Конспект занятия "Родственные и однокоренные слова"
план-конспект на тему

Ерышева Ольга Николаевна

занятие для детей 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodstvennye_odnokorennye_slova_-_kopiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

             ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

       

     

              КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

   ТЕМА: « РОДСТВЕННЫЕ И

             ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

             УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД     ЕРЫШЕВА ОЛЬГА    

                                                                       НИКОЛАЕВНА

   

                             г. Дзержинск, 2016год

                     

ЗАДАЧИ

Образовательные:

- закреплять понятия о родственных  и однокоренных словах и корне как значимой части слова;

- продолжать учить нахождению родственных слов (на основе двух основных признаков) и выделению общей части слов (корня);

- учить выделять «лишнее слово в ряду предложенных и аргументировать свой ответ.

Коррекционно-развивающие:

- расширять активный и пассивный словарь(за счёт родственных и однокоренных слов), связную речь;

- смысловую и образную память;

- стимулировать творческое воображение, формировать гибкость мыслительных процессов (при анализе языкового материала).

Воспитательные:

- воспитывать интерес к родному языку, любознательность;

- формировать творческую активность, навыки культуры общения.

Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе слово, родственное ответу.

- Кто летает на самолете и управляет им?

- Кто плавает на морских кораблях?

- Кто работает на заводе?

- Кто охраняет границы нашей Родины?

- Кто работает на тракторе?

- Кто продает игрушки в магазине?

Ход занятия

  1. Сообщение темы занятия.

Друзья! Наша задача такова –

Открыть всем, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют!

- Всё на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака из множества водяных капель. А слова сделаны из своего «строительного материала». «СТРОИТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ» ДЛЯ СЛОВА называются МОРФЕМАМИ. Их четыре. Назовите известные вам морфемы.

Отгадать кроссворд: 1. изменяемая часть слова. 2.часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. 3. часть слова, которая находитсяпосле корня и служит для образования новых слов. 4. главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов

Откройте конверт и прочитайте о каких словах мы будем говорить.

(СЛОВА, КОТОРЫЕ БЛИЗКИ ПО СМЫСЛУ  И  ИМЕЮТ ОБЩУЮ ЧАСТЬ, НАЗЫВАЮТСЯ РОДСТВЕННЫМИ)

Сегодня мы будем говорить о самой главной морфеме – это корень слова.

Корень слова – главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

Сегодня мы с вами отправимся в «Путешествие по родственным словам»

Вы готовы к путешествию? тогда в путь!

Первая станция «НАБЛЮДАЙКА»

Слова, как родные, похожи чуть-чуть.

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

   На доске стихотворение: Прочитать каждому по строчке

Л-ска, л-сонька, л-са!

Ты в каких живешь л-сах?

Л – сий хвост замёл следы.

Где л-сичка? Видел ты?

- Подумайте, есть ли в предложениях родственные слова?

- Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в этих словах?

- Какое слово, близкое по звучанию, не является родственным?

2. Работа над основной целью урока.

- Ребята, по-моему, корень ЛЕС рассердился, он не хочет без родственников жить.

(на доске плакат с текстом):

Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу летом! Цветут цветы, птицы поют замечательные песни. Перешел он через ручеек,

Дошел до озера и увидел лесника. Лесник обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к лесничему, поздоровался с ним и спросил, где ему родственников искать?

- Ребята, не поможете ли вы найти корню ЛЕС родственные слова? Выпишите их в тетрадь. ЛЕСНУЮ, ЛЕСУ, ЛЕСНИКА, ЛЕСНИЧЕМУ

- Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?

Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов.

Вы его в словах найдите, Аккуратно выделите.

.Отгадывание ребуса: Смор1а. Логопед. Какое слово зашифровано на доске? (Смородина, картинка) Ознакомление со словарным словом и его написанием на эмоционально-образной основе

Что произойдет со словом смородина, если убрать его первый слог? (Получится слово РОДИНА) Послушайте стихотворение и назовите какие слова в тексте стихотворения звучат похоже на слово РОДИНА?(РОДИНА – РОДНАЯ, РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ).

