Особенности работы с детьми с ОВЗ
статья

Вафина Люция Модарисовна

Перед современной системой образования во всем мире стоит вопрос, каким должен быть человек XXI века, чтобы  справиться с вызовами времени? С одной стороны, это профессионал высокой квалификации, конкурирующий на рынке труда, с другой – это человек, умеющий адаптироваться к многообразию мира, взаимодействовать с другими, и коммуникабельный, самостоятельно мыслящий и способный к сопереживанию. В первую очередь, подобные изменения должны произойти в сфере образования людей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья (ОВЗ), большинство из которых и нуждается в создании особых образовательных условий. Таким образом, инклюзивное образование  должно стать  шагом к изменению  образовательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ovz.doc73.5 КБ
Microsoft Office document icon statya_vafina_l._m.doc47.5 КБ
Файл statya_vafinoy.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Вафина Л. М.

Россия, г. Казань,

МБОУ «СОШ № 78»

 МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Перед современной системой образования во всем мире стоит вопрос, каким должен быть человек XXI века, чтобы  справиться с вызовами времени? С одной стороны, это профессионал высокой квалификации, конкурирующий на рынке труда, с другой – это человек, умеющий адаптироваться к многообразию мира, взаимодействовать с другими, и коммуникабельный, самостоятельно мыслящий и способный к сопереживанию. В первую очередь, подобные изменения должны произойти в сфере образования людей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья (ОВЗ), большинство из которых и нуждается в создании особых образовательных условий. Таким образом, инклюзивное образование  должно стать  шагом к изменению  образовательной системы.

 Образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития: меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации; меньшим объемом информации, сохраняющимся в памяти; недостатками словесного опосредствования, недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленным темпом психического развития в целом; повышенной утомляемостью. (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Г.Я. Трошин, Ж.И. Шиф).

В МБОУ «СОШ №78» Приволжского района г. Казани наряду со здоровыми детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.  Я считаю, необходимо сделать все для того, чтобы дети с ОВЗ получали   прочные знания, умения и навыки по предмету, умели их применять на практике. Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются обучающимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке вырастающей трудности и сложности тем, чтобы обучающийся поднимался по ступеням. Содержание  нового  урока  должно базироваться на предыдущих знаниях.

На уроке использую активные виды деятельности: слушание детьми образцовой речи с многократным повторением, озвучивание текстов (сказок, рассказов) в сопровождении музыкальных произведений, занимательные упражнения.

 Для обогащения словарного запаса у обучающихся, применяю на уроке картинки, рисунки, таблицы, ребусы, кроссворды.

Изучение татарского языка идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения  материала с использованием различных методов, приемов. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности. Живая татарская речь играет ведущую роль при обучении татарскому языку.  Только при успешном изучении татарской речи решаются коммуникативные цели: формируется личность, умеющая понимать, говорить, читать, писать на изучаемом языке. А в том случае, если учитель и ученик работают творчески, результаты будут прекрасны. В процессе диалогической речи   дети  начинают знакомиться и с формулами этикета на татарском языке. Намечаю следующие основные этапы работы над  диалогом: слушание и понимание диалогического образца, воспроизведение образца на разных уровнях: путём имитации по памяти, с видоизменением внутри ситуации и др.

При работе с детьми с ОВЗ, обращаю внимание и на обучение монологической речи. В обучении татарскому монологу  работу начинаю с развития умения высказать одну законченную мысль по данной теме, об указанном предмете, с составления предложения по картине. На следующем этапе высказывания должны состоять из серии предложений различной структуры (составление небольшого рассказа, описания, краткий пересказ прослушанного и др.) На третьем этапе учатся доказывать правильность какого-либо факта, обосновывать своё отношение, давать оценку, уметь рассуждать, аргументировать. При выполнении этих упражнений высказывания обучающихся должны соответствовать заданной теме, быть правильно оформлены  и последовательны по содержанию. Количество предложений в высказывании должно быть достаточным для раскрытия содержания речи.

