Методическая копилка Сборник мнемотехника
статья на тему

Номоконова Полина Олеговна

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

  Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Коррекция памяти учащихся с ограниченными возможностями здоровья на коррекционно-развивающем занятии»

Цель мастер-класса: обмен опытом    методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

-дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц; 

-показать способы организации пропедевтической работы на коррекционных занятиях (к урокам чтения и развития речи по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью)

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен  учителям-дефектологам,логопедам,педагогам-психологам,учителям индивидуального обучения в работе по развитию памяти и связной речи детей с ОВЗ и младшего школьного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика работы по мнемотаблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике работы по мнемотаблицам;

-   использование мнемотехники по средствам  компьютерных технологий;

-использование учителями на уроках практического материала в работе с детьми ОВЗ

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – 
он будет долго и напрасно мучиться,
 
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

-Добрый день, уважаемые коллеги. Мы сегодня собрались,  чтобы поделиться своим педагогическим опытом работы.

Тема мастер-класса «Коррекция и развитие памяти учащихся с ОВЗ через использование приемов мнемотехники». Слайд №1

-Своё выступление я бы хотела начать с небольшого упражнения. Я попрошу вас повернуться друг к другу,  внимательно посмотреть на своего соседа и постараться запомнить его особенности. А теперь,  отвернитесь  и измените в себе что-нибудь. Повернитесь друг к другу и попробуйте догадаться,  что изменилось в вашем соседе. Все справились с заданием? Молодцы! Улыбнитесь друг другу и на этой позитивной ноте начнём нашу работу.

Что Вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Я подготовила для вас небольшой плакат, на котором изображено 2 берега, берег «Надежды» и берег «Оправданных надежд» среди них протекает глубокая река. Я предлагаю Вам на стикерах написать свои ожидания и прикрепить на берег «Надежды». Спасибо. Я постараюсь оправдать Ваши надежды, и поделившись своим опытом работы проложить мостик к берегу «Оправданных надежд».

  При отборе содержания для проектирования адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ главным критерием является наличие в учебном плане коррекционно-развивающих занятий. Основой методики коррекционно-развивающих занятий является направленность её на развитие высших психических функций проблемного ребёнка при обязательном ориентирование на учебный предмет. То есть через коррекцию познавательной деятельности мы должны создавать условия для усвоения учебного материала. 

Диагностика уровня развития  памяти учащихся, показывает то, что у детей уровень памяти низкий, память фрагментарна, кратковременна; ребята не способны длительно удерживать материал., но зрительная память страдает реже, потому что преобладает наглядно образное мышление.Данная проблема является актуальной и основной причиной низкого уровня усвоения программного  материала.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы, как  с помощью приемов мнемотехники можно осуществить коррекцию и развитие  памяти  у учащихся с ОВЗ.

При работе с детьми на уроках мы часто сталкиваемся с такой проблемой: неумение пересказывать текст, дети не могут выучить стихотворение, не помнят что изучали на предыдущем уроке. Для решения этой проблемы я использую метод Цицерона, который заключается в использовании на занятиях мнемотаблиц.

Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми.

И так, что же такое     МНЕМОТЕХНИКА?

      (от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство).

 Мнемотехника - специально разработанные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Слово преображаем в образ.

 Способ «рисования текста» намного эффективнее и  привлекательнее для

 ребёнка, так как организован в форме игры.        

  Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  • кодирование в образы,
  • запоминание (соединение двух образов),
  • запоминание последовательности,
  • закрепление в памяти.

Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь».

Этапы работы :

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка Машенька,  ёлочка, шишки, дом, медведь,  пирожки, кузовок и т. д.

3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.

Примечание. Детям с ОВЗ необходимо давать таблицы цветные, так как у них быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая, цыплята - жёлтые, мышка - серая, ёлочка - зелёная, и т. д. И обязательно образы должны располагаться в таблице, чтоб ребёнок не потерял логическую цепочку при пересказе или заучивании.