 Если скажут слово РОДИНА,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, РОДНАЯ улица,

Толстый тополь у ворот.

Вся РОДНЯ моя любимая,

РОДСТВЕННИКИ здесь и там!

РОДИНА бывает разная, но у всех она одна!

Какие слова в тексте стихотворения звучат похоже на слово РОДИНА?(РОДИНА – РОДНАЯ, РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ).

Давайте расположим эти слова на нашем «ЧУДО – ДЕРЕВЕ»

На доске вы видите «чудо-дерево» из необычного словесного сада, а мы с вами, работая дружно, сможем «посадить» и «вырастить» ещё много разных «чудо-деревьев» с листьями – однокоренными словами.

 

Прослушайте стихотворение . Запомните и назовите близкие по смыслу слова. Расположите их на дереве. Как растут слова?

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном. Запишите однокоренные слова  на вашем «ЧУДО- ДЕРЕВЕ»

. Молодцы! Отправляемся дальше.

Станция «ВСПОМИНАЙКА»

- Здесь нам приготовили вот такое задание

Найди и подчеркни общую часть в каждой группе слов.

Проверка задания.

Задание по карточкам с рисунком. Записать слова и подчеркнуть корень

Продолжим путешествие. Следующая станция «УЗНАВАЙКА»

Рассказ «РОДСТВЕННИКИ» ЛОГОПЕД показывает детям рисунок и читает рассказ    ЛОГОПЕД. Показываент детям рисунок и читает рассказ «РОДСТВЕННИКИ»

- ВЫ КТО ТАКИЕ?

- Я – ГУСЬ, ЭТО – ГУСЫНЯ, ЭТО – НАШИ ГУСЯТА. А ТЫ КТО?

_- А Я ВАША ТЕТЯ ГУСЕНИЦА.

Права ли Гусеница? Почему её нельзя принять в эту семью родственных слов?

 

Упражнение детей в умении выделять из ряда родственных слов лишнее слово.

Логопед: Закройте глаза и прослушайте несколько слов. Затем назовите одно слово, которое не подходит ко всем остальным:

БУЛКА, БУЛОЧКА, БУЛОЧНИК, ХЛЕБ, БУЛОЧНАЯ;

КОТ, КОТИК, КАТОК, КОТИЩЕ, КОТ

Выполним задание по карточкам. НАЙДИ НЕРОДСТВЕННОЕ СЛОВО.

Похожи ли эти слова по значению.(Да, похожи). Придумайте предложение с «заблудившимися» словами. Какой вывод можно сделать об исключенных вами словах?

(Эти слова, хотя и являются близкими по значению, не являются родственными, имеют другой корень, не похожий на корень родственных слов.)

ЛОГОПЕД: На какие принципы нужно полагаться при нахождении родственных слов? Что следует учитывать при объединении слов в группу «родственников»? (И общий корень, и сходное значение).

   

Следующая станция « ПОИГРАЙКА»

ЛОГОПЕД: Мама сыплет соль  в солонку.

                     Масло я кладу в .... (маслёнку)

                     Много хлеба в хлебнице,

                     А конфет в ... ( конфетнице).

                     Вот салат в салатнице,

                      А сухарь в ... (сухарнице).

Всё разложим по местам, а теперь закончи сам!

ИГРА С МЯЧОМ. Раз, два, три, четыре, пять! Идём родственников звать.»

« Назови  слово – родственник»

Придумала я три словечка:

РЕКА, РЕЧЕНЬКА И РЕЧКА.

Ну, а хитренький мальчонка подсказал слово ... (РЕЧОНКА)

Бородатый старичище вдруг назвал слово ... (РЕЧИЩЕ).

