Клиповое мышление.
консультация на тему

Любомирская Элина Петровна

– Любой ребенок, едва научившись говорить, вовлекаются в сферу понятийного мышления. Детское любопытство в виде вопросов «что» и «почему» – не что иное, как способ освоить мир с помощью понятий. Но очень быстро этот способ сменяется иным, ребенок стремительно встраивается в новый переполненный информации мир. Сейчас, когда трехлетнему ребенку показывают книжку, он нажимает на нее пальчиком и удивляется, почему изображение не увеличивается. В некоторых семьях уже в полтора года малышу подсовывают планшет, чтобы он сам развлекал себя. Беда в том, что большинство современных родителей перестали читать детям книжки. Ребенок уже не воспринимает бумажные носители информации, а вместе с тем у него не развивается воображение, так необходимое в раннем детстве. Ведь при чтении сказки в формирующемся мозгу ребенка выстраивается ряд образов, малыш представляет ситуацию по-своему, домысливает, воспринимает мир индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klipovoe_myshlenie.docx418.41 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\клиповое--2.jpg

Клиповое мышление.

 

 Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка». Слово «клип» отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый(бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов…)

Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают наше сознание обрывистым и фрагментарным. Сегодня выпускаются целые серии книг, написанных в стиле общения в чате, и снимаются фильмы, построенные по законам клипа (классический пример — «Матрица»).  Чем  же угрожает клиповое мышление и как с ним бороться?!

 Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться. Изображение № 2. 

Что такое клиповое мышление 

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее. C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\клип-7.jpg

Плюсы и Минусы клипового мышления

 МИНУС: ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН ДОЛГО КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ИНФОРМАЦИИ, У НЕГО ЗАМЕТНО СНИЖАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.

   МИНУС: ОСЛАБЛЯЕТ ЧУВСТВО СОПЕРЕЖИВАНИЯ

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

   ПЛЮС: УСКОРЯЕТ РЕАКЦИЮ        C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\мозг.jpg

Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

 МИНУС: ПАДАЕТ УРОВЕНЬ УСПЕВАЕМОСТИ И СНИЖАЕТСЯ КОЭФФИЦИЕНТ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

– Любой ребенок, едва научившись говорить, вовлекаются в сферу понятийного мышления. Детское любопытство в виде вопросов «что» и «почему» – не что иное, как способ освоить мир с помощью понятий. Но очень быстро этот способ сменяется иным, ребенок стремительно встраивается в новый переполненный информации мир. Сейчас, когда трехлетнему ребенку показывают книжку, он нажимает на нее пальчиком и удивляется, почему изображение не увеличивается. В некоторых семьях уже в полтора года малышу подсовывают планшет, чтобы он сам развлекал себя. Беда в том, что большинство современных родителей перестали читать детям книжки. Ребенок уже не воспринимает бумажные носители информации, а вместе с тем у него не развивается воображение, так необходимое в раннем детстве. Ведь при чтении сказки в формирующемся мозгу ребенка выстраивается ряд образов, малыш представляет ситуацию по-своему, домысливает, воспринимает мир индивидуально.

 

C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\клип-1.jpg

Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.

   

ПЛЮС: ЗАЩИЩАЕТ МОЗГ ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕГРУЗКИ

Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.


МИНУС: ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ПОДАТЛИВЫМИ К МАНИПУЛЯЦИЯМ И ВЛИЯНИЮ

Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и чаще делает ненужные покупки. После у человека может появиться чувство, будто им  манипулировали, но дать объяснение неприятному «послевкусию» сложно, ведь сознание «затуманили» эмоции.

ПЛЮС: РАЗВИВАЕТ МНОГОЗАДАЧНОСТЬ

Американский психолог Лари Розен в книге «Я, моё пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколения интернета» (Internet Generation) — возросшая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.

Однозначного определения клипового мышления нет, но из всего вышесказанного следует: «клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.

 Мир стремительно меняется, и мышление меняется, подстраиваясь к новым тенденциям. Приходят поколения, выросшие в интернете и привыкшие к клип-культуре, быстро осваивающие все современные технологии. Они строят свой виртуальный мир, где учатся и работают, знакомятся и общаются, покупают и развлекаются. Молодые люди хотят интерактивных методов обучения, смены деятельности, многозадачности и мобильности. И в этом нет ничего плохого.

Однако мир виртуальный никогда не заменит мир реальный. А реальный мир с его экономическими кризисами и конфликтами требует от молодого поколения адаптивности, приспособленности к существующим реалиям. Социум ценит профессиональную компетентность, коммуникабельность и умение справляться с трудностями. «Жизнь не спросит, что ты учил, а сурово спросит, что ты знаешь».

C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\клип-3.jpg

Учитель - логопед:

Любомирская Э.П.

Использовались Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ПРОТИВОЯДИЕ КЛИПОВОМУ МЫШЛЕНИЮ. АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА.

В данной работе представлена авторская технология по литературе - структурно-логические схемы. ...

Клиповое мышление.

Анализ актуальных вопросов по ФГОС....

Клиповое мышление не позволит вашим детям стать элитой

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10384113","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"395","width":"480"}}]]...

МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы преподавания русского языка с учетом клипового мышления современных школьников. Автор статьи ставил целью рассмотреть особенности клипового мышления как доминирующей ф...

Методический семинар: «Преподавание литературы с учетом клипового мышления современных школьников»

При изучении художественной литературы ученик, носитель клипового мышления, сталкивается с рядом проблем: сам процесс внимательного, вдумчивого чтения противоречит готовности учащегося на высокой скор...

Особенности работы с учащимися с клиповым мышлением

Особенности работы с учащимися с клиповым мышлением...

Использование клипового мышления современных школьников в процессе обучения

Клиповое мышление школьника, сформированное современной цивилизацией, снижает способность к восприятию и запоминанию учебного материала, ведет к неумению читать и анализировать включенные в программу ...