Дифференциация звуков и букв [с – ш]
план-конспект урока на тему

Лесная Татьяна Юрьевна

Логопедическое занятия по дифференциации звуков и букв С-Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Логопедическое занятие73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Дифференциация звуков и букв [с – ш].

Класс

1

Цель урока

Учиться осуществлять звуко-буквенный анализ с дифференциацией звуков [С] - [ Ш] и букв «С», «Ш».

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и сравнить артикуляции звуков [С] и [ Ш];

- закреплять правильное произношение звуков в речи;

- совершенствовать навыки дифференциации букв на письме.

Коррекционно-развивающие:

-  развивать умение объективно оценивать результаты своей  деятельности;

-  развивать умение анализировать соответствие результата  урока с  поставленными целями.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;

- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока

Открытие нового знания.

Планируемый результат

Предметные: научить различать на слух звуки [С] - [ Ш], различать на письме буквы «С» и «Ш».

Метапредметные: познавательные: научиться дифференцировать звуки и буквы «С» и «Ш»;   регулятивные: учиться принимать и удерживать учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, контролировать свои действия, коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, уметь строить понятные для  высказывания предложения.

Личностные: оценивать собственные успехи в освоении дифференциации звуков, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой  учителя-логопеда; уметь применять правила поведения при сотрудничестве. 

Межпредметные связи

Окружающий мир, обучение грамоте.

Форма организации

Индивидуальное занятие

Технологии

Технология коррекции звукопроизношения

Игровая технология

Здоровьесберегающая (Фонетическая ритмика А. Я. Мухиной)

Продолжительность

20 минут

Далее по тексту УУД: Личностные – Л, Регулятивные – Р, Коммуникативные - К

Этап урока.

Цель данного

 этапа

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающегося

Задания для обучающегося, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты УУД

I. Самоопределение  к деятельности.

Цель  -

включение обучающегося  в деятельность на личностно-значимом уровне.

Настрой на занятие, активизация внимания.
Создает  атмосферу дружелюбия и условий для осознанного вхождения обучающегося в пространство деятельности на уроке.

Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.

Активное участие в диалоге.

 - Добрый день.

 - Оцени готовность к занятию.

 - Рабочее место готово?

 - Настроение в порядке?

Л - мотивация на урок, рефлексия готовности к уроку.

Р- самоконтроль.

К - активный диалог с учителем - логопедом

II.  Постановка учебной цели.

Цель –

Подведение обучающегося  к формулированию темы и цели занятия.

Ставит перед обучающимся проблему.
Подводит в ходе решения данной проблемы к теме урока.

Организует самостоятельное или с помощью учителя-логопеда формулирование  цели. 

Воспринимает инструкцию на слух. Вступает в диалог с учителем-логопедом, высказывает свои предположения.

 - Мы начинаем наше занятие, но тему занятия ты определишь  самостоятельно. Давай представим, что мы с тобой в лесу. Там растут разные деревья. Покажи, какие там высокие деревья.

 - Подул теплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (быстро, быстро шевелит пальчиками).

 - Подул холодный ветер: С-С-С-С, закачались сосны (покачиваем и машем руками).

 - Ветер затих. Не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

(Расслабились).

 - Снова подул ветер.

 - Скажи, как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)

 - А когда подул холодный ветер? (С-С-С)

 - Как ты думаешь, о каких звуках мы будем говорить на занятии? ([С] и [ Ш])

 - Для чего нам  надо уметь различать эти звуки? (чтобы правильно писать буквы)

 - Правильно.

 - Тема нашего занятия: Различение звуков и букв «Ш» – «С».

Р -

целеполагание, самоконтроль.

К – учебное сотрудничество с учителем.

П  - уметь дифференцировать на слух звуки Ш, С.

III. Работа над темой занятия. Сравнительная характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель -

 обобщение ранее полученных знаний и актуализация этих знаний.

Организует работу по сравнительной характеристике звуков.

Работает по составлению сравнительной характеристики звуков.

  - А как различить звуки «С» и «Ш»?

 - Как мы можем этому научиться? (на что обратить внимание?)

 - Что ты знаешь про звук «С»?

- Давай вспомним, какое положение занимают губы, зубы и язык при произношении звука «С». (Контроль в зеркало).

Звук «С» - губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идет по середине языка, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. (Демонстрация профиля звука «С»)

 Стихотворение про звук «С»

 - Распластай язык пошире,

   Кончик к нижним зубкам ближе.

   Посредине языка струйку   воздуха пускай.

   Улыбнись и просвисти, Ссс произнеси.

Звук «Ш» - губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха теплая, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука «Ш»).

 Стихотворение про звук «Ш»

 - Чтобы звук красивым вышел,  

    Шире язычок и выше.

    Сделаем из язычка

    Чашечку, подняв бока.

    Эту чашку по бокам к верхним мы прижмем зубам,

    Вот теперь над чашкой можно

    Дуть красиво, осторожно,

    Чтобы ветерок бежал, чтобы «Ш», как шелк шуршал.