Размер мнемотаблиц делают различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.                    

 Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Вывод:

Таким образом, использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.

Практическая работа

А теперь мне хотелось бы предложить Вам на практике применить метод мнемотехники.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению

«Весна пришла»

Вторая  группа– составление мнемотаблицы по стихотворению

 «Мишка-рыболов».

Затем выходите и рассказываете наизусть с опорой на мнемотаблицу. Молодцы!

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной  и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

А в заключении прошу выразить своё мнение, напишите на стикерах насколько оправдались Ваши надежды и закрепите на «берегу оправданных надежд».

 Подведение итогов, рефлексия 

Упражнение « Ожидания».

Цель: определить, насколько оправдались ожидания каждого участника мастер - класса. Участникам предлагается:

- на стикерах записать, настолько оправдались Ваши ожидания от мастер- класса.

- стикеры прикрепить на плакате на "берегу оправданных надежд", озвучивая свое мнение.

           

Весна пришла  Т. Дмитриев

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых!

«Мишка-рыболов»

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идет  вразвалку.

Чует мишка-рыболов,

Что богатый ждет улов!

     МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №4»

Коррекционно-развивающее занятие для детей с НОДА

Написание стихотворения  по памяти через использование приемов мнемотехники «Дед Мороз прислал нам елку…» В.Петрова

                                                                Составитель: учитель-дефектолог

                                                                                                  Номоконова П.О



Предварительный просмотр:

Особенности памяти учащихся с ОВЗ.

   Память – это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В психологии выделяют зрительную, слуховую и двигательную память.

  Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у детей с ОВЗ имеют свои специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

  Продуктивность процессов памяти снижена, при этом они характеризуются:

1) запоминание – недостаточной полнотой  и точностью, замедленностью;

2) сохранение – неосмысленностью и непрочностью;

3) воспроизведение – низким объёмом, искажениями материала, привнесениями.

 В свою очередь, нарушения в мнемической деятельности негативно отражаются на развитие других процессов познавательной деятельности: восприятия, внимания, мышления, а также является причиной не усвоения программного материала.

 Поэтому учителю необходимо целенаправленно проводить    работу по коррекции и развитию памяти у учащихся с ОВЗ.

                   Методические рекомендации по коррекции памяти у учащихся с ОВЗ.

  При работе с детьми ОВЗ я применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Одной из таких технологий, направленная на коррекцию памяти, является мнемотехника.

 Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

 Цель обучения с использованием приемов мнемотехники - развитие образной памяти детей через систему работы с использованием различных приемов мнемотехники.

 Задачи:

  • указать методы для запоминания в короткое время такового огромного числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы совсем затруднительно уяснить;
  • развивать образную память детей, ее различных видов (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, осязательной);
  • развивать у детей психических процессов (мышление, внимание, воображение); 
  • развивать умственную активность, сообразительность наблюдательность, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  • формировать у детей навыки запоминания любой информации.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для детей с ОВЗ необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Мнемотехнические приемы запоминания – это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания.

Мнемотехнические приемы

1.Прием образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Название цвета начинается на ту же букву, что и слова в предложении).

2.Ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки. В современной педагогике этот приём успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала.

         3.Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Так, например, для   иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Это приём может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удаётся.

4.Приём «Нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», можно делать «оживление» (представлять всё в действии), добавлять краски, запахи, вкус. Можно менять размеры предметов и делать их фантастическими (приложение 2).

5.Метод Цицерона. Например, надо запомнить названия ягод, овощей и фруктов. Внимательно мысленным взором обводим кукольный уголок и раздаём еду игрушечным героям. Зайцу — морковку, мишке – малину, козочке – капусту, мышке – репку, кукле Мальвине – свёклу.

6.Прием «Мнемотаблицы» Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (приложение1).

В своей практике по коррекции памяти я использую работу с мнемотаблицами.

