Урок домоводства Лекарственные растения
план-конспект урока (8 класс) на тему

Портнягина Лариса Владимировна

План-конспект урока домоводства в 8 классе "Лекарственные растения в домашней аптечке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_domovodstva_lekarstvennye_rasteniya.rar1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида

Утверждаю:

Зам. директора по УВР

Осколкова Л.А.

____________________

«13» марта 2017 г

План-конспект

открытого урока  домоводства

Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке

Тип урока: комбинированный

Портнягина Лариса Владимировна

учитель технологии

 

Улан-Удэ

Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке.

Тип урока : комбинированный

Цель:

Формировать представление о лекарственных растениях РБ, которые можно применять без назначения врача и иметь в домашней аптечке.

Задачи:  

учебная: углубить и расширить знания учащихся о ценности и лечебных  свойствах   лекарственных растений, формировать умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей;

коррекционная: коррекция мыслительной деятельности, речи, внимания,  зрительной, слуховой памяти, коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития, развивать познавательную активность,  расширять кругозор;

воспитательная: воспитывать  бережное  отношение к природе родного края, экологическую  культуру.                  

Оборудование: презентация, лекарственные растения,  чайник,  термос, кружка для заваривания; кружки; раздаточный материал, памятки.

Словарь:  одуванчик, ромашка,  крапива,  подорожник, шиповник.

План урока

I. Организационный момент - 3мин.

II.Проверка имеющихся знаний – 7 мин

III. Основная часть - 25 мин.

IV. Закрепление - 3 мин.

V. Домашнее задание - 2 мин.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

пп

Этапы урока

Организация этапа, оборудование

Основное содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

1

Органи-зацион-

ный момент

Упражнение «Книга»

-Встаньте красиво, чтобы вам было легче работать и думать на уроке, сделаем упражнение, которое улучшит мозговое кровообращение.

-Наклониться вниз, не сгибая ног в коленях, и постараться дотронуться кончиками пальцев рук до пола, задержаться в таком положении до 20 секунд.

Проверяет готовность к уроку.

Выполняют упражнение по указанию учителя.

Садятся за парты, готовятся к уроку.

2

Актуа-

лизация

знаний

Вводная беседа.

Организует беседу по вопросам, работу с тестом.

-Какую тему мы изучаем?

-Что мы узнали на предыдущих уроках?

-Какое задание вы получили на прошлом уроке?

Отвечают на вопросы

Тест «Первая

медицинская помощь» /РМ/

- Сейчас организуем проверку изученного материала. Выполните тест.

Выполняют задания теста.

Самопроверка, самооценка

- Выполните взаимопроверку, самопроверку по ключу к тесту /РМ/.

- Поставьте себе оценку:

«5» - без ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки

Самостоятельно проверяют тест, используя ключ к нему

3

Целепо-

лагание,

плани-

рование деятель-

ности

на уроке

Введение в тему.

- Чем  и как вас лечат, когда вы заболеваете? 

-Чем ещё можно лечиться?

 ( лекарственными растениями).

- Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы,  связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных  свойствах растений, которые  растут  рядом с нами,  как приготовить отвары и настои из лекарственных растений. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.

Тема нашего урока: «Лекарственные растения в домашней аптечке» Слайд №1.

Отвечают на вопросы.

Записывают число и тему урока

4

Освое-

ние но-

вого ма-

териала

Просмотр презентации «Лекарственные растения»

Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося таджикского учёного средневековья:

«Нет растения, чтобы не было лекарственным

Нет болезни, чтобы не вылечили растения»                                                                                            Авиценна. Слайд№2.

- Люди всего мира всё чаще прибегают к растениям, используя их для исцеления недугов, идя тем самым на примирение с природой.  Возрождается интерес к лекарственным растениям. Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека.  Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

          Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

          На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления  Петра I, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии  из этих « огородов» были организованы прекрасные

ботанические сады.                                                                                         Слайд№3  

-        Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в республике. (выставка лекарственных растений и книг)

Слушают рассказ учителя.

Смотрят презентацию, выставку

книг и лекарственных растений

Словарная работа

Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных. Слайд№4

Записывают в тетрадь словарное слово.