 - Подумай, чем отличается произношение звука «С» от звука «Ш».

 - Ты теперь сможешь различить эти звуки?

Р -  

Контролировать процесс и результаты деятельности.

К – уметь высказывать свои предположения.

П  –

уметь сравнивать и анализировать.

IV. Практическая работа. 

Цель –

контроль усвоения знаний.

Организует работу.

Выполняет работу письменно.

- Давай проверим, как ты научился различать эти звуки.

 - Я буду называть звук, а ты  будешь рисовать соответствующую стрелку.

 - Давай условно обозначим звук «С» -        «Ш» -

 - С, С, Ш, С, Ш…..

 - Я сейчас немного изменю задание: я буду показывать стрелки, а ты будешь записывать соответствующие буквы.

Проверка выполненной работы.

Р -  

контролировать процесс и результаты деятельности.

Внимательность.

Выбирать  действия в соответствии с поставленной задачей.

V.  Развитие звукобуквенного анализа с опорой на цифровой ряд.

Цель -

 Уметь определять место заданного звука в слове.

Организует работу обучающегося, развивает звукобуквенный анализ. Выслушивает ответы.

Выполняет задания. Отвечает на вопросы учителя-логопеда.

 - Сегодня на занятии нам будут помогать снежинки. Первые снежинки помогут нам научиться определять место звука в слове.

 - Посмотри на карточку-снежинку и выдели лишнее слово.

Жираф, белка, лев, собака.

Морковь, помидор, баклажан, груша.

Воробей, орел, попугай, слон.

У обучающегося ряд цифр от 1 до 5. При помощи цифр обучающийся определяет на каком по счету месте находится звук «С» или «Ш».

П  - уметь выделять существенные признаки.

К - уметь высказывают свое предположение, обосновывать свою точку зрения.

Л  – 

выражать положительное отношение к процессу познания и к преодолению трудностей.

VI. Динамическая пауза.

Цель - создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающегося и восстановления физических сил.

Речедвигательная  ритмика  (по А.Я.Мухиной). Показ движениями слов со звуками [С] и [ Ш].

Л  -

определять и проявлять  правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.

VII. Развитие тактильных ощущений.

Цель -

Учить различать буквы «С» и «Ш»

Организует работу.

Выполняет задания учителя-логопеда.

Обучающемуся дается карточка с наклеенной из бархатной бумаги буквой.

 - Сейчас мы выполним интересное задание. Я дам тебе карточку с буквой. Ты должна будешь закрыть глаза и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на карточке. Назвать букву можно только тогда, когда я прикоснусь к твоей руке.

Р -

действовать по инструкции.

Л  - определять и проявлять  правила поведения.

VIII. Развитие фонематического слуха. Игра «Узнай звук».

Цель   -

Учить соотносить звук с соответствующей буквой.

Организует работу.

Выполняет задания учителя-логопеда.

 - Я буду называть тебе слова, а ты внимательно слушай и определяй, какой в этом слове слышится звук [С] или [ Ш] и поднимай соответствующую букву.

Перечень слов: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крыша, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.

Р  -

контролировать процесс и результаты деятельности.

Внимательность.

Выбирать  действия в соответствии с поставленной задачей.

Л - выражать положительное отношение к процессу познания и к преодолению трудностей.

IX. Дифференциация букв на письме.

Цель   -

Учить различать буквы  «С» и «Ш».

Организует работу.

Выполняет задания учителя-логопеда.

 - Я буду тебе диктовать звуки, а ты записывай соответствующие буквы  в тетрадь.

Ш, с, с, ш….

Р  -

контролировать процесс и результаты деятельности.

Внимательность.

Выбирать  действия в соответствии с поставленной задачей.

Л - выражать положительное отношение к процессу познания и к преодолению трудностей.

X. Рефлексия.

Цель   -

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

Обеспечивает обучающемуся условия для анализа успешности деятельности.

Анализирует и оценивает свою деятельность.

- Какую мы ставили перед собой цель? Давай вспомним. (Научиться различать звуки и буквы «С», «Ш»)

 - Достигли мы ее?

Подводит итог.

-  Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что тебе было трудно на уроке?

Оцени свою работу на уроке.

Р - самооценка.

П -

ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя-логопеда.

К - оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения).

Л - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ЧОУ СОШ «Ломоносовская»

Открытый урок

учителя-логопеда Лесной Т.Ю.

по теме:

«Дифференциация звуков и букв С – Ш»

Январь, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Дифференциация звуков и букв У-О

Логопедическое занятие для учащихся вторых классов с использованием специальных ЭОР,воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске....

Групповое занятие"Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"

В занятии дифференцируются звуки и буквы Ж-Ш в слогах, словах, предложениях....

«Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв в устной и письменной речи»

Конспект разработан для учащихся 3-х классов, имеющих нарушения письменной речи. Данные приёмы можно использовать для коррекции устной речи....

Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв с - з" (обобщающий урок)

Представлен план-конспект группового занятия в коррекционном 4 классе VII вида ....

"Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях" 2 класс

Конспект открытого логопедического урока по теме " Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях "...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»

Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...