Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме: "Идет бычок качается."
учебно-методический материал по теме

Сурмак Евгения Михайловна

Идет бычок качается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl_idet_bychok_kachaetsya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПСИХОМОТОРИКЕ И РАЗВИТИЮ

СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ,

данного

учителем – дефектологом

Сурмак Евгенией Михайловной


Тема:

Идет бычок качается.

Цель:

Развитие и коррекция кинестетического восприятия: внутренних ощущений (ощущение мышц), мета—ощущений (ощущение эмоций и чувств).

Задачи:

  1. Дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыхание и движение туловища или конечности.
  2. Тренировка детей в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.
  3. Развитие и коррекция кинестетического восприятия: развитие чувства равновесия и диспетчерской программы при хождении по узкой «тропинке».
  4. Расширение и закрепление знаний о выразительном изображении черт характера человека, порождаемых социальной средой (Эмоция удовлетворения, довольства, Эмоция страха, испуга).

Оборудование:

-- магнитофон,

-- аудиокассета с записью звуков леса,

-- тактильная дорожка,

-- дорожка со следочками.


Ход занятия.

Этап занятия, время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Приме-чания

1. Вводная часть. (5 мин)

1.

Орг. момент.

(1 мин)

В кабинете дети здороваются с педагогом и друг с другом.

Дети здороваются, говорят друг другу ласковые слова. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

Если возникает трудность, сказать что—то «вкусное», «сладкое», «цветочное»)

2.

Актуализация знаний

(4 мин)

Сегодня мы с вами познакомимся с маленькими волшебными человечками и будем с ними играть. Этих человечков зовут лилипутики.

Они такие маленькие-маленькие. Покажите мне, какие они маленькие. Вот какие маленькие бывают гномики.

Еще у них есть длинная-предлинная борода, покажите, какая?

На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат деревянные каблучки?

А на головах у гномиков забавные колпачки с колокольчиками, которые звенят «динь-динь»

Живут гномики в лесу на полянке, где растет много-много цветов.

Педагог показывает рукой какую-то высоту от пола, а детей просит показать еще меньшую высоту. Все меньше и меньше, до самых крошечных.

Дети показываю на себе, какая у них длинная борода.

Дети топают ножками.

Дети «надевают» шапочки и качают головками, «динь-динь».

2. Дыхательная гимнастика. (7 мин)

1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг нюхаем воздух: "нюх-нюх" - раз. Затем делаем три шага - два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух».

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

Схема:

1-й шаг-два «быстрых вдоха»;

2, 3, 4-й шаги — выдох.

2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем. А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх". Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем. Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух».

Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

Схема: дети стоят друг за другом;

на счет «раз» - шаг с поворотом головы направо (налево) и два «быстрых вдоха»;

на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох.

3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: "нюх-нюх". Затем опускаем руку, делаем три шага, и отдыхаем. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».

Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

Схема: дети стоят друг за другом;

на счет «раз» - шаг с поворотом головы вправо (влево) с прикладыванием левой (правой) ладони к уху и два «быстрых вдоха»;

на счет «два», «три», «четыре» -возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт, свободный выдох.

4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара « быстрых вдохов », далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Затем смотрим прямо и делаем три шага. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как это буду делать я».

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

Схема: 1-й шаг - поднимание подбородка, два «быстрых вдоха»; 2, 3, 4-й шаги - голова прямо, выдох.

3. Упражнения стимулирующие, повышающие энергетический потенциал (гимнастика) (8 мин)

Напряженно

(1 мин)

Головкой влево мотнули, наклонили ее подальше к плечику, потянулись, чуть покачали головой, услышали: «динь-динь-динь». Теперь вправо головой склонились, к плечику наклонились, послушали другим ушком: «дзинь-ля, дзинь-ля-ля».

Теперь головку вперед склонили, стараются гномики подбородочком коснуться своей курточки, опять чуть покачали своими головками, послушали: «дили-лили-линь, дили-лили-линь». Назад головку опрокинули, послушали: «динь-дон, динь-дон».

Расслабленно

(3 мин).

Очень весело стало гномикам, стали они головками крутить влево-вправо. Головка у них, как шарик, по плечам катается: «динь-дон, бам-блям, дили-дили-линь!» Чувствуете, гномики, как легко шейка головку катает, какой перезвон идет по всей полянке? «Дзинь-ля-ля, динь-дон, динь-бом!» У всех колокольчики звонко поют, не понять, у кого лучше.

Поединок в кругу

Затеяли гномики силами мериться: кто кого одолеет. Стали кружком вокруг озера, друг другу на плечики обе руки положили, ножки расставили, крепко в пол уперлись ножками, напряглись всем телом, силой от земли налились и давай друг друга руками вниз давить.

