Устное народное творчество
план-конспект урока (5 класс) на тему

Сонина Татьяна Олеговна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщение знаний об устном народном творчестве.

Задачи:

Образовательные:

- выявить уровень знаний по теме урока,

- систематизировать и расширить имеющиеся знания по теме урока.

Воспитательная:

- воспитывать мотивацию к учению.

Коррекционные:

-корригировать и развивать мышление путем выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза;

-корригировать вербальную память на основе упражнений, направленных на запоминание слов;

- корригировать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении.

Оборудование: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Чтение», автор З.Ф.Малышева;  карточки с надписями, раскраски «Народные костюмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи, 5 класс

Тема: Устное народное творчество

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщение знаний об устном народном творчестве. 

Задачи:

Образовательные:

- выявить уровень знаний по теме урока,

- систематизировать и расширить имеющиеся знания по теме урока.

Воспитательная:

- воспитывать мотивацию к учению.

Коррекционные:

-корригировать и развивать мышление путем выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза;

-корригировать вербальную память на основе упражнений, направленных на запоминание слов;

- корригировать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении.

Оборудование: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Чтение», автор З.Ф.Малышева;  карточки с надписями, раскраски «Народные костюмы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. 

Организационный момент

-Здравствуйте, девочки и мальчики! Богатыри и красны девицы! Я рада нашей встрече на уроке чтения.

-Прозвенел уже звонок, время  начинать урок!

Как спалось вам, как живётся? Кто мне первый улыбнется?

Не стесняйтесь, улыбайтесь,

За работу принимайтесь!

Всё готово? Всё в порядке? Книжки, ручки и тетрадки?

-Тогда сделаем зарядку для язычка: упражнения «вкусная каша», «лошадка цокает», «чистим зубки». Молодцы!

 

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Выполняют артикуляционные упражнения вместе с учителем.

2.

Сообщение темы, цели урока

- Ребята, посмотрите по сторонам, обратите внимание на стены класса. Что вы видите? Правильно, три нарисованные корзиночки. А что написано под ними, прочитайте про себя.  А теперь кто-нибудь один – громко.

- Нужно переместить эти карточки со стены на доску в правильном порядке и прочитать. Это – тема нашего урока «Устное народное творчество»

- Мы вспомним все, что учили и узнаем еще много интересного. Будем читать, думать, говорить.

Выполняют задание учителя.

Читает один из обучающихся.

Еще один обучающийся выполняет задание учителя.

3.

Проверка домашнего задания

Начнём нашу работу с проверки домашнего задания. Напомните мне, что надо было сделать дома? Правильно, раскрасить картинки с изображением людей в старинных русских костюмах.

-Покажите, что получилось, подойдите к доске и прикрепите каждый свою работу под корзинками.  Молодцы! Очень красочные работы получились.

- Вспомните,  как можно назвать одним словом всех этих людей? Правильно, народ.

Именно народ придумал то, что мы будем сегодня учить и повторять. Мы будем изучать творчество нашего народа.

Отвечают.

Выполняют задание учителя.

Отвечают: народ.

4.

5.

Выполнение обучающимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера.

Приступим к работе.

Первое задание «Разминка». Покажите, где находятся ваши уста?

-Ответьте на вопросы: Что означает слово «устное»?  Как понимаете выражение «из уст в уста»?

Второе задание «Загадки-отгадки».

Третье задание «Испорченные пословицы».

- Это задание для самых внимательных, то есть для всех вас. Вспомните пословицы и поговорки о труде, учебе, добре,  с которыми мы познакомились на уроках, назовите. Что ругает, осуждает наш народ в этих пословицах?

Теперь посмотрите – перед вами – испорченные пословицы: в каждой из них есть одно или 2 слова, никак не подходящих  к пословице. Замените их на правильные. Всем понятно? Пишем прямо на карточках. Проверим себя.

Ответы детей.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют несколько пословиц и поговорок.

Отвечают на вопрос.

Работают с карточками.

Проверяют.

Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости)

Динамическая пауза

Немножечко отдохнем. Встанем возле парт и сделаем  несколько упражнений. Стихотворение вы хорошо знаете.

 Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.

Выполняют упражнения, произносят стихотворение.

Четвёртое задание  «Наполни корзиночки».

А теперь – последнее задание . Я раздаю вам разные карточки с текстами. На доске три корзиночки. Разделите ваши карточки по этим корзиночкам.  В первую собрать только считалки, во вторую – потешки, в третью – заклички-приговорки. Сначала вспомним: для чего придумали считалки? потешки? заклички? Прочитайте, подпишите свои карточки, вспомните, что учили на уроках и – приступайте, подходите к доске, наполняйте корзинки.

А теперь проверяем.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Подписывают карточки. Выполняют задание.

Слушают, оценивают «правильно - нет».

6.

Формулирование выводов по изученному материалу

Итак, ребята, сегодня мы закончили изучение большой и интересной темы – устное народное творчество. Давайте вместе подведем итоги.

Слушают учителя.

7. 

Подведение итогов урока

Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, что мы делали, что нового узнали.

  • Сегодня я …
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился (научилась)…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Мне захотелось…
  • Мне не понравилось…

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо за ответы.

Слушают учителя,  отвечают.

8. 

Сообщение домашнего задания

Взять в школьной библиотеке книги с потешками, загадками, закличками, прочитать. Контролируется запись домашнего задания.

Спасибо за урок. До свидания.

Записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"

Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...

Устное народное творчество

Презентация к вводному уроку литературы в 5 классе...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....