Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным.

Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

Научимся определять род и число имен прилагательных.

Подбери прилагательные к существительному солнце.

Изучение темы урока.

Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера,сл. А. Арканова).слайд

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

Работа по карточкам

Найдите существительные, которые отвечают на вопрос кто, что.

 Самостоятельная работа в макрогруппах

Рассмотрите картинки. На какие две группы их можно разделить?

 (животные, овощи и фрукты)

Какие животные обитают в Республике Коми?

1 группа

Рассмотрите картинки, разделите их на 2 группы

2 группа

Прочитайте слова, разделите их на 2 группы

ГРОМ
ПЛАЧЕТ
ЛЕТИТ
ПОГОДА
СВЕТИТ
ТОВАРИЩ
СОЛНЦЕ

Командиры выходят к доске и защищают свои ответы

– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?

У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.

– Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.

Слайд Послушайте сказку «Скромные просители»
и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот
незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

– А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа.

Вместе – служба, вместе – дружба.

Слайд Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными?

В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д.

– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными?

 Какие признаки
берут они у имени существительного? Проведем исследование.

–  РАБОТА В ПАРАХ.

Подставьте имя прилагательное «вкусный» к именам существительным женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа

-ый

-ая

-ое

-ые

вкусный

вкусная

вкусное

вкусные

арбуз
(м. р.)

груша

(ж. р.)

яблоко

(ср. р.)

фрукты

(мн. ч.)

Слайд Делают вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего
рода и в форме множественного числа

– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены?

– Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.

Делают вывод.

– Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.

Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.

Работа по учебнику

Работа по тренажёру.

На память записать все существительные.

На память записать все прилагательные, составить словосочетание и определить род и число прилагательных.

Закрепление.

Работа на карточке

Прочитайте текст. Найдите  прилагательные (4 класс). Подберите к прилагательным противоположные по смыслу, чтобы текст назывался “После дождя” (4 класс). Определите род, число имён прилагательных.

2 класс Подчеркните главные члены предложения и подпишите части речи.

Перед дождём.

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над островом. Слышатся сильные раскаты грома.

После дождя.

____________ ветер дует в лицо. _____________ облака плывут над островом. Слышатся _____________ раскаты грома.

Для Дианы

  1. Дополни текст прилагательными.

Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Дети нашего класса были ________________________. Они давали_____________________________ответы . На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. В гостях у нас сегодня было много______________________ гостей. Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________.

Итог урока, самооценка

  1. Что нового мы узнали на уроке

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

Имя  прилагательное – это  самостоятельная  часть  речи,  которая  обозначает  признак  предмета  и  отвечает  на  вопросы  какой?  чей?

Имя  прилагательное  изменяется  по  родам,  числам   и  зависит  от  имени  существительного.

Домашнее задание

Стр 45 упр 75

Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.

Человек, который «считает ворон» -- _________________________

Человек, у которого «язык без костей» -- _________________________

Человек «без царя в голове» -- ___________________________

Человек, способный «блоху подковать» -- ________________________

Человек, пребывающий «на седьмом небе» -- ________________________

Человек, «втирающий очки» -- _____________________

Человек, способный «заткнуть за пояс» -- ____________________

Стр 154 упр 12

слушатель


м.
1) Тот, кто
слушает кого-л., что-л.
2) Учащийся,
студент некоторых учебных заведений, курсов.

СОЧИНИТЕЛЬ, -я, м. 1. То же, что писатель (устар.). 2. Выдумщик, лгун, придумщик (разг.). || ж. сочинительница, -ы. || прил. сочинительский, -ая, -ое (к 1 знач.).

СЛУШАТЕЛЬ, -я, м. 1. Тот, кто слушает кого-что-н. Внимательный с. 2. В нек-рых учебных заведениях: учащийся, студент. С. военной академии. С. курсов. || ж. слушательница, -ы. || прил. слушательский, -ая, -ое. Слушательская аудитория.

СКАЗИТЕЛЬ, -я, м. Рассказчик народных сказок, исполнитель былин. Народные сказители. || ж. сказительница, -ы. || прил. сказйтельский, -ая, -ое.

СЛАБОВОЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Со слабой волей. С. характер. || сущ слабоволие, -я, ср.

Не обладающий сильной волей, с недостаточной силой воли. Слабовольный человек.

СВОБОДОМЫСЛИЕ, -я, ср. 1. Независимый и свободный образ мыслей (книжн.).2. Отрицание религии с позиций разума и науки (устар.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...