Конспект логопедического занятия с экологической составляющей по автоматизации звука «Ль»
план-конспект на тему

Яковлева Ольга Михайловна

Закреплять правильное произношение мягкого согласного звука Ль.Уточнить знания детей об улитках как обитателях водоёмов; об особенностях их внешнего вида и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_l.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

   

Конспект логопедического занятия с экологической составляющей

по автоматизации звука «Ль» на тему:

« В гости к улитке »

 для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Составитель:

учитель - логопед

Яковлева О.М.

Чебоксары 2017

Цель: автоматизация  Ль в слогах, словах, предложениях с открытым слогом.

Задачи:

коррекционно - образовательные. Закреплять правильное произношение мягкого согласного звука Ль. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числит. с сущ., уточнение употребления предлогов ПОД и НА). Закреплять умение подбирать синонимы, объяснять значение сложных слов. Уточнить знания детей об улитках как обитателях водоёмов; об особенностях их внешнего вида и поведения.

коррекционно - развивающие. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, мелкую и общую моторику,  пространственные представления, межполушарные связи. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы. Способствовать развитию наблюдательности, умению отражать результаты наблюдения в точном слове. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

коррекционно - воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическое мировоззрение, любознательность, формировать товарищеские чувства.

 Оборудование: компьютер, презентация, немного соленого теста, , пульверизатор.

Ход НОД:

Доброе утро — птицы запели

Доброе утро - вставайте с постели!

Доброе утро, ребята! Собирайтесь в гости!

1.Логопед:  - Отгадайте, кто пригласил нас?

Это кто, раздвинув рожки,
Проползает по дорожке?
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка)

Я знаю, что вы делали улитку.(слайд 1) Можете меня научить? ( лепка улитки из соленого теста) Припоминание сведений об улитке : что особенного во внешнем виде улиток? (У улитки есть домик-раковина и тело.) Из каких отделов состоит её тело? Сколько ног у улитки? (Одна нога, одна голова.) Что на голове у улитки? (Рожки). У улитки не одни рожки-усики, а две пары — два и два. Одна маленькая пара — это усики, которыми улитка нюхает. Вторая большая пара — это глаза. День был  дождливый  и настроение  у нее было прекрасное. Это какое настроение? ( хорошее, замечательное, отличное, радостное) Но ведь день был дождливый! Почему такое настроение? (она любит воду)- увлажняем улиток из пульверизаторов. Действительно, вы правы, в сухую и жаркую погоду улитка не показывается из своего домика - раковины. Улитка влаголюбива. Что значит влаголюбивая? Ученые называют улиток моллюсками. Улитка (слайд) - брюхоногий моллюск: его "брюшко" одновременно является ногой.

Улитка ждала гостей. Она помыла в домике потолок так- арт.упр. «Маляр»( время не теряем- потолочек намываем. Вперед- назад ,не зевай , протирай)

И стала качаться на качелях так- арт.упр. « Качели»( сели на качели- взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись)

Ждала пока хватало сил, но что-то гости не идут.

Поэтому запела грустно : ля- лю

А потом сердито так: ле- лё

Надо учиться ждать, терпеливой стать. Научим петь весело так:

ля ле лю

Вы заметили,с каким согласным звуком были все песенки?( Ль )Что вы про него помните?( согл., мягк.)

Улитка (слайд2 ) - Назовите первый звук в этом слове, последний.

А  где находится Ль в этом слове?

Пальчиковая игра «Улитка» 

Одна из рук - «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («Улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «Улитку» в «бутоне»).

2. Конечно, она была  не одна, а со своими друзьями.

Рассмотрим их.(слайд 3) Давайте придумаем им имена:

Ляка , Люка, …..Заметили, с какого звука начинаются имена? Кто хочет назвать сам?

Давай их посчитаем: 1 улитка, две улитки,............., пять улиток

3.. А где  же  в природе они могли  жить? ( в болоте, в пруду, море) (слайд 4) Наша улитка со своими друзьями  жила в реке. В реке у улиток много врагов, которые так и норовят полакомиться ими. Что делает улитка, если возникает опасность? (Прячется в раковину). Кто же их напугал? (звуковой файл)

4. Прыгали , скакали -перекрестные движения кулак- ладонь. Они улиток  искали.: (слайд7)

Игра «Прятки»

Где улитка? Дайте  полный ответ. Начни со слова улитка ....( на листке)

-Где? (под листком)

Где (на лютике)

Где ? (под лютиком)

5. А как проверить, миновала опасность или нет? (Улитки высовывают рожки.) Правильно. А рожками у нас будут руки. Нам надо проверить, нет ли у нас опасности впереди, справа, слева и сзади.

     Дети, не меняя положения тела, вытягивают руки вперёд и  приподнимают их; затем разводят руки в стороны и приподнимают их; потом отводят назад и опять приподнимают.

6. Улиток на земле огромное множество. Среди них есть и хищные,  и травоядные.  Как вы понимаете значение слова «травоядная»? Травоядная — значит та, которая питается травой и другими растениями. Наши знакомые  улитки питаются растительной пищей.  Улитка поедает зеленую листву разных растений. Язык улитки напоминает напильник. Взгляните на этот инструмент. (Показ напильника). На языке улитки, как на этом напильнике, расположены сотни маленьких зубок, ими улитка срезает и перемалывает пищу.  Игра «Накорми улиток»:

 В прорезь коробочки с рисунком улиток дети просовывают карточки с изображением предполагаемой пищи улиток (со звуком Ль)  и дают полный ответ:

-Моя улитка любит лимоны (листья, лютики, малина)

В наборе есть картинки, где данный звук отсутствует или этот предмет не растение.

7. Кто же сегодня нас  встречал? Какой звук вы услышали сегодня много раз и в названии этого моллюска тоже? В слове лягушка тоже есть Ль - почему же они не дружат? Может, стоит всех лягушек убрать, чтобы они не мешали улиткам?  Молодцы, вы все правильно поняли - в природе никого лишнего нет!

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Лишних в природе вы не ищите,

Всех животных берегите!

Своих улиток возьмите домой и расскажите друзьям, что вы о них знаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия с ребенком имеющим ЗПР (автоматизация звука « Ш»)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18666971","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 143px;"}}]]...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука Л для детей с нарушением слуха

Формирование произношения:Тема: Звук [Л].Цель: Автоматизация в обратной позиции в слогах, словах, предложениях.Развитие речевого слуха:Тема: Текст «Звери готовятся к зиме».Цель: Тренировка...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука С для детей с нарушением слуха

Тема: Автоматизация звука [с]. Текст «Зима»Цель: Автоматизация [с] на материале слогов, слов, предложений в позиции между гласными.Учить воспринимать фразы на слух из деформированного текс...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука Ц для детей с нарушением слуха

Формирование произношения:Тема: Звук [Ц].Цель: Автоматизация в обратной позиции в слогах, словах, предложениях.Развитие речевого слуха:Тема: Текст «Находка».Цель: Тренировка слуха в различ...

Конспект логопедического занятия с ребенком с ОВЗ (ЗПР) "Звук [Э]. Звуки [А], [И], [У], [О]"

Конспект логопедического занятия с ребенком с ОВЗ (ЗПРР)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «В ЦИРКЕ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ»

Конспект логопедического занятия является образцом составления плана занятия по ФГОС второго поколения и составлен для проведения группового логопедического занятия, рассчитанный для двух детей-логопа...