Групповое логопедическое занятие для 2 класса
план-конспект на тему

Смирнова Наталия Львовна

Дифференциация Ч – Щ. Различение однокоренных и родственных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_ch.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация Ч – Щ. Различение однокоренных и родственных слов.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

- Развитие фонематического восприятия.

- Расширение и активизация словаря по теме «Профессии».

- Формирование навыков языкового анализа (деление текста на предложения, предложения на слова), слухового и зрительного внимания, самопроверки.

- Становление навыков образования и подбора родственных слов.

- Дифференциация понятий «однокоренные слова» и «родственные слова»

МАТЕРИАЛЫ

  1. Карточки со словами.
  2. Дидактическая игра «Лото родственных слов».
  3. Картинки по теме «Профессии».
  4. Карточки с написанными скороговорками и деформированные текстом.
  5. Изображения печатных букв Ч и Щ.

***

Организационный момент

Логопед объявляет ученикам тему занятия, настраивает их предстоящую деятельность. Затем читает сказку И. Голуб, Н. Ушакова см.: [5]

Однажды автор, который составлял учебник русского языка для второклассников, попросил прислать ему на работу слова ГОРА, ПАР, ОСИНА и ЛИМОН.

Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками. И тогда ГОРА привела с собой ГОРЛО и ГОРНЯКА, осина захватила с собой слова ОСИННИК и ОСА, ПАР взял прилагательные ПАРНЫЙ и ПАРОВОЙ, а ЛИМОН явился с АПЕЛЬСИНОМ и МАНДАРИНОМ. Удивился автор, когда увидел некоторых родственников и отправил их домой. Почему?

Во время рассказа на доску вывешиваются слова.

ГОРА                                            ОСИНА

ГОРЛО                                            ОСИННИК

ГОРНЯК                                           ОСА

ПАР                                            ЛИМОН

ПАРНЫЙ                                   АПЕЛЬСИН

ПАРОВОЙ                                  МАНДАРИН

Логопед предлагает ученикам задания.

- Определить, действительно ли в каждой группе собраны родственные слова.

- Объяснить, в чем отличие однокоренных и родственных слов.

- Подобрать родственные слова к слову лимон (лимонный, лимончик, лимонад).

- Провести словарную работу и выяснить значение слов горняк, паровой, парный, осинник.

Дидактическая игра-лото «Родственные слова»

Логопед раздает ученикам листы с записанными на них словами. Затем поочередно показывает карточки со словами и читает их. Ученики находят на своих листах родственные слова, называют их и закрывают полосками бумаги. Логопед объясняет смысл незнакомых слов.

ВОДИТЬ,  ВОДА, ПАР, ПАРА, ГОРЕ, ГОРЕТЬ, ГОРА.

ВОДЯНОЙ

ВОДИТЕЛЬ

ПАРНИК

ПРИГОРОК

ГОРЕЛЫЙ

ГОРЕВАТЬ

ПЕРЕВОДЧИК

ЗАГОРАТЬ

ПРОПАРИТЬ

ГОРЮЕТ

ВОДИЦА

ГОРОЧКА

ПАРНЫЙ

ПРИГОРЕТЬ

НАВОДНЕНИЕ

ПРОВОД

ПАРЕНЫЙ

ГОРЮШКО

ГОРНЯК

ПОДВОДНЫЙ

ПОДГОРЕВШИЙ

ПАРОХОД

ГОРЕСТНЫЙ

ПРОВОДНИК

ЗАГАР

НАВОДИТЬ

ВОДИЧКА

СПАРЕННЫЙ

ГОРЕМЫКА

ГОРЦЫ

НАГОРНЫЙ

ПОГОРЕЛЕЦ

ПАРОВОЙ

ПРИГОРЮНИЛСЯ

ПАРОЧКА

ВОДОЛАЗ

 

Запись родственных слов

Ученикам предлагается записать в два столбика слова, родственные словам водить и вода. После выполнения задания проходит его проверка.

Водный, отвод, водица, водитель, проводок, водяной, водник, водолаз, проводник, переводчик.

Разговор о профессиях

Логопед. А как одним словом объединить слова  водолаз, водитель, проводник, переводчик?

Ученики. Это профессии.

Логопед. Какие еще профессии вы знаете?

Используя картинный материал, ученики перечисляют известные им профессии и коротко рассказывают о них.

Образование родственных слов

Логопед предлагает ученикам назвать профессию человека из приведенной фразы, образуя родственное слово к выделенному слову.

Учит детей. Служит на границе. Сочиняет сказки. Дрессирует зверей. Кладет печи. Работает на пасеке. Ходит в разведку. Чинит часы.

Дифференциация Ч-Щ

- Логопед предлагает ученикам в слове часовщик назвать первый и шестой звуки. Вывешивает на доску изображение печатных  букв Ч и Щ. Затем диктует слова с этими звуками, а ученики должны, услышав Ч – поднять руки к плеЧам, Щ – поднести их к Щекам.

Врач, ночь, щенок, клещ, мачта, печать, пищать, точить, тащить

- Ученики списывают с доски слова, вставляя пропущенные буквы Ч и Щ. После выполнения задания меняются тетрадями и проверяют написание слов.

Було..ник, у..итель, дрессиров..ик, пе..ник, развед..ик, стеколь..ик, пасе..ник, мой..ник, пе..атник, бан..ик, пограни..ник, сы..ик, водопровод..ик, то..иль..ик, ..асов..ик.

- Ученики работают на карточках, подчеркивая в тексте букву Ч и зачеркивая Щ. По команде «Внимание!» все делается наоборот: Ч – вычеркивается, Щ – подчеркивается. Текст читается хором.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

ВНИМАНИЕ!

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

ВНИМАНИЕ!

Дрессировщик учит хищников, поощряет всех «отличников».

- Ученики читают скороговорку про часовщика. Называют родственные слова. Читают еще раз, обращая внимание на запятые. Третий раз читают орфографически. Записывают по памяти. Затем проверяют себя по карточке и оценивают свою работу.

Восстановление деформированного текста

Логопед. Давайте еще раз вспомним, какие родственные слова мы подбирали к слову вода. Будут ли родственными словами слова водолаз и водитель?  Сколько корней в слове водолаз? Кто такой водолаз?

Ученики отвечают на вопросы.

Мы хотели предложить вам рассказ про водолазов, но при наборе текста произошел сбой компьютера. Нужно навести в рассказе порядок, разбив его на предложения и слова, а потом переписать.

Водолазы

Людирешилипподнятьзатонушийкорабльпришелспасательныйпароходисталспускатьподводуводолазоввсеводолазыодетыврезиновыекостюмыгрудьиворотникуэтогокостюмамедныеголовуводолазазакрываютмеднымколпакомавколпакеестьокошечкочерезнеговодолазсмотритвколпакидетдыхательнаятрубка.

Итог

В конце занятия проходит проверка задания, подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Групповое логопедическое занятие с 1 классом "Звук и буква А. Игрушки".

Цель: Закрепление графического образа буквы А.Задачи: Коррекционно-образовательные:развитие звукового анализа слов;расширять и активизировать активный словарь по теме «Игрушки»;закрепление н...

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.

Конспект логопедического  занятия во 2 классе  специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...

Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).

Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....

Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 8 класс

Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 8 класс...

Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 7 класс.

Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 7 класс....