Рабочая программа логопедических занятий
рабочая программа на тему

Сулейманова Нурия Суджаятовна

Рабочая программа рассчитана на совершенствование речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в первых классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

(Образовательное учреждение)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на __________ учебный год

Класс(ы): 1а, 1б,1 в,1 г,1 д.

Предмет: коррекционно-развивающие логопедические занятия.

Учебник: Успенская Л.П., Успенский М.Б. – Учитесь правильно говорить. В 2-х частях. – М.: Просвещение,  1995

Учитель: Сулейманова Нурия Суджаятовна

Количество часов по учебному плану: 3 часа в неделю

Всего 99 часов ( из них 12 часов – обследование, 87 часов – коррекционные занятия)

ПРОВЕРЕНО:

Заместитель директора по УВР:

___________________________

___________________________

«___»_________________20__г.

Пояснительная записка к программе

Логопедические занятия

Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является программой дополнительного образования в соответствии с ФГОС.

Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы:

Образовательная область: «Русский язык»

Программа разработана с опорой на методические системы работы А.В.Ястребовой,  Т.П.Бессоновой.

Рабочая программа рассчитана на учащихся первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на один учебный год.

Программа разделена на 2 коррекционных этапа.

Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:

Цель программы: Коррекция нарушений устной речи  у детей, повышение успеваемости по русскому языку.

Задачи:

  • правильная классификация имеющихся дефектов устной речи;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • воспитание чувства ответственности к учебной деятельности.
  • исправление недостатков звуковой стороны речи;
  • восполнение пробелов в развитии лексического запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • формирование связной речи.
  • воспитывать чувство языка, способствовать успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом.

Требования к результатам освоения предмета:

По завершении I этапа у учащихся  должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; 

  • поставлены и отдифференцированны звуки;

  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
  • уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения;
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе слова- термины;
  • уточнены значения имеющихся слов и обогащен словарный запас путем накопления новых слов;

Учащиеся должны уметь:

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
  • отличать гласные звуки и буквы от согласных;
  • распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы; 
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и,  ю, я;
  • делить слово на слоги;
  • выделять в слове ударный слог;
  • правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
  • пересказывать несложные тексты.

К концу II этапа учащиеся должны знать:

  • значения имеющихся в лексическом запасе слов;
  • различные способы словообразования;
  • значения используемых синтаксических конструкций;
  • названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
  • названия и определения членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в морфологическом составе слова;
  • пользоваться различными способами словообразования;
  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов (выделять окончание, корень, приставку, суффикс). Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
  • дифференцировать понятия «предмет», «действие», «признак»;
  • согласовывать  числительное с частями речи;
  • изменять слова – признаки по родам в единственном числе в соответствии с родом слова – предмета;
  • изменять слова – действия по временам и в прошедшем времени по родам;

Требования к уровню достижений обучающихся

Предметными результатами коррекционно-развивающего процесса являются знания и умений, приобретенные в ходе обучения.

Учащиеся научатся:

  • правильно произносить, различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
  • производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи;
  • различать родственные (однокоренные) слова;
  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
  • использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
  • осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

Личностными результатами коррекционно-развивающего процесса являются следующие умения:

- осознавать роль развития речи в жизни людей;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).

Средством достижения этих результатов служат материал, используемый на занятиях.

Метапредметными результатами коррекционно-развивающего процесса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;

- проговаривать выполненные действия на занятии;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем-логопедом плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в логопедических тетрадях и используемой на занятиях литературе (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя-логопеда;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться со сверстниками совместно с учителем-логопедом о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Схема-план коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи

Этапы коррекционной работы

Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития у детей

Грамматические термины, используемые на занятиях

Содержание коррекционной воспитательной работы

I ЭТАП

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова Коррекция дефектов произношения.

Звуки и буквы, гласные и согласные; слог; твердые и мягкие согласные; разделительный Ь; Ъ, звонкие и глухие согласные; ударение; двойные согласные

Формирование навыков организации учебной работы, Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

II ЭТАП Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка

1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

2. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.

Состав слова: корень слова, однокоренные слова, окончние, приставка., суффикс; приставки и предлоги; сложные слова; род существительных и прилагательных, число, падеж

Число, время глаголов, безударные гласные

Формирование навыков организации учебной работы, Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

Календарно-тематическое планирование

коррекционной работы.

Речевое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Классы: 1

Учитель-логопед: Сулейманова Н. С.

Количество часов: обследование-12 ч., коррекционные занятия-87 ч.

Всего:99  ч.                  В неделю: 3 ч.

Планирование составлено на основе: А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

Темы занятий

Дата по плану

Дата по факту

1-6.

Обследование устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения речи

Слово. Предложение. Речь.

Универсальные учебные действия:

- уточнение понятий звуки – буквы, слово – предложение, речь.

-строение и функции речевого аппарата.

-ударение.

-гласные и согласные.

- учет позиции других людей, партнеров по общению.

7.

Речь и предложение.

8.

Речь и предложение.

9.

Предложение и слово.

10.

Предложение и слово.

11.

Звуки речи.

12.

Звуки речи.

13.

Звуки речи.

14.

Гласные звуки (и пройденные в классе буквы).

15.

Гласные звуки (и пройденные в классе буквы).

16.

Уточнение артикуляции и звучания звуков. Строение и функции речевого аппарата

17.

