Индивидуальное занятие по РСВ и ФП 5 класс II вид
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Ткачёва Алла Анатольевна

Тема индивидуального занятия "1.Звуки  Ч,  Ш-Щ. Правила орфоэпии. Интонация в предложениях различных видов.

 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин (тема «Природоведение»). Текст «На площадке молодняка». Вторая часть занятия (развитие слухового восприятия) проводится с двумя учениками. Занятие сопровождается презентацией. Текст воспринимается в аудиозаписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_5_kl_ii_vid.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по РСВ и ФП

5 класс II вид

Подготовила

Ткачёва А.А.,

учитель-дефектолог

ГБС(К)ОУ

школы-интерната №5

г.о.Тольятти

 (Занятие парами: вторая часть-РСВ проводится с двумя учениками.)

Ученик

Диагноз

Ученик

Диагноз

Тема

Цели

Оборудование            

Максим Н.

сенсоневральна тугоухость  III степени

п/у   65 дБ      л/у   63 дБ

восприятие речи  с/а   до 6,5 м            б/а до 3м

ЗПР

Павел Т.

сенсоневральна тугоухость  III степени

п/у  КИ   61 дБ         л/у   108 дБ

восприятие речи         с/а   4-4,5м            б/а 1,5-1,8м

ЗПР

1.Звуки  Ч,  Ш-Щ. Правила орфоэпии. Интонация в предложениях различных видов.

 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин (тема «Природоведение»). Текст «На площадке молодняка».

1.Автоматизация звука Ч во всех позициях.

2. Дифференциация звуков  Ш-Щ.

3. Закрепление правил орфоэпии.

4. Закрепление умения соблюдать интонацию  в повествовательном, вопросительном, восклицательном  предложении.

5. Закрепление умения различать и распознавать речевой материал  темы и текста на слух.

6.Формирование  умения  ведения  диалога  друг  с другом, умения  задавать вопросы.

8.Развитие памяти, внимания на материале урока.

таблички, картинки, перфокарта,  презентация к I и II части занятия.

Ход занятия

п/п

Речь учителя

Речь и действия учеников

I.

II.

1.

2.

        

                         а)

б)

в)

г)

д)

III.

1.

         2.

        а)

б)          

        

в)

        

г)

        

IV

        

1.

а)

б)

        

2.

3.

4.

IV

Оргмомент

-Здравствуй,  Паша.

-Ты хорошо слышишь? Аппарат работает?

- Послушай, чем ты  будешь  заниматься на занятии:

Будешь повторять звуки ч, ш, щ, работать над интонацией, работать по теме «Природоведение», слушать текст вместе с Максимом. Повтори.

Автоматизация  звука Ч

Работа с профилем звука.

-Возьми перфокарту, дорисуй  положение языка, голосовых связок при звуке Ч, расскажи об этом звуке.

-Верно, молодец!

Произнесение звука Ч в слогах, словах, фразах.

-Запомни  и произнеси слоги

ач-оч-ча-учи

чу-ача-чи-ыч-ча

ича-чо-ач-оч-ача

- Прочитай слова, измени их так, чтобы получилось ласковое слово.

Сумка-…….

Полка -……..

Ложка - ………

Книжка -……

- Вспомни изменение глаголов по лицам, измени глаголы.

Я кричу               молчу         учу

Ты    …….        ……..        ……

Он         ………          ……        ...……

Они        …….        ……………..

-Назови картинки, запомни.

-Послушай, что я не назвала.

Чашка, чайник, мячи, врач, дача, сачок, бабочка.

 - Послушай, как я говорю. Повтори. Правильно изменяй интонацию.

Кончились   бураны.

        

Кончились   метели.

        

Вновь грачи прилетели?

        

Вновь грачи прилетели!

        

И мальчишки с рассвета,  

        

Как ручьи зашумели:

-Вон грачи прилетели?

-Вон грачи прилетели!

-Что ты делал?

Автоматизация  звуков Ш-Щ

Работа с профилями.

-Выбери профили звуков ш, щ

(из 5-ти: ш. ж, щ, ч, ц).

-Скажи, чем похожи чем отличаются звуки ш-щ.

Произнесение звука Ч в слогах, словах, фразах.

-Послушай слоги, повтори, назови слова (картинки) с этими слогами

ша-ща

ыш-ещ-ащ

ещи-ошка

-Назови картинки.

(штукатур, каменщик, шофёр, часовщик, крановщик)

-Назови одним словом.

- Запиши, отхлопай ритм, поставь ударение, нарисуй схему.

