Статья по использованию народной игрушки как коррекционо-развивающего средства.
статья по теме

Вараксина Марина Леонидовна

В статье представлена актуальность и значение использования средств народного искусства в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи и задержку психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование русской народной игрушки в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

Вараксина М.Л.,

магистрант кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им.М.А.Шолохова.

       В настоящее время процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в  ДОО и школы принял в нашей стране формы широкой инклюзии как государственной образовательной стратегии. На основании «Закона об образовании  города Москвы 2010 г.» и «Закона об образовании в Российской Федерации 2012 г.» лицам с ОВЗ предоставляется возможность получать образование вместе со своими здоровыми сверстниками. На пути реализации этой концепции возникают потребности в новых технологиях и методиках, которые бы подходили  для работы с детьми без ограничений, так и для детей с особыми возможностями. В частности область изобразительной и трудовой деятельности нуждается в расширении методов и технологий, доступных для детей с ограниченными  возможностями и обогащающих коррекционно-развивающую работу с ними.

 Обучение детей ручному труду и занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, правильному восприятию формы и цвета,  оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Особенно следует отметить влияние художественно-эстетического воспитания и изобразительной деятельности на развитие воображения – необходимой основы для становления творческого мышления. Поскольку дети с нарушениями развития имеют недостатки в познавательной деятельности, а их сведения об окружающем мире гораздо беднее, чем у их здоровых сверстников, развитие воображения стимулирует у них стремление к активному познанию, к творчеству, к более свободному и уверенному общению. Коррекционное воздействие средствами искусства оказывает благотворное влияние и на эмоционально-личностную сферу ребенка с проблемами в развитии, об этом свидетельствует практический опыт в области арттерапии и артпедагогики .

 Развитие гармоничной личности не представляется возможным без приобщения к культурному наследию своего народа, поэтому привитие вкуса к народным художественным традициям становится частью важнейшей воспитательной задачи современной педагогики – формирования с самого раннего возраста гражданского самосознания, научение любви к Отечеству и к своему народу. В период, когда духовно-нравственные ориентиры общества претерпевают   значительные изменения, очень важно сохранить здоровое ядро нации: её ментальность, её веру, её традиции. Воспитание в духе патриотизма с ранних лет обеспечивает преемственность поколений и, в конечном счете, сохранность народа. Недостаточность знаний о родной культуре, об истории  своей страны в современном обществе, и  явственная необходимость интеграции внутри общества определяет в некоторой степени выбор использования нами области народного декоративно-прикладного искусства  как средства в коррекционно-развивающей работе.

     Мир народной игрушки кажется нам привлекательным для реализации данных задач. Во-первых - он красочен и выразителен, многозначен и одновременно прост для понимания в любом возрасте и на любом уровне культурного развития. Во-вторых – для разработки коррекционно-развивающей технологии  народная деревянная  игрушка подходит как доступное  в изготовлении и обработке художественными материалами средство. В- третьих, приобщение к  традиции русской народной игрушки  пробуждает интерес к истории и культуре нашей страны,  формирует представления о буднях и праздниках,  об играх и игрушках наших предков.

 Надо отметить, что дополнительным воспитательным моментом является совместная творческая работа с педагогом или родителем, которая вписывается в модель «сотрудничества»,  модель признанную оптимальной для установления продуктивных взаимоотношения с «проблемным» ребенком (Ткачева В.В., Абрамова Г.С.).  Радость, полученная в процессе изготовления игрушки, ситуация маленького успеха в результате  выполненной работы, повышает самооценку ребенка и благотворно влияет на его эмоциональное состояние. Кроме того, выбор, сделанный нами в пользу игрушки как коррекционного средства, продиктован тем, что она является не только артобъектом, но и самодостаточным элементом игры. Помимо того, что игра для дошкольного возраста считается ведущей деятельностью, она также как являет собой творческий акт. «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых воспоминаний, комбинирование их и построение из них новой действительности»-  пишет Л.С.Выготский. Подобное сочетание художественно-эстетического и игрового компонентов позволяет нам предположить, что эффективность коррекционно-развивающей работы  с детьми, имеющими нарушения речи и задержку психического развития, существенно возрастет при включении этих направлений.

    Учитывая эффективность артпедагогических и арттерапевтических методик в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, следует отметить недостаточную разработанность этих методик в области применения народного декоративно-прикладного искусства, а также недостаточное внедрение их в практику ДОО и школ. Неоднозначным на сегодняшний день является отношение к духовно-нравственному воспитанию детей в рамках системы образования, вопросы воспитания личности относят к сфере семейного воспитания, оставляя право выбора нравственных ориентиров за родителями. При этом очевидно, что размытость морально-этических норм, неопределенность ценностей приводит к дезинтеграции общества, частью которого являются дети, вместе с тем в современной России как никогда остро стоит проблема создания консолидированного общества, объединенного общими идеалами, национальными традициями и нравственными ценностями.

 Воспитательный потенциал народной культуры особенно востребован в условиях нестабильности и кризиса общества,  когда естественным становится обращение к народному опыту воспитания – тому опыту, который веками обеспечивал достаточно стабильное и прогрессивное развитие нации. По мнению К.Д.Ушинского: «Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы ни был заманчив образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы». Особенно актуально это высказывание на современном этапе развития специальной педагогической системы в России, когда вызов инклюзии ставит новые задачи и требует поиска новых путей.

Возвращение к истокам  национальной  педагогической культуры,  максимальное использование ее коррекционно-развивающего потенциала, несомненно, обогатит существующую практику обучения и воспитания детей с ОВЗ как в системе специального, так и инклюзивного образования.

      Народная игрушка – это своеобразный мост между реальностью и фантазией, прошлым и настоящим, символ связи поколений. Она представляет собой особую форму культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формируя отношение к действительности и национальный характер.

Литература:

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? М.,1999.

  1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2014.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе. С-Пб, 2011.

  1. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. М.,2012.

  1. Лусс Т.В. Бабенская игрушка: старинная и современная// Творчество в детском саду. М.,2011.

  1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психиче...

Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье  я постралась осветить следующие вопросы:1. Компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей.Чем являются на сегодняшний день информационно-коммуникационные ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. ...

Статья "Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда".

Опубликовано 04.02.2018 - 14:34 - Майорова Елена ВалерьевнаСтатья "Значение театрально-игровой деятельности в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда". Сборник "Актуальные...

Использование различных форм проведения коррекционно-развивающих занятий по нравственному воспитанию

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание....

Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в системе общего образования

Публикация в журнал о современных арт-технологиях в работе педагога-психолога....

«Использование массажных ковриков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Одним из перспективных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в деятельности логопеда  является использование здоровьесберегающих технологий, а именно массажных о...