Принцип работы с мнемотаблицей  строится от простого к сложному:

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.  Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к 
мнемодорожкам –  мнемотаблице, состоящей из 3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Этапы работы с мнемотаблицами

  • Рассматривание таблицы и разбор изображений.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Пересказ   с опорой на символы (образы), т. е.  происходит отработка метода запоминания.
  • Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Воспроизведение информации, пересказ.

Виды работ с мнемотаблицами:

  • Заучивание материала по готовой  мнемотаблице.
  • Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим заучиванием материала.
  • Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание  материала.
  • Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием   (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание  материала.
  • Рисование  рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога, заучивание материала.

Подходы в работе с технологией мнемотехника:
- Системный  (технология мнемотехника используется в системе обучения и
воспитания);
- Личностный ( с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка);
- Деятельностный  (развитие ребенка происходит в деятельности, он читает
предложенные учителем схемы, таблицы и составляет свои);
-Диалогический ( процесс обучения происходит в форме диалога);
-Культурологический ( ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь,
учится грамматически правильно говорить);
-Информационный  (ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и
воспроизводит информацию об окружающем мире).
  Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:
-запоминание материала по лексическим темам. 
-обучение рассказыванию («Расскажика»).
-заучивание стихотворений, пословиц, разгадывание загадок.
-обучение грамоте (запоминание букв, правил).
-формирование элементарных математических представлений.

Таким образом. применение приемов мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: 
1) развитие основных психических процессов познавательной деятельности – памяти, внимания, восприятия, образного мышления и речи;
2) перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
3) развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении. 
4) процесс запоминания более простым, интересным и творческим.

 В заключение хочу отметить: положительные результаты диагностики уровня развития памяти  свидетельствуют об эффективности использования мнемотехнических методов и приёмов в моей работе.

Приложение1

Этапы работы с мнемотаблицей (или мнемодорожкой).

1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2) Осуществление перекодирования информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы («оживляем» все рисунки);https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/16/k_585384f0923be/370270_4.jpeg

3) Попробовать связать последовательно, попарно, построчно все символы (образы) и с их помощью, как можно точнее, ближе к тексту, воспроизвести художественное произведение.

 (сказке «Теремок»)

В качестве дидактического материала могут быть использованы коллажи. Методика работы примерно та, же что и с мнемотаблицами. Коллаж - это лист картона (или фланелеграф), на котором рисуются (накладываются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок нарисованных на листе бумаги различных изображений и составляет суть коллажа.

Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить, то есть связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Грузовик без колёс!

У осла отклеен нос!

Стали чёрными цыплята!

А из куклы лезет вата!

Были новыми игрушки,

А теперь они старушки...

Берём же скорей

Иголки и клей,

Нитки, катушки

И чиним игрушки!

И нам за это от души

Спасибо скажут малыши.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/16/k_585384f0923be/370270_5.png

Цель коллажа: закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребёнка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Этапы работы с коллажом

1) Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на
нём видят.

2) Составляется сюжет с использованием всех картинок.

3) Коллаж может содержать буквы, цифры, по ним педагог задаёт наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слова» и т.п.

Опыт работы показал, что забавные стихотворения запоминаются детьми легче, чем проза. А если чтение и заучивание необходимых сопровождать показом предметных картинок, спонтанной схематичной зарисовкой, использовать магнитную доску, то заучивание превращается в весёлую игру. Заученный таким образом материал долго остаётся в памяти ребёнка, а не исчезает через пару занятий. План дефектологического занятия по заучиванию стихотворного текста с помощью метода ассоциативных цепочек (мнемотаблиц и коллажей) включает в себя:

1. Проведение вступительной беседы необходимо для того, чтобы создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения, а также (как и в пересказе) актуализировать знания учащихся по теме и подготовить их к восприятию читаемого материала. В ходе беседы используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста,

2. Выразительное чтение стихотворения (наизусть) учителем без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, и красоты стихотворения.

3. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведётся с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребёнка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.

4.  Построчная, покуплетная зарисовка содержания стихотворения в виде мнемотаблицы или коллажа.