Уточнение артикуляции и звучания звуков. Строение и функции речевого аппарата

18.

Деление слов на слоги.

19.

Деление слов на слоги.

20.

Ударение.

21

Ударение.

22.

Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).

23.

Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).

24.

Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).

25.

Твердые и мягкие согласные.

26.

Твердые и мягкие согласные.

27.

Твердые и мягкие согласные.

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Универсальные учебные действия:

-дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными.

-соотнесение согласных звуков с символами для их обозначения на письме.

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

28.

Звонкие и глухие согласные.

29.

Звонкие и глухие согласные.

30.

Звонкие и глухие согласные.

31.

Звуки П и П. Буква П.

32.

Звуки П и П. Буква П.

33.

Звуки Б и Б'. Буква Б.

34.

Звуки Б и Б'. Буква Б.

35.

Дифференциация Б-П. (Б'-П’’)

36.

Дифференциация Б-П. (Б'-П’’)

37.

Дифференциация Б-П. (Б'-П’’)

38.

Звуки Т и Т. Буква Т.

39.

Звуки Т и Т. Буква Т.

40.

Звуки Д и Д'. Буква Д.

41.

Звуки Д и Д'. Буква Д.

42.

Дифференциация Т-Д. (Т'-Д).

43.

Дифференциация Т-Д. (Т'-Д).

44.

Дифференциация Т-Д. (Т'-Д).

45.

Звуки К и К'. Буква К.

46.

Звуки К и К'. Буква К.

47.

Звуки Г и Г’. Буква Г.

48.

Звуки Г и Г’. Буква Г.

49.

Дифференциация К-Г. (К'-Г1).

50.

Дифференциация К-Г. (К'-Г1).

51.

Дифференциация К-Г. (К'-Г1).

52.

Звуки С и С. Буква С.

53.

Звуки С и С. Буква С.

54.

Звуки и 3'. Буква 3.

55.

Звуки и 3'. Буква 3.

56.

Дифференциация С-3. (С'-З).

57.

Дифференциация С-3. (С'-З).

58.

Дифференциация С-3. (С'-З).

59.

Звук Ш и буква Ш.

60.

Звук Ш и буква Ш.

61.

Звук Ж и буква Ж.

62.

Звук Ж и буква Ж.

63.

Дифференциация Ш-Ж.

64.

Дифференциация Ш-Ж.

65.

Дифференциация Ш-Ж.

Свистящие и шипящие звуки.

Универсальные учебные действия:

-закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках.

-дифференциация свистящих и шипящих звуков.

-соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

-планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций, участников, способов взаимодействия.

66.

Дифференциация С-Ш.

67.

Дифференциация С-Ш.

68.

Дифференциация С-Ш.

69.

Дифференциация Ж-3.

70.

Дифференциация Ж-3.

71.

Дифференциация Ж-3.

Дифференциация соноров.

Универсальные учебные действия:

-дифференциация звуков Р-Рь, Л-Ль в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.

-соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

-управление поведением партнера – контроль, оценка его действий.

72.

Звуки Р и РБуква Р.

73.

Звуки Р и РБуква Р.

74.

Звуки Л и Л'. Буква Л.

75.

Звуки Л и Л'. Буква Л.

76.

Дифференциация Р-Л. (Л'-Р).

77.

Дифференциация Р-Л. (Л'-Р).

78.

Дифференциация Р-Л. (Л'-Р).

Свистящие и шипящие звуки.

Универсальные учебные действия:

-знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки.

-дифференциация свистящих и шипящих звуков.

-соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

-умение слушать педагога и товарищей,  вступать в диалог.

79.

Звук Ч и буква Ч.

80.

Дифференциация Ч-Т

81.

Дифференциация Ч-Т

82.

Звук Щ и буква Щ.

83.

Дифференциация Щ-С.

84.

Дифференциация Щ-С.

85.

Дифференциация Щ-Ч.

86.

Дифференциация Щ-Ч.

87.

Звук Ц и буква Ц.

88.

Дифференциация Ц-С.

89.

Дифференциация Ц-С.

90.

Дифференциация Ц-Т.

91.

Дифференциация Ц-Т.

92.

Дифференциация Ц-Ч.

93.

Дифференциация Ц-Ч.

94-99.

Обследование устной и письменной речи учащихся

Список использованной литературы

  1. Андреева Н.Г. – Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях./ под редакцией Р.И Лалаевой – М.: Владос, 2008

  2. Гегелия Н.А.– Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М.: Владос, 2001

  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. – Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007

  4. Ефименкова Л.Н. – Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991

  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. – Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991

  6. Ефименкова Л. Н., Садовникова И.Н. – Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972

  7. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: 1996/Пост.: А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова.

  8. Кукушин В.С. – Логопедия в школе: Практический опыт. – Ростов – на –Дону, МарТ, 2005

  9. Успенская Л.П., Успенский М.Б. – Учитесь правильно говорить. В 2-х частях. – М.: Просвещение,  1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий.ФФНР(ФНР)1 полугодие

Название предмета   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...

Рабочая программа логопедических занятий. ФФНР(ФНР) 2 полугодие

Название предмета   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...

Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 1 год обучения

Общее недоразвитие речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану  90 часовИз них на:1...

Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 2 год обучения

Нарушения чтения и письма, об. общим недоразвитием речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс  2-ой год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану...

Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида

Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....

Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и...

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...