Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
    план-конспект занятия (7 класс) на тему

    Шведчиков Василий Федорович

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_shvedchikova.docx22.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

    Шведчиков В.Ф.

    Занятие проводится с Викой,   ученицей 7-го класса.

    Интеллект сохранен.
    Вика: средняя потеря слуха: правое ухо–диапазон воспринимаемых частот до 8000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах – 80 дБ.
    левое ухо – диапазон воспринимаемых частот до 8000 Гц при средней потере слуха на основных речевых частотах– 95 дБ.

    Занятие проводится с использованием индивидуального слухового аппарата “Отикон”.

    Формирование произносительной стороны речи.

    Тема: звук “Ц”.

    Цель: автоматизация звука “Ц” в различных позициях на материале слов, словосочетаний, фраз;
    закрепить правило произнесения 
    –тся  – ться как –цца в глаголах.

    Тема: словесное и логическое ударение.

    Цель: тренировать в умении воспринимать на слух словесное и логическое ударение, правильно воспроизводить его в речи.

    Развитие речевого слуха.

    Тема: “Здоровье”, “Казань-столица Республики Татарстан”.

    Цель: тренировать в умении воспринимать слухозрительно и на слух речевой материал по теме; расширить и активизировать словарь по темам “Здоровье”, “Казань-столица Республики Татарстан”.

    Оборудование: таблицы со словами, словосочетаниями и текстами, рассыпной текст, картинки, ноутбук, географическая карта, учебник  “Произношение” для 7 класса.

    Ход занятия

    1. Психологическая настройка учащегося.

    Я рада тебя видеть.
    У нас сегодня гости, не волнуйся.

    2. Организационный момент.

    Учитель предлагает прослушать фразы на слух (каждая фраза произносится два раза), если ученик не воспринял фразу на слух, то учитель произносит фразу слухозрительно.

    – [Добрый день, Вика.]– Добрый день, Римма Зуфаровна

    – [Аппарат работает хорошо?]   – Да, аппарат работает хорошо.
    – [Какое сегодня число?] 
    – [А какой день недели?] 
    – [Как твое здоровье?] 
    – [Будем заниматься. Хорошо
    говорить звуки.]

    –Девятнадцатое   октября.
    – Понедельник.

    – Спасибо, я здорова.
    – Я буду стараться.
     

    3. Целепологание.

    – [Будем слушать, читать текст, 
    отвечать на вопросы, работать с картой].

           

     – Будем слушать, читать текст, 
         отвечать на вопросы, работать с картой.

     Формирование произносительной стороны речи.

    4. Актуализация знаний.

    – Тема занятия: звук Ц

    – Открой книгу на странице семьдесят один и прочитай правило.

    (На столе учебник “Произношение” для 7 класса).

    – Как произносится -тся и -ться в глаголах?

    – Тема занятия: звук Ц

    – Ученик открывает книгу и читает правило.
     
    -тся и -ться в глаголах произносится как -цца

    5. Создание проблемной ситуации.

    – Вика, обозначь ударение в словах.

    (На экране ноутбука таблица со словами: 
    заниматься, одеваться,
    раздеваться, нравиться,
    обтирается, обливается,
    кутаться. 
    Учитель читает слова за экраном.)

    – Прочитай слова правильно, хорошо говори звук Ц

    (Ученик обозначает ударение.)

     

     


     

     (Ученик читает слова.)

    Учитель контролирует произношение звука Ц, наличие словесного ударения и слитность.

    – А теперь послушай и повтори слова.

    Учитель предлагает слова на слух вразбивку.

    (Ученик слушает и повторяет слова.)

    – Вика, составь словосочетания.

    (На экране ноутбука таблица: 
    одеваться как? … 
    обливаться чем? 
    обтираться чем?

    (Вода, легко, полотенце.)

    – Послушай и повтори.

    Ученик составляет словосочетания:


    – одеваться легко
    – обливаться водой 
    – обтираться полотенцем

     

     

    Учитель предлагает ученику словосочетания на слух и вразбивку.

    (Ученик слушает и повторяет словосочетания.)

    – Вика, ответь на вопросы.
    Какой вид спорта тебе нравится? 
    – Посмотри на картинку.
    Что делает мальчик? 
    – Послушай и повтори.
    [Одеваться нужно легко.] 
    [Полезно заниматься спортом.]

    – Мне нравится …
     – Мальчик обливается водой.

    – Одеваться нужно легко.

    – Полезно заниматься спортом.