5. Повторное чтение стихотворения  с установкой на запоминание и опорой на ассоциативные цепочки.

6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми по мнемотаблице или коллажу.

7. Чтение стихотворения без опоры на мнемотаблицу или коллаж.

По мере работы над заучиванием стихотворений с помощью метода ассоциативных цепочек - этот метод можно было использовать как часть занятия, не уделяя большого количества времени на рассматривание, «чтение» коллажей и мнемотаблиц. Использование приготовленных учителем  мнемотаблиц и коллажей, постепенно заменяется мнемотаблицами и коллажами,  нарисованными и составленными детьми. Например:

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/16/k_585384f0923be/370270_6.jpeg

(Приложение 2)

Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:

развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала, т.е. его классификацию, установлению смысла всех связей и отношений, выделение главных мыслей в рассказе, схематизация, составление плана. Эти действия используются в дальнейшем в качестве способов запоминания или мнемических приемов на уроке.

Добавь к слову новое слово: 1-ый ученик называет любое слово (предмет, цифру, букву, геометрическое тело), 2-ой повторяет это слово и добавляет свое из этой же группы, называют до тех пор, пока не названы все слова данной группы. Получается «снежный ком» с логической связью.

Картинка-схема: На доске в столбик крепятся 10-12 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов. Игру можно провести по рядам.

Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Упражнение проводится по рядам в форме взаимно-обратных действий.

Слово-слово: детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).

Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).

Схема-слово: ученикам предлагаю схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.

Картинка-рассказ: учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т.н. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.

Схема-рассказ: учитель читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5-7 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы ребенок рассказывает . (колобок)

Пересказ текста по плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.

Игровые задания на коррекцию и развитие смысловой памяти:

1-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений

Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.

Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).

2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий

Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?

Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?

Игровые задания

Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.

Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.

Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).

Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …

Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.

Упражнения для развития смысловой памяти.

1. 10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим записать все слова парами на листке бумаги. Подсчитывается число правильно воспроизведённых пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Рекомендуемый набор пар слов:

Шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь, дуб-жёлудь, дичь-выстрел, рой-пчела, час-время, гвоздь-доска.

2.Прочитайте учащимся 3 слова, объединённые по смыслу, при этом специально обратите внимание на логическую связь, существуют между словами.

Для и этого можно воспользоваться следующими словами:

Охотник-медведь-берлога                         Весна-солнце-ручей

Река-рыболов-уха                                       Город-улицы-дома и т.д.

Прочитав вслух строки учитель затем предлагает ученику карточку, на которой написано первое слово из каждой тройки. На основании проведённых исследований можно сделать вывод об особенностях памяти учащихся, наметить пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала.

Литература:

1. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогоки и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. И гуманит. Вузов. /, – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.

2.Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехники. – СПб.: Светлячок, 2000.

3.Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального    мышления. М. Школа рационального чтения, 2000

4.Мальцевой К.К. Осиповой А.А «Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. 

5. Дубровина И.В., Андреева А. Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т. В.; Под ред. И.В.Дубровиной. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /,- М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Интернет ресурсы:

http://www.bibliofond.ru/

http://www.psychologos.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://festival.1september.ru/



Предварительный просмотр:

                                                            Номоконова Полина Олеговна

Учитель-дефектолог МОУ «АСОШ №4»

                                                       Агинский район п.Агинское

                                                      Статья на сайте Инфоурок.

                  Мнемотехника как средство развития памяти учащихся с ОВЗ

           Память – это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В психологии выделяют зрительную, слуховую и двигательную память.     Исследование особенностей памяти детей с ОВЗ является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.

          Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у детей с ОВЗ имеют свои специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

         Продуктивность процессов памяти снижена, при этом они характеризуются:

1) запоминание – недостаточной полнотой  и точностью, замедленностью;

2) сохранение – неосмысленностью и непрочностью;

3) воспроизведение – низким объёмом, искажениями материала, привнесениями.