Физминутка

Просмотр презентации «Лекарственные растения» (продолжение)

Особую  помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет  таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу  и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Это одуванчик, подорожник, крапива. Загляните за огороды, сады, увидите тысячелистник, пустырник, а под ногами прыткую травку спорыш.

Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.

    - Вам было дано домашнее задание подготовить доклады о лекарственных растениях.

 

- Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.

  Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу. Многие занесены в  Красную книгу. Среди них есть растения, применяемые в народной медицине. Это цикламен, морозник, тимьян, красавка, василёк, купавка, кувшинка, лилия, колокольчик  и другие.     Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула, ландыш, земляника, чабрец, шиповник, берёза. Слайд № 13

Учащиеся записывают в карточку№1 «Лекарственные растения» название и применение лекарственных растений при лечении заболеваний.

Выступают с докладами подготовленные ученики. Слайды

№6-16 (Эржена) (Вова) (Эрдэни)

 (Юра) (Алеша)

5

Практи-ческая работа в группах

Практическая работа

«Заваривание лекарственных растений»

Организует повторение правил ТБ. Слайд №14-15

Организует практическую работу в группах:

 -Лекарственные травы продаются в аптеке в разных формах: в одноразовых пакетиках, рассыпные.

Мы будем учиться заваривать лекарственные растения 3 способами:

1-я группа – одноразовый пакетик в кружке

2-я группа – траву в специальной кружке

3-я группа – шиповник в термосе.

Работают по технологическим картам.

6

Закреп-

ление  изучен-

ного ма-

териала

-Игра-путешествие. «Зеленая аптека» Слайд №16-19

Отвечают на вопросы

7

Итог урока

Рефлексия деятельности

-Оцените свою работу на уроке, используя рефлексивный экран. Слайд №19

Выбирают подходящий вариант ответа.

Домашнее задание

-Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома. Узнайте, какие из них применяют ваши  родители. Зарисуйте одно лекарственное растение в тетрадь.

Слайд №20

Записывают домашнее задание.

Приложение №1

Тест

«Первая медицинская помощь» 8 класс

1. Неглубокая, длинная рана на теле, нанесенная чем-либо тонким и острым:

а) порез;

б) царапина;

в) укол.

2. Смещение костей в суставе:

а) вывих;

б) перелом;

в) растяжение.

3. Повреждение головного мозга, вызванное сильными и резкими колебаниями, толчками:

а) ушиб;

б) сотрясение;

в) потрясение.

4. Рана от чего-либо режущего:

а) укол;

б) ожог;

в) порез.

5. Вредное воздействие на организм ядовитых веществ:

а) отравление;

б) повреждение;

в) ожог.

6. Нарушение целостности, повреждение кости:

а) растяжение;

б) перелом;

в) вывих.

7. Повреждение ткани тела огнем, чем-то горячим, едким, жгучим:

а) порез;

б) ссадина;

в) ожог.

Ключ к тесту: 1-б;  2-а;  3-б;  4-в;  5-а;  6- б;  7-в.

Карточка

«Лекарственные растения»

Название

растений

Применение

1.

Для лечения используют корни и листья растения.

Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

2.

Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.

3.

В народной медицине применяют ромашку аптечную от  простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.

4.

Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но  наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.

5.

Плоды шиповника богаты витамином С. Отвары и настои пьют при инфекционных заболеваниях и воспалительных процессах. Для профилактики простудных заболеваний, так как шиповник повышает устойчивость организма к инфекциям, усиливает работоспособность, улучшает работу нервной системы.

Карточка

«Лекарственные растения»

Название

растений

Применение

1.

 Одуванчик

http://uti-puti.com.ua/colloring/273/2.jpg

2.

 Крапива.

http://uti-puti.com.ua/colloring/276/25.jpg

3.

Ромашка аптечная  

4.

Подорожник

http://www.playing-field.ru/img/2015/051916/0911285

5.

Шиповник

http://www.mescoloriages.com/coloriages/vie%20quotidienne/la%20cuisine/page_1/images/cuisine15.gif

Карточка №2

Инструкционно-технологическая карта

«Приготовление настоя из плодов шиповника»

1). 10г (1ст.л.)плодов шиповника растолочь.