Как и устная речь, письменная речь является средством общения и объединяет такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо. Развитие письменной речи тесно связано с развитием устной речи. Эти две стороны  единого процесса овладения татарским языком взаимосвязаны и подкрепляют друг друга. Рассмотрим пути обучения чтению и письму на татарском языке для детей с ОВЗ. В каждом учебнике даются тексты для чтения с переводом на русский язык. Тематика текстов приближена к темам уроков. Имеется несколько уровней понимания текста: понимание отдельных слов текста, понимание отдельных словосочетаний и предложений, понимание общего содержания текста, понимание деталей текста. Полное понимание текста настает при наличии всех перечисленных уровней. Назову примеры упражнений  на выявление понимания прочитанного текста:

Выберите из текста определённые абзацы или предложения (по заданию учителя).Найдите в тексте предложения, которые могут служить заголовком текста. Разделите текст на части и озаглавьте их. Найдите в тексте предложения, которые явились бы ответами на вопросы преподавателя. С опорой на текст ответьте на вопросы преподавателя. Выделите основную мысль в тексте. Составьте последовательную серию вопросов к тексту. Составьте план пересказа текста. Выскажите своё суждение по поводу прочитанного.

Наряду с этим имеется группа упражнений по проверке понимания текста. Очень важно, чтобы при чтении татарских текстов учащиеся не боялись незнакомых слов и стремились понять их общее содержание. Поэтому при чтении учащиеся не спешат заглядывать в перевод, а  стараются самостоятельно вникнуть в читаемый текст. Особенно трудно  дается детям с речевыми нарушениями, чтение вслух, поэтому на уроке использую  чтение про себя, так как оно более экономно по времени.

 В письменной речи наблюдается неразборчивость почерка, дисграфия. Это связано со слабостью слухоречевой памяти, недостаточностью модально-специфических видов внимания, восприятия, памяти, фонематического восприятия, кинестетического и зрительного анализа, бедностью сенсорного опыта, ограничением или нарушениями двигательной сферы. В усвоение правописания татарских слов строится в основном практическим путём с учетом слухового, зрительного, моторно-двигательных факторов. На уроках провожу  орфографические упражнения как подготовительного характера, направленные на преодоление трудностей татарской орфографии (произношение и написание слов по образцу, вставка пропущенных букв, дописывание предложений, перевод с русского языка на татарский и т.д.), так и основные упражнения (простое и осложнённое заданием списывание и диктанты: предупредительный, объяснительный, словарный и др.). Из работ, направленных на формирование у учащихся умений излагать свои мысли на заданную тему, можно назвать сочинение и деловые бумаги. Практикую написание сочинений-миниатюр на данную учителем тему, а также писем товарищу, знакомым.

Одним из важнейших моментов урока считаю, использование игровых технологий. Даже застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий. Использование современных информационных средств на уроках татарского языка также помогает усвоению языковых норм. Дети с удовольствием просматривают специальные диски по обучению татарскому языку, выполняют на компьютерах тестовые задания, а также задания занимательного характера. Один метод не может быть ведущим в течение всего урока татарского языка; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с ОВЗ и разнообразие используемых источников познания. При таком подходе осуществляется реализация словесных, наглядных и практических методов обучения татарского языка, что позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал. Вовлечение детей с ОВЗ  на  участие в различные внеклассные мероприятия, проводимых на татарском языке, также даёт свои результаты. Дети  с ОВЗ  совместно со здоровыми детьми инсценируют произведения, рассказывают стихи, исполняют песни, танцы, принимают участие в республиканских конкурсах. Таким образом, при изучении татарского языка с опорой на ситуации общения, учащиеся чувствуют практическую значимость изучения языка, появляется эмоциональная приподнятость и обеспечивается мотивация процесса обучения татарскому языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асадуллин А.Ш. Знай татарский ты язык, знай и русский ты язык.- Казань: Мэгариф, 1997
  2. Асадуллин А.Ш., Юсупов Р.А. Рус телендэ сөйләшуче балаларга татар теле укыту методикасы нигезләре.-Казань: Мэгариф, 19981516.
  3. Бочкарева Л. О проблемах дидактической игры // Начальная школа. - 2003.
  4. Быстрова Е., Баранникова А., Кудрявцева Т. Обучение русских татарскому языку как государственному //Фән һәм мәктәп.-1997.-№1.-С. 27-31.
  5. Гильманов Д.Ш. Особенности введения русскоязычных детей в разговорную татарскую речь на уроках в школе. //Психологическая наука и образование №4, 1997
  6. Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении.-   Казань: Тат. кн. изд-во 1966.        



Предварительный просмотр:

Вафина Л. М.