В свою очередь, нарушения в мнемической деятельности негативно отражаются на развитие других процессов познавательной деятельности: восприятия, внимания, мышления и речи,а также является причиной не усвоения программного материала.

В своей практике с целью диагностики уровня развития памяти у детей с ОВЗ применяю «Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка», Семаго М.Я и практический материал Забрамной С.Д.  

1.Исследование слухоречевой памяти

              - Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия)

   -«Запоминание двух групп слов»                  

2. Исследование зрительной памяти

3. Особенности логической памяти.

           По результатам исследования можно сделать вывод, что уровень развития памяти  почти у всех учащихся с ОВЗ низкий. Как показывают исследования, дефекты мнемической деятельности детей с ОВЗ поддаются коррекции в процессе целенаправленной работы учителя-дефектолога. Поэтому в работе с учащимися с ОВЗ   использую особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

          Одной из таких технологий, направленной на коррекцию и развитие  памяти, является мнемотехника.

          Мнемотехника - искусство запоминания, система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Цель обучения с использованием приемов мнемотехники - развитие образной, логической памяти детей через систему работы с использованием различных приемов мнемотехники.

 методы и приемы мнемотехники, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

- развитие образной памяти детей, ее различных видов (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, осязательной);

- развитие у детей психических процессов (мышление, внимание, воображение); 

- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

- формировать у детей навыки запоминания любой информации.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Учащимся необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Мнемотехнические приемы запоминания – это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания.

Существуют различные приемы мнемотехники

1.Прием образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Название цвета начинается на ту же букву, что и слова в предложении).

2.Ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки. В современной педагогике этот приём успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала.

3.Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Так, например, для      иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Это приём может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удаётся.

4.Приём «Нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», можно делать «оживление» (представлять всё в действии), добавлять краски, запахи, вкус. Можно менять размеры предметов и делать их фантастическими (приложение 2).

5.Метод Цицерона. Например, надо запомнить названия ягод, овощей и фруктов. Внимательно мысленным взором обводим кукольный уголок и раздаём еду игрушечным героям. Зайцу — морковку, мишке – малину, козочке – капусту, мышке – репку, кукле Мальвине – свёклу.

6.Прием «Мнемотаблицы» Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (приложение1).

В своей практике по коррекции памяти и изучении нового материала в основном я                 использую работу с мнемотаблицами.

Принцип работы с мнемотаблицей  строится от простого к сложному:

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.  Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам
–  мнемотаблице, состоящей из 3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Этапы работы с мнемотаблицами

- Рассматривание таблицы и разбор изображений.

- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

- Пересказ   с опорой на символы (образы), т. е.  происходит отработка метода запоминания.

- Графическая зарисовка мнемотаблицы.

- Воспроизведение информации, пересказ.

       Виды работ с мнемотаблицами:

- Заучивание материала по готовой  мнемотаблице.

- Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим заучиванием материала.

- Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание  материала.

- Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием   (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание  материала.

- Рисование  рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога, заучивание материала.

Выделяют несколько подходов в работе с технологией мнемотехника:
- Системный  (технология мнемотехника используется в системе обучения и
воспитания);
- Личностный ( с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка);
- Деятельностный  (развитие ребенка происходит в деятельности, он читает
предложенные учителем схемы, таблицы и составляет свои);
-Диалогический ( процесс обучения происходит в форме диалога);
-Культурологический ( ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь,
учится грамматически правильно говорить);
-Информационный  (ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и
воспроизводит информацию об окружающем мире).
          Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:
-запоминание материала по лексическим темам. 
-обучение рассказыванию («Расскажика»).
-заучивание стихотворений, пословиц, разгадывание загадок.
-обучение грамоте (запоминание букв, правил).
-формирование элементарных математических представлений.

Таким образом, применение приемов мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: 
1) развитие основных психических процессов познавательной деятельности – памяти, внимания, восприятия, образного мышления и речи;
2) перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
3) развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении. 
4) процесс запоминания более простым, интересным и творческим.