    Учитель следит за слитностью во фразах и за наличием логического ударения, контролирует произношение ученика. В случае необходимости дает образец своей речи.

    6. Физкультминутка.

    Закрой глаза и считай до пяти.
    Поморгай. Молодец.
    Посмотри направо,
    посмотри налево.

    Развитие речевого слуха.

    7. Актуализация знаний.

    – Как называется наша Родина? 
    – Возьми карту, покажи границы России.

    – Как называется столица нашей Родины?

    – Покажи на карте Москву.

    – Наша Родина называется Россия.
     
    (Ученик показывает границы России)
    – Вот границы России.
    – Столица нашей Родины называется Москва.
    (Ученик показывает на карте Москву.)
    – Вот Москва.

     Вика, в какой республике ты живешь?

    –Я живу в Республике Татарстан.

     – Возьми карту, покажи границы республики.

    – Вот границы республики.

    – Как называется столица нашей республики?

    – Столица нашей республики называется Казань.

    – Покажи на карте Казань.

     – Вот Казань.

     8. Создание проблемной ситуации.

    – Вика, внимательно послушай рассказ и подбери нужную карточку.

    (На столе 3 таблицы с разными карточками.)

    (Ученик слушает и выбирает нужную карточку с текстом.)

    Учитель читает текст:

            Город Казань расположен на берегу реки Волга. Рядом протекает речка Казанка. Казань – старинный, красивый город. Он постоянно строится и обновляется. В Казани есть кремль. Он гордо высится на высоком холме берега Казанки. В Казани много красивых старинных зданий, памятников. Когда подъезжаешь к Кремлю, издалека видна башня Сююмбике. Это красивая, высокая, стройная башня является архитектурным памятником.

    – Мы прочитали этот рассказ.

    – А сейчас будем читать рассказ по предложениям.

            Учитель читает рассказ по предложениям, выкладывая перед учеником фразы рассыпного текста. Во время чтения учитель контролирует произношение ученика. В случае необходимости дает образец своей речи. 

    Ответы на вопросы и выполнение заданий.

    – Вика, прочитай первое предложение

    – Город Казань расположен на берегу реки Волга.

    – А как зовут президента Республики Татарстан?

    – Рустам Нургалиевич Минниханов.

    – Продолжи: Когда подъезжаешь к Кремлю, …… – издалека видна башня Сююмбике.

    – Вика, посмотри и выбери открытки о Казани. (Ученик выбирает открытки о Казани.) – Что изображено на этой открытке?

    –  Башня Сююмбике. Отвечай кратко.

    – А что изображено здесь?

    –  Это Кремль.

     – Вика, какие архитектурные памятники Казани ты знаешь?

    – Это: Кремль, башня Сююмбике, театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.

    – Вика, нравится ли тебе столица?

    – Да, мне нравится столица.

            Ученик отвечает на вопросы. Учитель работает над произношением, над мелодико-интонационной стороной речи. Если ученик затрудняется с ответом, учитель предлагает ему в помощь прочитать ответ на экране ноутбука. Ученик читает и повторяет. Ученик отвечает на вопросы.

    9. Итог занятия. Рефлексия.

    – Что ты делала на занятии?

    – Вика,  ты сегодня занималась хорошо, звук Ц говорила правильно. 
    Дома выучи правило. [До свидания]

    – Я слушала и говорила, отвечала на вопросы.

    – До свидания

    Литература

    Кузьмичёва Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся–М.: Просвещение–1991.

    Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих–М.: Просвещение–1981.

    Назарова Л.П. Методика слухового восприятия у детей с нарушением слуха–М.: Владос–2001.

    Слезина Н.Ф. Произношение. Учебник для 7-8 класса школы глухих–М.: Просвещение–1985. –45с.

    Волкова К.А. Произношение. Учебник для 7-8 класса школы глухих –М.: Просвещение–1985. –159с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

    Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

    Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса

    Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса...

    Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: М.М. Пришвин Сказка-быль "Кладовая солнца"

    Занятие проводилось на материале урока литературы М.М. Пришвин "Кладовая солнца" с учеником 8 класса.Средняя потеря слуха у ребенка: правое ухо - 100дБ, левое ухо - 95 дБ, интеллект сохранен.Занятие п...

    Дидактический материал для занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи

    В данной методической разработке представлен дидактический материал для занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи....

    Конспект "Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи"

    Конспект индивидуального  коррекционного занятия  по  развитию речевого слуха и формированию  произносительной стороны речи для  обучающихся 9 класса с нарушением слуха ( 2 ви...