МБОУ «Гимназия №3 с татарским языком обучения»

Кировского района г. Казани.

Особенности работы с детьми с НОДА на уроках обучения грамоте.

 В МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани наряду со здоровыми детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. При работе с такими детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с ОВЗ испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). У них отмечается отставание в познавательном развитии, они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова.  Обучение грамоте детей с ОВЗ имеет много общего с обучением грамоте детей, не имеющих отклонений в развитии речи, но имеет и множество особенностей. На уроке использую аналитико – синтетический метод, который основывается на изучении произношения слова, выделении ребёнком звуков и слогов в слове, воспроизведении их в словах и отдельно, обозначении звуков буквами и чтении слов из знакомых слогов. При знакомстве  с буквами алфавита, учащиеся  любят заучивать стихи о буквах,  ассоциаций, которые понятны любому ребенку (на что похожа буква);

Изучение звука начинается со стихотворения о букве, в котором изучаемый звук встречается много раз. Часто дети называют предметы, в которых встречается изучаемый звук. При соотнесении звука с буквой использую изображения, ассоциируемые с жизненным опытом ребенка (а-а-а - мама качает малыша, о-о-о - болит зуб у ребенка и т. п.)

На  уроках письма  ребята обводят  изучаемую букву  карандашом нужного цвета, в соответствии со звучанием в слове, штрихуют буквы различными способами на карточках; проводить карандашом по ее контурному изображению на листе бумаги; лепят изучаемую буквами из пластилина, выкладывают из счетных палочек, раскрашивают предмет, где встречается эта буква, обводят пальцем шероховатую букву, называют ее. При изучении шероховатых букв ученик готовит руку к письму, запоминает правильное написание, развивает речь.  Ознакомление учащихся с рукописными буквами провожу постепенно: сначала изучаем строчные и заглавные буквы, мало отличающиеся по начертанию. Затем заглавные буквы сложной конфигурации. Особое внимание уделяю различению букв, сходных по начертанию. Одним из эффективных способов формирования фонематического восприятия, а также подготовки к успешному овладению письменной речью является использование моделирования при анализе и синтезе языковых элементов.  Моделирование состоит из следующих этапов: усвоение и анализ сенсорного материала; перевод его на знаково-символический язык; работа с моделью. [3]. Детям очень нравится составляют предложения, звуко – буквенный анализ слова, а на уроке письма раскрашивать схему в нужные цвета. В случае, если у ребёнка в силу тяжести двигательных нарушений невозможно сформировать графические навыки, провожу обучение работе на компьютере. Чем больше анализаторов задействовано в работе, чем активнее работает память, внимание, восприятие при знакомстве со звуком-буквой, тем выше результаты этой работы. Одним из важнейших моментов урока является использование игровых технологий. Даже застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации игры дети успешно усваивают знания, например, сказочный персонаж или герой мультфильма просит помочь ему и подобрать слова с нужным звуком. Желательно подкреплять слова картинками. Использование игр позволяет вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания. Игры «Догадайся, кто какие звуки издает», «Узнай предмет по звуку», «Какой звук чаще слышим» способствуют развитию фонематического слуха, правильной артикуляции, умению слушать и выделять повторяющиеся звуки. Например:

Са – са - са – слышен шум из колеса.

Се – се – се – это дырка в колесе.

Детям очень нравится составляют предложения, звуко – буквенный анализ слова, а на уроке письма раскрашивать схему в нужные цвета. Хорошим упражнением для тренировки зрительной памяти и  знаний о графическом изображении рукописных букв помогают игры «Допиши буквы», «Буква потерялась»[1] Работа по установлению у учащихся соотношения между звуком и буквой проводится постоянно, т. к. если у школьников с нормальным развитием связь между буквой и звуком возникает довольно просто, то у детей с ОВЗ для ее установления требуется специальная тренировка.  Игры, которые можно использовать при обучении детей грамоте: отобрать картинки, предметы, в названии которых есть изучаемый звук; придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова и др. Для физкультминуток подбираю чистоговорки, скороговорки в которых неоднократно произносится изучаемый звук.

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с ОВЗ проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

  Литература  

  1. Волина В. В. «Занимательное азбуковедение»: Кн. Для учителя – М.: Просвещение. 2010
  2. Горбунова С. Ю. «Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями», М-2017.
  3. Кудрова Т. И. «Моделирования при обучении грамоте» / // Практическая психология и логопедия. – 2006.


