Открытый урок по истории Отечества. Тема " Ледовое побоище"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Показать героическую борьбу с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_.ledovoe_poboishche.doc38.5 КБ
Файл ledovoe_poboishche_1.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории Отечества 7 класс.

Тема : «Ледовое побоище».

Цель:

Показать героическую борьбу с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.

Задачи:        

Образовательные:

 рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; дать сравнительную характеристику вооружения немецких и русских войск; с помощью схемы показать, каков был боевой порядок войска и сил русских перед битвой на чудском озере; раскрыть сущность полководческого таланта Александра невского; Объяснить ,почему А. Невский стал национальным героем.

Коррекционно-развивающие:

 способствовать развитию восприятия, памяти, внимания, сравнения, общения, установление последовательности событий.

Воспитательные :

воспитывать нравственные представления о том, что служение Отечеству , выполнение воинского долга -священная обязанность гражданина.

 Основные знания:

1242 год- Ледовое  побоище.

Оборудование и материалы:

Стихотворение  К.Симонова «Ледовое побоище», проектор для показа презентации, экран.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

Орг. момент: Здравствуйте, садитесь, приготовьтесь к  уроку.

Повторение пройденного материала

  • Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
  • С кем воевали русские воины на р.Неве?
  • Когда произошла битва на р. Неве?
  • Чем закончилась Невская битва?

Почему Александр Ярославич получил почетное прозвище «Невский»?

(вспоминают тему, дают ответы, вспоминают дату сражения)

Задание 1.

Выберите, какие из перечисленных черт  личности присущи А.Невскому:

Мужественный, решительный, открытый, мстительный ,злой, коварный, дальновидный, талантливый, опытный, властный.

(выбирают нужные слова)

Задание 2.

Рассмотрите слайд. Найдите, где чей воин.(монгольский, русский, немецкий)

(определяют воинов: немецких рыцарей, русского, монгольского воина.)

Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вводное слово: через 2 года после Невской битвы страну стали разорять  немецкие рыцари.

Сначала они подступили к Пскову (показ на карте , слайд).Нашелся предатель, впустивший врагов в город.

Снова собрал полки А.Невский. Он решил не ждать, когда немецкие рыцари подойдут к стенам Новгорода, а выйти им на встречу. Встреча русских отрядов и конницы немецких рыцарей произошла 5 апреля 1242 года  на льду Чудского озера, и получила название «Ледовое побоище».Это тема нашего урока.

(записывают в тетради дату и название  битвы)Запомните эту дату!

Давайте сравним вооружение русских воинов и немецких рыцарей:

(сравнивают, отвечают)

Как располагалось войско немецких рыцарей?

А.Невский решил дать  сражение прямо на льду озера. Зная ,как обычно  выстраиваются рыцари Невский расположил свои войска следующим образом: …(рассказываю схему построения войск, показываю на слайдах.)

Словарная работа:

 Фланг. Что это означает? Записываем в тетрадь: фланг-расположение войск по правой и левой стороне.

И тут случилось непредвиденное..5 апреля? Какое это время года?(отвечают, надеюсь!). Почему Невский решил дать бой на льду озера?

Весенний подтаявший лед на озере стал трескаться, не выдержал тяжелой немецкой конницы. Рыцари в железных латах проваливались под воду , не в силах оттуда выбраться. Многие из них утонули в чудском озере. . Эта битва была названа летописцами «Ледовое побоище».

Александр Невский вместе с дружинниками и ополченцами снова одержал победу.

Вывод: значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские земли были спасены от порабощения. Враги Руси убедились, что русские люди могут постоять за себя даже в самое тяжелое для них время.(Записываем в тетрадь: Победа русского  в Ледовом побоище спасла русские земли от порабощения немецкими рыцарями).

Физкультминутка:

Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер  стих  . Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо . На экран все посмотрели..(можно заменить зрительной гимнастикой- на экране дерево, с которого опадают листья и летят в различных направлениях из-за ветра, дети следят  глазами за листьями и др.объектами ,входящими в комплекс данной гимнастики)  

Закрепление нового материала:

  • С кем воевали новгородцы в 1242 году?
  • Под каким названием вошла в историю битва с немецкими рыцарями?
  • Где проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва?
  • Как построили свои войска немецкие рыцари?
  • Как построил войска А.Невский ?
  • Чем закончилась эта битва?
  • Почему русские победили?
  • Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?