            В заключение хочу отметить: положительные результаты диагностики уровня развития памяти  свидетельствуют об эффективности использования мнемотехнических методов и приёмов. Таким образом, учащиеся с ОВЗ нуждаются в коррекционно-развивающей  работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов, направленных на коррекцию и развитие памяти.

                                 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехники. – СПб.: Светлячок, 2000.

2. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

3.Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального    мышления. М. Школа рационального чтения, 2000

4.Мальцевой К.К. Осиповой А.А «Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. 

5.Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. - М., 1999.



Предварительный просмотр:

Направления деятельности

(уровень методической работы ОУ)

Содержание деятельности

Результат как

педагогический

продукт

Субъективные

достижения

(отношение

к результату)

Формы

презентации

достижений

I четверть

IIчетверть

IIIчетверть

IV четверть

Самообразование

(персональный уровень)

 1.Работа с научной и метод. литературой

 Методические рекомендации

Сборник дидактический заданий

 Участие в «Сократ.чтения» Статья

 Творческий отчет

Участие во всероссийской научно-метод.конференции

"Коррекционное образование: опыт, возможности, перспективы"и

публикация статей Открытые уроки

2. Изучение литературы, связанный с темой самообразования

2.Диагностика,

составление индивид.корр.-разв.програм для детей с ОВЗ.

2.Открытые занятия по ФГОС

3.Участие в конкурсе «Учитель года»

2.Взаимопосещение уроков и занятий Курсы повышения квалификации

Работа в профессиональном сообществе

(командный уровень)

 1.Разработка СИПР

  1. Проектная задача

1.Взаимопосещение коррекционно-развивающих занятий

  1. Диагностика

2.Корректировка СИПР

3. Участие в подготовке выставки «Методический калейдоскоп

 Разработка занятия

 Обобщение опыта

Участие в 7  Всеросс.симпозиуме с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования для детей с ОВЗ» и

публикация статьи «Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовательном пространстве МОУ «АСОШ №4»

Участие в методической работе ОУ

(организационный уровень)

  1. Участие в межрегиональной научно-практической конференции.
  2. Участие   ЗОФ

3.Образовательный салон

  1. Методический семинар для учителей нач.классов «Реализация ФГОС для детей с ОВЗ»

 1Участие в региональном НПК

  1. Участие в коучинге «Почему мы должны изменить наши подходы в преподавании»

 1.Школьный конкурс культурно-образовательных инициатив

Выставка «Методический калейдоскоп»

 Статьи, методические рекомендации

 Публикации

 Участие в создании банка научно-метод разработок

Доклад

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности

на 2016-2017 учебный год

ФИО педагога __Номоконова Полина Олеговна

Должность           Учитель-дефектолог

Тема _Мнемотехника как средство развития памяти младших школьников с ОВЗ.

Уровень      педагог методист


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 2

Тема «Коррекция и развитие памяти учащихся с ОВЗ через использование приемов мнемотехники»

Слайд 3

Создание условий безболезненной адаптации в школе развитие коммуникативных качеств Единство обучающей, развивающей и коррекционной деятельности Индивидуальный темп развития каждого ребенка Создание уверенности в успешном обучении Ребенок с ОВЗ Обеспечение оптимальных условий для психического развития детей . Систематическое отслеживание результатов развития . Коррекционно-развивающее занятие-основа адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ На учебном и не учебном материале

Слайд 4

МНЕМОТЕХНИКА (от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство). Мнемотехника - специально разработанные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания. Слово преображаем в образ. Способ «рисования текста» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

Слайд 5

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов : кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

Слайд 6

Работа над сказкой

Слайд 7

Этапы работы с мнемотаблицей: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Преобразование из абстрактных символов в образы. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).

Слайд 8

Мнемотаблицы Организовать работу над заучиванием текста удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Слайд 9

Январь (С. Маршак)

Слайд 10

Вывод: Таким образом, использование методов мнемотехники: облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей; позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; развивает творческое познание детей.

Слайд 11

Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю. Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....

Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....