Предварительный просмотр:

Вафина Люция Модарисовна, г. Казань

Влияние речевых нарушений детей с ОВЗ на успешное обучение.

Нарушения речи многообразны, они проявляются в произношении, грамматическом строе   и бедности словарного запаса. При письме наблюдается неразборчивость почерка, дисграфия. Это связано со слабостью слухоречевой памяти, недостаточностью модально - специфических видов внимания, восприятия, памяти, фонематического восприятия, кинестетического и зрительного анализа, бедностью сенсорного опыта, ограничением или нарушениями двигательной сферы. Усвоение правописания слов строится   с учетом слухового, зрительного, моторно - двигательных факторов. При дисграфии   дети младших классов с трудом овладевают письмом. Они допускают много орфографических и грамматических ошибок, не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них очень плохой почерк, затрудняются определить, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется ещё и тем, что ребёнок должен правильно уловить определённый звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому А.Н. Корнев пишет: «Обучение грамоте ребёнка с нарушенным речевым слухом – сложная педагогическая задача»

Я свои уроки провожу по определённой системе: использую различные речевые игры, при помощи разрезной или магнитной азбуки для складывания слов, предлагаю выделить элементы слов.  Дети, прежде всего, должны усвоить, как произносятся определённые звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно прибегаю к противопоставлениям: чем отличается твёрдое произношение от мягкого, глухое от звонкого и т.д. Тренировка ведётся путём повторения слов, диктантов, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко - буквенного состава слов. Использую наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв. Привожу примеры дисграфических ошибок моих учеников на уровне буквы и слога, на уровне слов, предложений

Процесс овладения письмом вызывает наибольшие трудности именно у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при оценивании работ. Это поможет им избежать личностных проблем: смущения, замкнутости и т.д. Учитель должен создать для ребёнка психологически комфортные условия, тогда и будет результат в обучении.
При классно – урочной системе обучения больше внимания уделяю индивидуально-дифференцированному подходу к ученикам, с речевыми нарушениями. Использую пальчиковую гимнастику во время физкультурных минуток. При обучении грамоте, если ребёнок упорно путает и плохо запоминает буквы, непременно задействую тактильные ощущения: лепка; выкладывание из лего-конструктора; «рисование» в воздухе», на спине, на ладошке; аппликация буквы.
 Например, упражнения с перестановкой слогов. Я произношу слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся слово (ЖИ –ЛЫ - ЛЫЖИ, КИ - РА - РАКИ). Далее работу усложняю. Предлагаю детям   составить слово из 3 слогов (КУ- КИ -БИ – КУБИКИ, СА-ГИ-ПО - САПОГИ). Часто прибегаю к подвижным играм, сопровождающимся речью. Проанализировав речевую деятельность и качество обученности некоторых своих учащихся, я пришла к выводу, что у детей с речевым нарушением фонематического слуха, затруднён звуко - слоговой анализ и синтез слов и, следовательно возникают затруднения при овладении элементами письма и чтения.  Большую роль в работе с такими детьми оказывают мне специалисты (психологи, логопеды и дефектологи). Только при совместной, систематической работе всех специалистов возможно успешное обучение и личностный рост.

Список литературы:

  1. Акименко В.А Речевые нарушения у детей М.: изд. Феникс, 2008.
  2. Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок М.: изд. Аркти, 2005
  3. Кольцова М.М. Медлительные дети СПб.: изд. Речь, 2003
  4. Корнев А.Н.  Нарушение чтения и письма у детей СПб.: изд. Речь, 1997.
  5. Корнев А.Н. Обучение грамоте детей с нарушением речи М.: изд. Айрис-Пресс, 2007.
  6. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг СПб.: Кристалл, 1997
  7. Спирова  Л.Ф. Нарушение речи у детей М.: изд. Аркти, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности работы с детьми

применение театральных приемов на уроках иностранного языка...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы.

Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реа­билитации детей с большими по­терями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но ...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках географии

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерноувеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении поразличным причинам.По данным научного це...

"Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего" ( Об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Особенности работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ школе №688 на уроках русского языка и литературы. Наиболее эффективными уроками являются интегрированные. Текстоориентированное обучение способствует речевому ...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

   В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

 В настоящее  время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слух...