-Прочитай правило.

Звук Щ всегда говорим мягко

-Составь предложения из слов и прочитай. (деформированный текст)

-Послушай глаголы, подбери существительные.

чинит            

водит

поднимает

штукатурит

кладёт

-Что ты делал?

РСВ

-Паша, пригласи Максима.

- Как ты слышишь, Максим?

Восприятие речевого материала, связанного с учебной деятельностью учащихся.

-Сейчас вы будете задавать вопросы друг другу по теме «Природоведение».

-Паша, послушай вопрос, задай его Максиму.

-Максим, спроси у Паши….

(во время вопроса учителя первому ученику второй выключает аппарат)

- Назови виды леса.

-Какие растения есть в смешанном лесу?

- Узнай, какое это растение: листочки маленькие, овальные, ствол белый, с чёрными пятнами.

Игра «Лото»

-Вспомните растения сада, огорода, поля.

(У одного ученика карточки с растениями сада, огорода, поля.У другого-карточки с названиями места произрастания растений. 1-ый ученик задаёт вопросы 2-ому за экраном, слушает ответ за экраном, при правильном ответе картинка подкладывается к табличке).

Работа над текстом.

-Какой текст вы слушали  вчера?

-Вспомните название.

-Сейчас будете слушать каждое предложение в записи. Первым повторяет предложение Паша, Максим будет дополнять и помогать Паше.

Текст

Вера Васильевна Чаплина работала в Московском зоопарке. Ей поручили воспитывать малышей. Огородили большую площадку. Вокруг площадки поставили клетки. В каждой клетке - домик для малышей. В домике зверьки ели, а потом отдыхали. Потом малышей выпускали на площадку. Для каждого детёныша свои игры. Медвежата лазают по бревну. Лисёнок играет в мяч. Маленькие бобры купаются в пруду. Зайчики прыгают на площадке. Осенью молодняк переводили с площадки в закрытые помещения. Скучали звери без Веры Васильевны.

Выполнение заданий.

-Задайте вопросы друг другу.

(каждому ученику даётся табличка с вопросами, вопросы задаются за экраном)

Восприятие речевого материала без аппарата.

-Максим, сними аппарат, слушай слова, которые скажет Паша.

(ученик читает слова по табличке)

Итог

-Вы работали активно, старались, молодцы. До свидания.

- Добрый день, А.А.

-Да, работает, я слышу.

Ученик повторяет план занятия.

-При звуке Ч широкий кончик языка вверху за зубами, воздух тёплый, сильный, голоса нет.

- сумочка

- полочка

- ложечка

- книжечка

(картинки переворачиваются и ли убираются)

-Я говорил звук Ч.

Ученик формулирует ответ.

шапка, щавель

ландыш, малыш, лещ, плащ

клещи, кошка

-Это профессии.

∪∪∪, ∪∪

-Стекольщик застеклил окно в доме.

-Сашин папа – опытный шофёр.

-Каменщик возводит стену.

часовщик

шофёр

крановщик

штукатур

каменщик

-Я говорил звуки ш-щ.

-Я слышу хорошо.

Ученики отвечают поочерёдно.

-Это берёза.

Паша:  Скажи, где растёт огурец?

Максим: Огурец растёт на огороде.

Паша: Верно, возьми карточку.(и т.д.)

-Вчера был текст о животных в зоопарке.

-Текст называется «На площадке молодняка»

-Где работала Вера Васильевна?

- Что поручили Вере Васильевне?

-Как устроена площадка?

-Назови игры зверей.

-Ты любишь животных?

-зоопарк, зайчата, купаются-купаться, детёныши

До свидания.

 подчёркнутый речевой материал предлагается на слух


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Индивидуальное занятие по РСВ и обучению произношения в 7 классе (класс со сложной структурой дефекта)

Открытое занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению...

Тематическое планирование индивидуальных занятий по физике в 7 классе

Количество часов в неделю: 0,5часа Полный курс занятий -17 часов   Планирование составлено на основе программы: Программа. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. Ю.И.Дик, В.А.Коровин. – М.: Др...

Рабочая программа индивидуальных занятий по математике в 6 классе

Тематическое планирование включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по данному разделу курса; требования к уровню подготовки выпускников...

Конспект занятия. Индивидуальное занятие по ФП и РСВ (4 класс IIотделение)

В IV классе сформированные навыки распознавания незнакомого по звучанию речевого материала закрепляются при восприятии простых и сложных предложений; дети опознают на слух новые фразы в сочетании с уж...