Статья "Формирование социально значимых навыков у детей с ОВЗ"
статья на тему

Бабич Татьяна Петровна

Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью – это особая группа, нуждающаяся в максимальной помощи окружающих их людей. Основной целью педагогов является обучение учащихся социально значимым умениям, чтобы снизить зависимость ребёнка от взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 4 Василеостровского района

Санкт – Петербурга

Формирование социально значимых навыков

 у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Учитель – дефектолог: Т. П. Бабич

Санкт – Петербург, 2016 г.

Формирование социально значимых навыков

 у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью – это особая группа, нуждающаяся в максимальной помощи окружающих их людей. Основной целью педагогов является обучение учащихся социально значимым умениям, чтобы снизить зависимость ребёнка от взрослого. Среди задач выделяются:

  • отработка навыка поведения в общественных местах (в магазине, парикмахерской и др.);
  • отработка навыка приёма пищи, приёма гостей;
  • закрепление названия денежных купюр, умения детей работать с калькулятором, просить оказать помощь при расчёте за покупку;
  • активизация и закрепление в речи учащихся названий продуктов, выражений: «Сколько стоит?», «Спасибо», «Скажите, пожалуйста», «Заверните, пожалуйста» и т. д.

Решение данных задач возможно с помощью метода ситуационного тренинга или отработка определённых навыков в конкретных жизненных ситуациях.

Ситуационный тренинг – инновационное направление в процессе социализации подростков с ограниченными возможностями. Поэтому мы только начинаем нарабатывать практический материал в этой области. Нами уже разработаны и практически апробированы сценарии занятий по следующим темам: «Магазин», «Магазин игрушек», «Булочная», «магазин – овощи, фрукты», «Поездка в автобусе», «Беседа по телефону», «На приёме у врача», «Посещение кинотеатра».

Работа строится следующим образом.

На первом этапе составляется список ситуаций, в которые включён ребёнок. Эти социальные ситуации можно разделить на три группы: дома, на улице и на социальных объектах. Ниже мы приводим таблицу, в которой перечислены некоторые ситуации.

Социальные ситуации

Дома

На улице

На социальных объектах

Один дома

В транспорте

Магазин

Звонят в дверь

Встреча с незнакомым

Почта

Я заболел

Агрессия со стороны незнакомых людей

Собес

В доме

Аптека

Школа

Сберкасса

Поликлиника

Это далеко не полный перечень.

Следующий шаг – смоделировать ситуации в условиях школы. Так родилось занятие «Радушный хозяин». В основу положена ситуация покупки продуктов и приёма гостей. Важным моментом является осмысление действия ребёнком, то есть он должен знать, зачем он покупает продукты. С одной стороны, чтобы позаботиться о других, пообщаться, с другой стороны, чтобы поесть самому. Обучающиеся получили возможность выполнить социально и лично значимое осмысленное действие.

Решение специально смоделированных проблем развивает у обучающихся жизненно важные навыки, чтобы, став взрослыми, они смогли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в производственных условиях несложные трудовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем пространстве.

В ходе проведения ситуационных тренингов происходит определённое развитие личностных качеств у детей с ограниченными возможностями. Они становятся более инициативными и самостоятельными, адекватно ведут себя в различных бытовых ситуациях, многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. В результате проведения такой работы у обучающихся появляется некоторая способность критически оценивать выполненную деятельность. Можем отметить, что ситуационные тренинги, организованные с учётом индивидуально – типологических особенностей учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под руководством педагога, способствуют тому, что учащиеся начинают вступать в невербальное и вербальное общение и учатся оказывать помощь друг другу в различных бытовых ситуациях.

В ходе таких социальных занятий учащиеся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью знакомятся с работой транспорта, почты, предприятий торговли, то есть обучаются умению ориентироваться в окружающем мире: пользоваться транспортом, вести себя в общественных местах, извлекать необходимую информацию из объявлений и указателей и т. д. Приобретённые знания способствуют расширению социального опыта детей и облегчению процесса интеграции их в общество.

Ситуационные тренинги содействуют развитию познавательной деятельности учащихся и направлены на совершенствование их разговорной речи. Для проведения ситуационного тренинга специально подбираются ситуации, в которых от ребёнка потребуются самостоятельные действия. Например: приём гостей, покупка продуктов, разговор по телефону и т. д. Для разыгрывания ситуации мы, педагоги, пишем специальный сценарий, где подробно описаны действия ребёнка, окружающих его людей, речевые обороты, схемы передвижения. Во время таких занятий дети усваивают слова, которыми будут пользоваться в быту или работе. Обстановка, в процессе которой учащимся сообщается речевой материал, а также содержание их предметно – игровой деятельности помогают пониманию значения слов и побуждают к диалогу. При этом ситуационный тренинг может служить средством частичного пополнения речевого материала в опыте детей. Учебно – игровые ситуации должны отвечать ряду требований:

  • вызывать интерес у воспитанников;
  • строиться с учётом жизненного опыта детей, при этом тематика этих ситуаций должна быть близка и понятна ученикам с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью;
  • соответствовать речевому развитию учащихся.

Содержание ситуационных тренингов мы продумываем с учётом речевых возможностей учащихся указанной категории. Часто многие из них на начальных этапах обучения не могут сами вести диалог. Тогда речевое общение протекает сопряжённо с учителем или разыгрывается тремя учениками: робкий, необщительный учащийся ведёт свою роль вместе с инициативным, общительным.

Они вместе отвечают на вопросы третьего участника игры. Если некоторых учеников всё же не удаётся включить в общение друг с другом, то следует предоставить им право участвовать в распределении ролей, привлекать их к обсуждению полученных результатов.

Предлагаемый учителем образец – диалог усваивается учениками путём многократного его повторения в различных ситуациях. Рекомендуется возвращаться к одному и тому же материалу в течение учебного года несколько раз, чтобы учащиеся лучше его усвоили. При этом закрепление речевых навыков обязательно сопровождается пополнением словарного запаса. Речевая активность у детей выражена крайне слабо и быстро исчерпывается. Поэтому в диалоге необходимо постоянно активизировать воспитанников системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: «Попроси … Скажи … Обратитесь к товарищу …» и т. п.

Считаем, что метод ситуационного тренинга эффективен, и мы будем продолжать работу в этой области.

Список литературы

  1. Шипицина Л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. – СПб., 2000.
  2. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь особому ребёнку. –СПб., 1988.
  3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой методики как средства формирования иноязычных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель применения технологии игровых  форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у дошкольников через разнообразные игровые формы обучения...

Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

В этой статье говорится о том, как развиваются графические навыки у дошкольников с нарушениями зрения и речи....

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

"Развитие изобразительных навыков у детей с ЗПР в процессе использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Консультация для воспитателей и педагогов реабилитационного центра. Работая с детьми  с задержкой психического развития, я пришла к выводу, что развитие у них  изобразительных навыков...