Подведение итогов:

комментарии, объявление оценок за работу

Домашнее задание:

Выучить тему №8. Дать ответы на вопросы в учебнике.

Повторить темы раздела №5.(записывают дом.задание)

Индивидуальное задание:

Прочитать рассказ для доп.чтения «Памятник А.Невскому в Городце», составить вопросы к тексту.(отлично успевающим).(Если останется время выполнить на уроке, если не останется, то задается на дом)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ

Слайд 2

Повторение пройденного материала Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? С кем воевали русские воины на р.Неве? Когда произошла битва на р.Неве? Чем закончилась битва? Почему князь Александр получил почетное звание « Невский»?

Слайд 3

Задание 1:найдите в тексте как выглядел и какие черты личности присущи Александру Невскому: Высокого роста Сильный Красивый Образованный Верующий Великодушный Беспощадный к предателям Громогласный

Слайд 4

Задание 2. Рассмотрите иллюстрации. Найдите, где чей воин.

Слайд 5

Через 2 года после Невской битвы страну стали разорять немецкие рыцари. Сначала они подступили к Пскову, нашелся предатель, впустивший врагов в город…

Слайд 6

5 апреля, 1242 года БИТВУ НА ЛЬДУ Чудского озера назвали ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ

Слайд 8

3.Ледовое побоище. Рыцари особым образом строили свое войско- их боевой порядок напоминал свинью. Впереди и по бокам стояли тяжело вооруженные всадники, сзади - легкая конница и в центре -тяжеловооруженная пехота. Прорвав строй противника , рыцари его окружали и уничтожали. «свинья»

Слайд 9

Решающая битва с Орденом состоялась 5 апре-ля 1242 года на Чудском озере.Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз. Перед ним выстроились основные силы-княжеская дружина На флангах расположились полки правой и левой руки И на правом фланге Александр спрятал засадный полк. Перед дружиной расположились лучники. Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза. Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки, а вскоре удар нанес и засадный полк.

Слайд 10

Попов П. Ледовое побоище Ледовое побоище Подняв мечи из русской стали, Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогородские полки По льду летели с лязгом, громом, К мохнатым гривам наклонясь ; И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь И ,отступая перед князем, Бросая копья и щиты, С коней валились немцы наземь, Воздев железные персты. К. Симонов. Отрывок из поэмы « Ледовое побоище».

Слайд 11

Вскоре Александр освободил Псков , а затем с триумфом возвратился в Новгород. Впереди русских ратей уныло шли поверженные рыцари.

Слайд 12

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!

Слайд 13

Значение победы над шведскими и немецкими рыцарями было огромно. Русские воины спасли от порабощения наши земли, они остановили рыцарей.

Слайд 15

Давайте повторим: Когда произошло сражение на Чудском озере? С кем сражались русские воины? Чем закончилась битва? Значение битвы : в результате победы в битве рыцари были остановлены и русские земли спасены от порабощения.

Слайд 16

Закрепление В каком году состоялось Ледовое побоище? - В 1240 году - В 1242 году - В 1234 году В 1242 состоялось сражение на: р.Неве Чудском озере р.Сить

Слайд 17

Александр Невский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Отечества

Класс: 8 классТема: " Внутренняяя политика Александра I . Восстание декабристов Тип урока: урок обЪяснения нового материалаПродолжительность занятия: 1 урок( 45 минут)Цели:обучающая- занкомство с твор...

Открытый урок по истории Отечества

Класс: 8 классТема: " Внутренняяя политика Александра I . Восстание декабристов Тип урока: урок обЪяснения нового материалаПродолжительность занятия: 1 урок( 45 минут)Цели:обучающая- занкомство с твор...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества в 7 классе на тему: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри».

Тема: «Жизнь и быт славян. Славянские воины и богатыри». Цели:·         формирование личности способной к творческой деятельности;·...

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....