2) Поместить подготовленный шиповник в термос;

2) Залить 200мл(1стакан) горячей кипячёной воды, закрывают крышкой и настаивать 2-3 часа,

3) Охлаждают при комнатной температуре 10мин., процеживают, оставшееся сырьё отжимают;

4) Объём полученного отвара доводят кипячёной водой до 200мл;

5) Применяют внутрь 2раза в сутки после еды. Перед употреблением отвар рекомендуется взбалтывать.

Инструкционно-технологическая карта

«Приготовление настоя ромашки»

  1. 3 фильтр-пакета залить 1 стаканом кипятка, закрыть крышкой и настаивать 15 минут.

2) Содержимое пакетов отжать, объём полученного настоя довести кипяченой водой до 200мл.

3) Принимать внутрь  по ½ стакана 1 раз в день во время еды.

Инструкционно-технологическая карта

«Приготовление настоя листьев мать-и-мачехи»

  1. 2 столовые ложки листьев поместить в эмалированную посуду, залить 1 стаканом кипятка, закрыть крышкой и нагревать на кипящей водяной бане 15 минут.

2) Охладить при комнатной температуре 45 минут, процедить, оставшееся сырьё отжать. Объём полученного настоя довести кипяченной водой до 200 мл.

3) Принимать внутрь  в теплом виде по 2-3 столовые ложки 2-3 раза  в день за 1 час до еды.

Выступления  учащихся

ученик №1

Отгадайте загадку.

Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо -шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые

Они как пух легки.

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.

                                                                       

Да, это одуванчик . Одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах.  Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам  - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.  

  В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.

Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

Ученик №2:

-Узнайте растение по описанию и из букв составьте её название.

Растёт она вокруг,

И враг она и друг.

Как копья волоски

Покрыли все листки.

Обломишь волосок –

Прольётся едкий сок

На кожу –и смотри

Уже и волдыри!

Но если дружишь с ней –

И кожа здоровей,

И волосы густы,

Красивы и чисты.

В ней витаминов клад,

Весной её едят.

-Что это за растение? (крапива)

                                                                                       

Крапива как лекарственное растение известна очень давно.  В народе крапиву ещё называют  жгучка,  стрекучка, костырка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость.

Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.

Ученик №3

Выполните задание :  о каких цветах идёт речь?

Меня желтоглазым цветком называют.

Сорвали цветок – лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит  поверьте,……….срывать.

На Карпатах существовало поверье, что весной едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки.

 И действительно, ромашки, словно снежинки, разбросаны  на зелёном лугу.

В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель,

Поднимется жар,

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар

.

Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяется в косметических целях.

В народной медицине применяют ромашку от  простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.

Ученик № 4

Выполните задание: о каком растении идёт речь?

Путника друг, …………….,

Скромный,  невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Путника друг, …………….,

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке, у ног.

                                                                         

Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название.  

Подорожник растёт там, где ходят люди, т.к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника  переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже называли его «След Белого».

В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают  при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.

Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но  наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.

Ученик № 5

О каком растении говорится в стихотворении?

На зорьке румяной

Он проснулся.

И каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ.

Бутоны окрасила

В розовый цвет.

                   Т.Голуб.

                                                                                         

А знаете ли вы, что витамина С очень много в шиповнике?

На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценилось очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой (напиток) из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение.  Растёт шиповник вдоль дорог, на приусадебных участках. Фармацевтическая промышленность выпускает готовые препараты из плодов шиповника: витаминизированный сироп из плодов шиповника, чаи.

Самоанализ урока  домоводства  в 8 классе.

В 3 четверти 8 класса изучается раздел «Медицинская помощь»,  тема урока «Лекарственные растения в домашней аптечке» включена в этот раздел.

Тип урока: комбинированный

Цель  урока – Формировать представление о лекарственных растениях РБ, которые можно применять без назначения врача и иметь в домашней аптечке.