Расслабленно

(1 мин)

Руки в воду прохладную опустили, поболтали ими в воде, как будто это не ручки, а две веревочки на плечиках болтаются, встряхнули своими ручками, пальчиками поболтали. И давай волны руками гнать влево - вправо. Ручки прямые, свободно висят, как будто полощутся — влево, вправо, кругом.

Кулачки-молоточки (Медленно)

Разбаловались гномики, давай брызгаться. Кулачки сжали и ну ими молотить по воде: раз! Два! Три!

Быстро-часто

Брызги во все стороны. Весело гномикам. Все быстрее и быстрее кулачками по воде молотят. Да, устали гномики, кулачки уже стучат не так быстро, еле-еле, тихо-тихо. Все.

Обтирание Плавно расслабленно

Обрызгались гномики с головы до ног, промокли. Стали лицо вытирать, ладошечкой — нежно, ласково, а теперь — плечики, ручки, спинку, грудку.

Дети вытирают ладошкой лицо, плечи, руки, живот, ноги.

Педагог показывает, как плавно и мягко движутся руки, как свободны движения у обоих гномиков в паре

Встряхивание (Расслабленно)

Остатки воды с себя стряхнули гномики — раз! — и встряхнулись гномики всем телом. Подпрыгнули чуть-чуть и встряхнулись. Как мама встряхивает постиранный платочек. Раз! Опять сухие.

Ходьба по сенсорной тропе.

И тут наши лилипутики вспомнили о волшебной тропинке, которая окружала их полянку. И решили по ней прогуляться.

4. Упражнения, способствующие сенсорному развитию детей. (5 мин)

Игра

«Идет бычок качается».

Они нагулялись. И решили опять поиграть. Постелили волшебную тропинку. И начали по ней ходить необычным образом.

Сначала дети проходят по доске вперед обычным шагом, расставив руки в стороны. Затем они должены вернуться на старт и пройти по доске боком приставным шагом, затем другим боком, а потом и спиной вперед. Потом этот цикл повторяется, но уже с закрытыми глазами.

Точно так же осваивается ходьба на носочках и на пятках.

После нескольких тренировок ведущий приступает к следующему этапу. После предупреждения он начинает «пугать» игрока, пока тот двигается по скамейке с закрытыми глазами. Это могут быть внезапные громкие свистки прямо над ухом, хлопки в ладоши перед носом. Хорошая помеха - попытка рассмешить ребенка. Можно просто смеяться рядом с ним (не над ним!).

Тренер идет рядом и на всякий случай страхует ребенка, не прикасаясь к нему. Когда ребенок готов упасть со скамейки, а это часто бывает при ходьбе «вслепую», ведущий его придерживает или ловит.

5. Этюд на выражение отдельных качеств характера и эмоций. (5 мин)

Эмоция удовлетворения, довольства.

Теперь можно отдохнуть. Сядем в круг лицом друг к другу. И скажем: «Какие мы молодцы!» Как можно показать, что мы молодцы, что мы собой довольны, что нам приятно:

  • большой палец поднять вверх, остальные сжать в кулачок;
  • мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу;
  • гладим себя по груди, по головке. Вот мы какие ловкие и смелые!

Молодцы!

Педагог показывает, дети повторяют.

Эмоция страха, испуга.

А сначала мы немножко испугались. Правда? Страшно было, что мы можем упасть:

  • сжались все в комочек, застыли;
  • брови подняли вверх;
  • глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться;
  • рот приоткрыли;
  • голову втянули в плечи;
  • руками вцепились в стул, будто боимся упасть;
  • задрожали, зубами застучали;
  • слова сказать не можем. Брр! Как было страшно!

6. Подведение итогов. (2 мин)

Ритуал прощания.

До свидания, мои славные гномики! Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в ваши веселые игры.

Хоровод, хоровод —

Пляшет маленький народ,

Танцевать, дзинь-динь,

Ля-ля-ля,

Мы готовы целый год!

Дзинь-ля-ля,

Дзинь-ля-ля,

Вот так песенка моя,

Ты поешь, а я пляшу,

Шапочкой своей машу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

конспект коррекционно-развивающего занятия по ритмике во 2 классе коррекционной школы

конспект открытого занятия по ритмике в коррекционной школе, с элементами логоритмики, психогимнастики....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...

Конспект коррекционно-развивающего занятия (предметная область «Коррекционные курсы») "Космос. Космические помощники"

Конспект коррекционно-развивающего занятия(предметная область «Коррекционные курсы»)  Тема занятия для детей - Космос. Космические помощники.Методическая тема занятия - Сенсомото...