А с косичками девчушка слово вспомнила ... (РЕЧУШКА)

У реки песок какой? Все ответили .. (РЕЧНОЙ)  

На реке цветы какие? Ну, конечно, же ... (РЕЧНЫЕ)

А вода в реке какая? Ясно всем она  ... (РЕЧНАЯ)

Тот, кто очень добрый, - .... (добряк).

Тот, кто очень сильный, - ... (силач)

Тот, кто очень храбрый, - ... (храбрец)

Тот, кто очень мудрый, - ...(мудрец)

Тот, кто варит, - ...(повар)

Тот, кто помогает, - ... (помощник)

Физкультминутка( игра на развитие слухового внимания)

ИГРА  «Дружать – не дружат»

(Дети встают парами. Логопед называет пару слов, если они являются родственными – дети берутся за руки, а если нет, то отворачиваются.

СЛОВА: САД – САДОВНИК

САЛО – САЛАТ

ДОЖДИК – ДОЖДЕВИК

ДОЖДИ – ДРОЖЖИ

САДИК – ССАДИНА

ВОДА – ВОДОЛАЗ

ДОЖДИНКА – ДОЖДАТЬСЯ

ЛИСТОПАД – ВОДОПАД

ПРОЛЕСОК – ЛИСТОК

Следующая станция «ДУМАЙКА»(упражнение детей в употреблении родственных слов в составе предложений )

ЛОГОПЕД: У вас на партах лежит конверт с яблоками разных цветов.

Посмотрите, что чудесного в яблоках?

ДЕТИ: На них написаны родственные слова.

ЛИСА, ЛИСЯТА, ЛИСЬЯ НОРА. БЕРЁЗА, ПОДБЕРЁЗОВИК, БЕРЁЗОВАЯ РОЩА.

ГОСТЬ, ГОСТИЛ, ГОСТИНИЦА. КОРМИТЬ, КОРМ, КОРМУШКА

ЛОГОПЕД: Вам нужно из слов, написанных на яблоках,, составить предложения. Кто будет готов, поднимите руку.

Примерные: ( Лиса с лисятами жили в лисьей норе. Под берёзой вырос подберёзовик. Гость гостил в гостинице. Я кормлю птиц из кормушки.

ЗАДАНИЕ по карточкам. Из данных вразбивку слов составьте предложения. Устно и прочитать.

Станция «СЛОВОЗНАЙКА»

УПРАЖНЕНИЕ, направленное на использование родственных слов детьми в собственной речи. Учить детей пересказывать тексты с установкой на то, что слова- «родственники», которые дети должны найти сами не должны «потеряться».

ТЕКСТ.

                                 МАЛИННИК

Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины.  

                                     

Он сказал: «Скоро у нас у нас будет малинник. Малинка – полезная ягодка».

 Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо.

 Это была малиновка.  Всё лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила

душистое малиновое варенье.

 

 Пересказ текста по «цепочке»

РЕБЯТА, как бы вы дополнили фразы, относящиеся к теме занятия(на доске записаны)

«СМОТРИ В КОРЕНЬ...                                в этом выражении заключена современная форма слова

«ЗРИ В КОРЕНЬ...                                           В этом выражении заключена устаревшая

Форма слова

Продолжите предложение: «Смотри в корень и определяй значение слов».

Запишите вы вод в тетрадях.

Вот мы и добрались до конечного пункта нашего маршрута. Вы хорошо справились со всеми заданиями, и вам присваивается почётное звание «ЗНАЙКИ»

ИТОГ. 1. Чему вы научились сегодня на занятии?

Что вам осталось непонятным на занятии?

Какие задания вам особенно понравились, запомнились?

Поднимите желтый смайлик, кто считает, что работал на  «отлично».

Смайлик красного цвета, кто считает, что на «хорошо»,

Синего, если надо постараться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы....

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Конспект урока закрепления знаний корне и однокоренных словах в 5 классе

План - конспект  урока обобщения знаний корне и однокоренных  словах. Работа по восстановлению деформированного  текста....