Задачи:

Задачи:  

учебная: углубить и расширить знания учащихся о ценности и лечебных  свойствах   лекарственных растений, формировать умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей;

коррекционная: коррекция мыслительной деятельности, речи, внимания,  зрительной, слуховой памяти, коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития, развивать познавательную активность,  расширять кругозор;

воспитательная: воспитывать  бережное  отношение к природе родного края, экологическую  культуру.                  

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

Словесные  - беседа,  рассказ, чтение технологической карты

наглядные - демонстрационный и раздаточный материал, презентация; работа с тетрадью;                                                                                                                                          

Практический - выполнение упражнений, ответы на вопросы,  практическая самостоятельная работа;

Дидактическая игра;

ТСО;

Таблицы, тест.

Средства обучения:

ноутбук, ЖК-телевизор

мультимедийная презентация

набор лекарственных растений для приготовления настоя

упражнение на тренировку памяти « Букет здоровья»

упражнение на развитие зрительного восприятия и внимания,  ребус «Угадайка-ка»

Тест « Первая медицинская помощь»

Выводы, обобщения, ответы на вопросы.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

принцип связи обучения с жизнью,

принцип сознательности и активности в обучении,

принцип наглядности в обучении,

принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

 Структура:

урок был проведен с комбинированной структурой, была построена логическая цепь последовательно соединенных этапов урока. Наблюдалась целостность и завершенность урока.

Содержание урока:

 1. Урок соответствует программе целям и задачам урока.

2. Для актуализации опорных знаний учащихся был проведен тест.

3. Урок способствует овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (делать выводы,  анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы).                                                                        

4. Урок способствовал развитию творческих сил и способностей каждого ученика.

5. На уроке осуществлялись метапредметные результаты, связанные с овладением учебных действий – познавательные, регулятивные и коммуникативные, межпредметная связь с жизнью, создание условий близких к жизни в быту.

8. Урок способствовал развитию интереса к лекарственным растениям.

Организация учебной работы на уроке:

      При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что стало необходимым для  дифференцированного подхода к каждому конкретному учащемуся. Ученики разделены на 3 группы  по желанию.

В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо – эмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности.

      Проведение организационного момента обеспечило психологический настрой на деятельность.

       Одной из основных и первоначальных задач при обучении на уроках домоводства  является совершенствование практических навыков. Поэтому второй частью урока стала «Самостоятельная практическая работа по приготовлению настоев лекарственных трав, а в 1 части урока  включение учащихся в совместную деятельность на выявление знаний фактического материала и формирование у учащихся новых понятий.

           Для обобщения и систематизации знаний были использованы различные приёмы и формы работы: работа с тестом,  таблицами.  

    Учебно-познавательная деятельность была организована через фронтальную работу, индивидуальную, дифференцированную, а также работу в группах. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. Учащиеся сотрудничали друг с другом, оказывая взаимопомощь. При выполнении практической работы осуществлялся самоконтроль, взаимоконтроль .

    Домашнее задание

Домашнее задание  творческое,  подготовить небольшой доклад о лекарственных растениях  В характере домашнего задания прослеживалась межпредметная связь с предметом биология.

 Система работы учащихся:

1. Учащиеся были организованы и активны во время урока 2. Учащиеся очень хорошо относятся к предмету.3. Усвоили основные понятия, умело и творчески использовали полученные знания

Домашнее задание практическое. Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома. Узнайте, какие из них применяют ваши  родители. Зарисуйте одно лекарственное растение в тетрадь.

Оценки

Оценивание осуществила по результатам урока.

Общие результаты урока:

 1. План урока выполнен.                                                                                                                                                                            2.На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие, коррекционно-развивающие задачи урока                                                       

3. Урок был эффективный.                                                                                                                                                                          4.Атмосфера на уроке была дружеская, творческая;                                                                                                                                            5. Цель урока достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»

Презентация к интегрированному уроку по географии и биологии для 6-х классов «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»...

конспект и презентация к уроку "Характеристика растений семейства Лилейные"

Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Характеристика растений семейства Лилейные» для учащихся 7 класса, по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства...

биология 6 класс Тема урока: "Мир растений. Наука о растениях - ботаника."

Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; датьпонятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить справилами ТБ в кабинете биологии.Задачи:Образова...

биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».

№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...

Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...

Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса

Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений  - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...